Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Татариновой И.А., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2014 по делу N А76-11389/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
- В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) - Костюченко С.К., (доверенность от 01.01.2014 N 4-4);
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Ашинские тепловые сети" (далее - МУП "Ашинские тепловые сети"), открытое акционерное общество "Ашинский химический завод" (далее - ОАО "Ашинский химический завод").
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 30.12.2013 N 26-04/13, которым обществу вменено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением суда от 24.07.2014 (судья Мрез И.В.) в заявленных требованиях отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, считает, что обществом нарушен п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии ОАО "Ашинский химический завод" на объект - промышленная котельная - в период с 31.05.2013 по 27.09.2013, в условиях наличия возможности электроснабжения.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
В связи с обращениями жильцов пос. Лесохимиков Ашинского городского поселения о фактах прекращения газо- и энергоснабжения промышленной котельной, принадлежащей ОАО "Ашинский химический завод", управлением проведена проверка, возбуждено дело N 53-04/13 по признакам нарушения обществом п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
В процессе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что между ОАО "Ашинский химический завод" и обществом заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 122, по условиям которого продавец - общество обязуется осуществлять поставки электрической энергии Потребителю - ОАО "Ашинский химический завод", а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 3.2.7 Договора Продавец вправе инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В силу п. 3.3.10 Договора Потребитель обязуется составить и согласовать с Сетевой организацией акт согласования аварийной и (или) технологической брони, в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а также передать Продавцу копию акта не позднее 5 дней со дня согласования с Сетевой организацией.
Как установлено судами, акт аварийной (технологической) брони электроснабжения между ОАО "Ашинский химический завод" и обществом не согласован.
ОАО "Ашинский химический завод" на праве собственности принадлежит промышленная котельная.
Между ОАО "Ашинский химический завод" и МУП "Ашинские тепловые сети" 01.01.2011 заключен договор оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению N 35, по условиям которого Поставщик (ОАО "Ашинский химический завод") производит отпуск Потребителю (МУП "Ашинские тепловые сети") тепловой энергии и горячей воды, учитываемой на границе раздела тепловых сетей, используемой Потребителем на отопление и горячее водоснабжение своих объектов и объектов субабонентов, Потребитель обязуется принять тепловую энергию, отпустить ее своим субабонентам, произвести оплату на условиях, определенных данным договором по тарифам, утвержденным согласно действующему законодательству, 01.01.2011 между МУП "Ашинские тепловые сети" и ООО "Ашинская городская Управляющая компания" заключен договор энергоснабжения N 1, подлежащий пролонгации на каждый очередной год, в соответствии с которым Теплоснабжающая организация (МУП "Ашинские тепловые сети") обязуется подавать тепловую энергию и горячую воду для обеспечения населения города Аши услугами теплоснабжения в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 N 307, а Потребитель (ООО "Ашинская городская Управляющая компания") обязуется организовать и проводить сбор с населения денежных средств за поставленную Теплоснабжающей организацией энергию и проводить своевременный расчет за тепловую энергию с Теплоснабжающей организацией.
Объектами "Потребителя" являются многоквартирные дома Ашинского городского округа, указанные в Приложении N 2 к названному договору (209 многоквартирных жилых домов).
Обществом 17.05.2013 направлено в адрес ОАО "Ашинский химический завод" уведомление об ограничении подачи электроэнергии N 09-0524 ввиду невыполнения заявителем договорных обязательств по оплате электроэнергии, из которого следует, что 28.05.2013 с 11 час. будет произведено ограничение подачи электроэнергии на электроустановки ОАО "Ашинский химический завод", в том числе на котельную. Обществом также предложено ОАО "Ашинский химический завод" подготовить котельную предприятия к ежедневному безаварийному ограничению подачи электроэнергии и производить ежедневное ограничение подачи электроэнергии на котельную предприятия с 11 час. до 16 час, начиная с 28.05.2013. В случае дальнейшего невыполнения договорных обязательств по оплате за электроэнергию, с 11 час. 31.05.2013 будет полностью ограничена подача электроэнергии на котельную предприятия; 31.05.2013 обществом составлен акт N 09-26-111 об ограничении режима потребления электрической энергии, согласно которому отключены электроустановки, в том числе промышленная котельная предприятия, установлены пломбы на электроустановки промышленной котельной.
ОАО "Ашинский химический завод" 06.06.2013 сообщено в Ашинскую городскую прокуратуру, Главе Ашинского муниципального района и Ашинского городского поселения о невозможности запуска промышленной котельной, работа которой была приостановлена на профилактический ремонт, в связи с принятием обществом мер по полному отключению электроэнергии на котельную с ее последующей опломбировкой, что является незаконным ввиду отсутствия иного источника горячего водоснабжения в поселке.
ОАО "Ашинский химический завод" 17.06.2013 обратилось с письмом к обществу о завершении текущего ремонта энергетического оборудования промышленной котельной и просило общество снять пломбы с электроустановок промышленной котельной и подать электроэнергию для запуска энергетического оборудования, связанного с выработкой и подачей горячего водоснабжения на жилой поселок, на которое общество сообщило о том, что отмена режима ограничения энергопотребления и снятие пломб с ранее отключенных электроустановок возможно только после полного погашения ОАО "Ашинский химический завод" задолженности за потребленную электрическую энергию (письмо от 20.06.2013 исх. N ЗФ-8/3110).
ОАО "Ашинский химический завод" впоследствии неоднократно обращалось к обществу с просьбой восстановить подачу электроэнергии, однако по сообщению ОАО "Ашинский химический завод" энергоснабжение котельной было восстановлено только 29.09.2013.
По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено решение от 24.03.2014 N 3484/04, которым обществу вменено нарушение п. 4 ч. 1, ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии ОАО "Ашинский химический завод" на объект - промышленная котельная - в период с 31.05.2013 по 27.09.2013, в условиях наличия возможности электроснабжения. Производство по делу по признакам нарушения обществом п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с оспариваемым решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в этом Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям, ст. 52 Закона N 135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что антимонопольный орган, принимая названное выше решение, действовал в пределах установленных законом полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Судами установлено, что общество приказами антимонопольного органа от 01.09.2005 N 64, от 22.06.2006 N 71 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35%.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила доступа) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Под услугами по передаче электрической энергии следует понимать комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу условий ч. 1 ст. 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В соответствии с подп. "в", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).
Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В ст. 1 Закона N 35-ФЗ указано, что названный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В отношении потребителей, в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается (п. 17, 18 раздела 2 Правил *** ограничения *** N 442).
Согласно п. 2 приложения к Правилам N 442 к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.
В соответствии с абз. 2, п. 18 Правил N 442 при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Правилами *** N 124, которыми определен порядок разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что действующим законодательством регламентирована возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения лишь в частичном объеме до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности.
Объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В связи с чем, данный объект должен соответствовать двум критериям - входить в состав централизованной системы водоснабжения/водоотведения и непосредственно использоваться в целях водоснабжения/водоотведения. Централизованная система водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения), (п. 14, ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ.)
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Котельная установка (котельная) - сооружение, в котором осуществляется нагрев рабочей жидкости (теплоносителя) (как правило, воды) для системы отопления или пароснабжения, расположенное в одном техническом помещении. Котельные соединяются с потребителями при помощи теплотрассы и/или паропроводов. Основным устройством котельной является паровой, жаротрубный и/или водогрейный котлы. Котельные используются при централизованном тепло- и пароснабжении или при местном снабжении, если эта котельная локального значения (в пределах частного дома, квартала).
Котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Газовая котельная технологически связана с объектами водоснабжения и входит в централизованную систему горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "Ашинский химический завод" является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению населению и социальным объектам первого Микрорайона (поселок Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области. Обществом 17.05.2013 направлено в адрес ОАО "Ашинский химический завод" уведомление об ограничении подачи электроэнергии ввиду невыполнения последним договорных обязательств по оплате электроэнергии.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренного ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что при формировании условий уведомления об ограничении режима энергопотребления обществом предусмотрено ограничение подачи энергоносителя на промышленную котельную как в частичном (с 11 час. до 16 час., начиная с 28.05.2013), так и в полном объеме, зная об отсутствии у ОАО "Ашинский химический завод" аварийной брони энергопотребления; ОАО "Ашинский химический завод" 27.05.2013 остановлена работа котельной ввиду необходимости проведения профилактического ремонта; работа промышленной котельной полностью остановлена ОАО "Ашинский химический завод" до момента введения ограничения, предписанного обществом на период с 27.05.2013 по 10.06.2013; после проведения профилактического ремонта ОАО "Ашинский химический завод" планировал возобновить режим энергопотребления; обществом во исполнение требований уведомления об ограничении подачи электроэнергии от 17.05.2013 N 09-0524, 31.05.2013 установлены пломбы (наклейки) N А0035844 и N А0035845 на энергоустановки промышленной котельной ОАО "Ашинский химический завод", отключенные последним полностью на время планового проведения ремонта, тем самым лишив потребителя возможности возобновить энергопотребление промышленной котельной после завершения ее ремонта, что подтверждается актом об ограничении режима потребления электрической энергии от 31.05.2013 N 09-26-111 и, пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Судами верно заключено, что возможность введения режима ограничения либо прекращения подачи ресурса предусмотрена законодательством только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате потребленных ресурсов.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды обеих инстанций применительно к установленным обстоятельствам, обоснованно посчитали доказанным, что действия общества по опломбированию энергоустановок промышленной котельной воспрепятствовали возобновлению ОАО "Ашинский химический завод" работы котельной в целях выработки горячей воды и теплоносителя для населения жилого поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения после завершения планового ремонта, правомерно указав при этом, что обстоятельства неисполнения ОАО "Ашинский химический завод" обязанности по оформлению аварийной брони энергопотребления не предоставляет гарантирующему поставщику право на введение ограничения подачи электроэнергии, так как законодательством регламентирована возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения лишь в частичном объеме до уровня аварийной брони.
При изложенных обстоятельствах судами обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований, признав законным решение управления от 30.12.2013 N 26-04/13.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела, доводам и возражениям сторон. Аргументы заявителя жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы общества проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе управлением не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2014 по делу N А76-11389/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по тому же делу - оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2014 N Ф09-8813/14 ПО ДЕЛУ N А76-11389/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. N Ф09-8813/14
Дело N А76-11389/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Татариновой И.А., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2014 по делу N А76-11389/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
- В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) - Костюченко С.К., (доверенность от 01.01.2014 N 4-4);
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Ашинские тепловые сети" (далее - МУП "Ашинские тепловые сети"), открытое акционерное общество "Ашинский химический завод" (далее - ОАО "Ашинский химический завод").
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 30.12.2013 N 26-04/13, которым обществу вменено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением суда от 24.07.2014 (судья Мрез И.В.) в заявленных требованиях отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, считает, что обществом нарушен п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии ОАО "Ашинский химический завод" на объект - промышленная котельная - в период с 31.05.2013 по 27.09.2013, в условиях наличия возможности электроснабжения.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
В связи с обращениями жильцов пос. Лесохимиков Ашинского городского поселения о фактах прекращения газо- и энергоснабжения промышленной котельной, принадлежащей ОАО "Ашинский химический завод", управлением проведена проверка, возбуждено дело N 53-04/13 по признакам нарушения обществом п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
В процессе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что между ОАО "Ашинский химический завод" и обществом заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 122, по условиям которого продавец - общество обязуется осуществлять поставки электрической энергии Потребителю - ОАО "Ашинский химический завод", а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 3.2.7 Договора Продавец вправе инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В силу п. 3.3.10 Договора Потребитель обязуется составить и согласовать с Сетевой организацией акт согласования аварийной и (или) технологической брони, в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а также передать Продавцу копию акта не позднее 5 дней со дня согласования с Сетевой организацией.
Как установлено судами, акт аварийной (технологической) брони электроснабжения между ОАО "Ашинский химический завод" и обществом не согласован.
ОАО "Ашинский химический завод" на праве собственности принадлежит промышленная котельная.
Между ОАО "Ашинский химический завод" и МУП "Ашинские тепловые сети" 01.01.2011 заключен договор оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению N 35, по условиям которого Поставщик (ОАО "Ашинский химический завод") производит отпуск Потребителю (МУП "Ашинские тепловые сети") тепловой энергии и горячей воды, учитываемой на границе раздела тепловых сетей, используемой Потребителем на отопление и горячее водоснабжение своих объектов и объектов субабонентов, Потребитель обязуется принять тепловую энергию, отпустить ее своим субабонентам, произвести оплату на условиях, определенных данным договором по тарифам, утвержденным согласно действующему законодательству, 01.01.2011 между МУП "Ашинские тепловые сети" и ООО "Ашинская городская Управляющая компания" заключен договор энергоснабжения N 1, подлежащий пролонгации на каждый очередной год, в соответствии с которым Теплоснабжающая организация (МУП "Ашинские тепловые сети") обязуется подавать тепловую энергию и горячую воду для обеспечения населения города Аши услугами теплоснабжения в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 N 307, а Потребитель (ООО "Ашинская городская Управляющая компания") обязуется организовать и проводить сбор с населения денежных средств за поставленную Теплоснабжающей организацией энергию и проводить своевременный расчет за тепловую энергию с Теплоснабжающей организацией.
Объектами "Потребителя" являются многоквартирные дома Ашинского городского округа, указанные в Приложении N 2 к названному договору (209 многоквартирных жилых домов).
Обществом 17.05.2013 направлено в адрес ОАО "Ашинский химический завод" уведомление об ограничении подачи электроэнергии N 09-0524 ввиду невыполнения заявителем договорных обязательств по оплате электроэнергии, из которого следует, что 28.05.2013 с 11 час. будет произведено ограничение подачи электроэнергии на электроустановки ОАО "Ашинский химический завод", в том числе на котельную. Обществом также предложено ОАО "Ашинский химический завод" подготовить котельную предприятия к ежедневному безаварийному ограничению подачи электроэнергии и производить ежедневное ограничение подачи электроэнергии на котельную предприятия с 11 час. до 16 час, начиная с 28.05.2013. В случае дальнейшего невыполнения договорных обязательств по оплате за электроэнергию, с 11 час. 31.05.2013 будет полностью ограничена подача электроэнергии на котельную предприятия; 31.05.2013 обществом составлен акт N 09-26-111 об ограничении режима потребления электрической энергии, согласно которому отключены электроустановки, в том числе промышленная котельная предприятия, установлены пломбы на электроустановки промышленной котельной.
ОАО "Ашинский химический завод" 06.06.2013 сообщено в Ашинскую городскую прокуратуру, Главе Ашинского муниципального района и Ашинского городского поселения о невозможности запуска промышленной котельной, работа которой была приостановлена на профилактический ремонт, в связи с принятием обществом мер по полному отключению электроэнергии на котельную с ее последующей опломбировкой, что является незаконным ввиду отсутствия иного источника горячего водоснабжения в поселке.
ОАО "Ашинский химический завод" 17.06.2013 обратилось с письмом к обществу о завершении текущего ремонта энергетического оборудования промышленной котельной и просило общество снять пломбы с электроустановок промышленной котельной и подать электроэнергию для запуска энергетического оборудования, связанного с выработкой и подачей горячего водоснабжения на жилой поселок, на которое общество сообщило о том, что отмена режима ограничения энергопотребления и снятие пломб с ранее отключенных электроустановок возможно только после полного погашения ОАО "Ашинский химический завод" задолженности за потребленную электрическую энергию (письмо от 20.06.2013 исх. N ЗФ-8/3110).
ОАО "Ашинский химический завод" впоследствии неоднократно обращалось к обществу с просьбой восстановить подачу электроэнергии, однако по сообщению ОАО "Ашинский химический завод" энергоснабжение котельной было восстановлено только 29.09.2013.
По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено решение от 24.03.2014 N 3484/04, которым обществу вменено нарушение п. 4 ч. 1, ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии ОАО "Ашинский химический завод" на объект - промышленная котельная - в период с 31.05.2013 по 27.09.2013, в условиях наличия возможности электроснабжения. Производство по делу по признакам нарушения обществом п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с оспариваемым решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в этом Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям, ст. 52 Закона N 135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что антимонопольный орган, принимая названное выше решение, действовал в пределах установленных законом полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Судами установлено, что общество приказами антимонопольного органа от 01.09.2005 N 64, от 22.06.2006 N 71 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35%.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила доступа) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Под услугами по передаче электрической энергии следует понимать комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу условий ч. 1 ст. 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В соответствии с подп. "в", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).
Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В ст. 1 Закона N 35-ФЗ указано, что названный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В отношении потребителей, в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается (п. 17, 18 раздела 2 Правил *** ограничения *** N 442).
Согласно п. 2 приложения к Правилам N 442 к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.
В соответствии с абз. 2, п. 18 Правил N 442 при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Правилами *** N 124, которыми определен порядок разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что действующим законодательством регламентирована возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения лишь в частичном объеме до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности.
Объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В связи с чем, данный объект должен соответствовать двум критериям - входить в состав централизованной системы водоснабжения/водоотведения и непосредственно использоваться в целях водоснабжения/водоотведения. Централизованная система водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения), (п. 14, ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ.)
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Котельная установка (котельная) - сооружение, в котором осуществляется нагрев рабочей жидкости (теплоносителя) (как правило, воды) для системы отопления или пароснабжения, расположенное в одном техническом помещении. Котельные соединяются с потребителями при помощи теплотрассы и/или паропроводов. Основным устройством котельной является паровой, жаротрубный и/или водогрейный котлы. Котельные используются при централизованном тепло- и пароснабжении или при местном снабжении, если эта котельная локального значения (в пределах частного дома, квартала).
Котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Газовая котельная технологически связана с объектами водоснабжения и входит в централизованную систему горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "Ашинский химический завод" является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению населению и социальным объектам первого Микрорайона (поселок Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области. Обществом 17.05.2013 направлено в адрес ОАО "Ашинский химический завод" уведомление об ограничении подачи электроэнергии ввиду невыполнения последним договорных обязательств по оплате электроэнергии.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренного ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что при формировании условий уведомления об ограничении режима энергопотребления обществом предусмотрено ограничение подачи энергоносителя на промышленную котельную как в частичном (с 11 час. до 16 час., начиная с 28.05.2013), так и в полном объеме, зная об отсутствии у ОАО "Ашинский химический завод" аварийной брони энергопотребления; ОАО "Ашинский химический завод" 27.05.2013 остановлена работа котельной ввиду необходимости проведения профилактического ремонта; работа промышленной котельной полностью остановлена ОАО "Ашинский химический завод" до момента введения ограничения, предписанного обществом на период с 27.05.2013 по 10.06.2013; после проведения профилактического ремонта ОАО "Ашинский химический завод" планировал возобновить режим энергопотребления; обществом во исполнение требований уведомления об ограничении подачи электроэнергии от 17.05.2013 N 09-0524, 31.05.2013 установлены пломбы (наклейки) N А0035844 и N А0035845 на энергоустановки промышленной котельной ОАО "Ашинский химический завод", отключенные последним полностью на время планового проведения ремонта, тем самым лишив потребителя возможности возобновить энергопотребление промышленной котельной после завершения ее ремонта, что подтверждается актом об ограничении режима потребления электрической энергии от 31.05.2013 N 09-26-111 и, пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Судами верно заключено, что возможность введения режима ограничения либо прекращения подачи ресурса предусмотрена законодательством только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате потребленных ресурсов.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды обеих инстанций применительно к установленным обстоятельствам, обоснованно посчитали доказанным, что действия общества по опломбированию энергоустановок промышленной котельной воспрепятствовали возобновлению ОАО "Ашинский химический завод" работы котельной в целях выработки горячей воды и теплоносителя для населения жилого поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения после завершения планового ремонта, правомерно указав при этом, что обстоятельства неисполнения ОАО "Ашинский химический завод" обязанности по оформлению аварийной брони энергопотребления не предоставляет гарантирующему поставщику право на введение ограничения подачи электроэнергии, так как законодательством регламентирована возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения лишь в частичном объеме до уровня аварийной брони.
При изложенных обстоятельствах судами обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований, признав законным решение управления от 30.12.2013 N 26-04/13.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела, доводам и возражениям сторон. Аргументы заявителя жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы общества проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе управлением не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2014 по делу N А76-11389/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по тому же делу - оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
И.В.ЛИМОНОВ
И.А.ТАТАРИНОВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)