Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Хоровой Т.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2015
по делу N А28-12179/2014, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (ИНН: 4345269930, ОГРН: 1094345021946)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2014 N 517 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - заявитель, ООО "УЖХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 10.10.2014 N 517 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 22.01.2015 требования заявителя были удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции было признано незаконным и отменено по причине истечения к моменту вынесения данного постановления предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган считает, что вмененное Обществу административное правонарушение является длящимся, поскольку заключается в неисполнении после наступления срока передачи технической документации соответствующего обязательства; датой выявления правонарушения, по мнению ответчика, является день окончания проверки и составления акта - 16.09.2014. Кроме того, административный орган полагает, что в данном случае имело место нарушение прав граждан - потребителей услуг управляющей организации, ввиду чего срок привлечения к административной ответственности составляет один год с момента выявления правонарушения. В этой связи ответчик находит несостоятельным вывод суда о пропуске к моменту вынесения оспариваемого постановления срока давности привлечения к административной ответственности.
ООО "УЖХ" письменный отзыв на апелляционную жалобу административного органа не представило.
Стороны своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ответчик просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УЖХ" осуществляло функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Орловская, д. 34, на основании договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 (том 1 л.д. 62-72).
Пунктом 8.2 указанного договора предусмотрено право собственников на расторжение договора на основании решения общего собрания с уведомлением другой стороны об отказе от договора за 3 месяца до предполагаемой даты расторжения договора.
30.04.2014 состоялось общее собрание собственников помещений, расположенных в доме N 34 по ул. Орловской, на котором были приняты решения о расторжении договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 с ООО "УЖХ" и о заключении договора управления с ООО "УК "Паритет" (том 1 л.д. 37-48).
13.05.2014 в ООО "УЖХ" было направлено уведомление о расторжении договора управления с 30.06.2014 и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Паритет" с приложением к нему копии протокола общего собрания собственников от 30.04.2014 с листами голосования (том 1 л.д. 79). В уведомлении также содержалось требование о передаче технической документации на дом в ООО "УК "Паритет".
Названное уведомление было получено Обществом 13.05.2014, о чем свидетельствует соответствующая отметка на входящем штампе.
С учетом содержания пункта 8.2 договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 и момента получения управляющей организацией названного уведомления данный договор следовало считать расторгнутым 13.08.2014, при этом техническая документация на дом должна была быть передана вновь выбранной управляющей компании за 30 дней до указанной даты, то есть не позднее 13.07.2014.
30.07.2014 собственник квартиры N 9 дома N 34 по ул. Орловской обратился в Инспекцию с письмом, в котором указал, что ООО "УЖХ" препятствует деятельности по управлению многоквартирными домами, отказываясь от передачи технической документации на многоквартирный дом и иной документации вновь выбранной управляющей организации (том 1 л.д. 38-39).
В период с 20.08.2014 по 16.09.2014 сотрудниками административного органа на основании приказа начальника Инспекции от 07.08.2014 N 1310/14 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, указанных в названном обращении. Результаты проверки отражены в акте от 16.09.2014 N 9/413/14 (том 1 л.д. 94-100).
В этот же день Обществу было выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений путем передачи технической документации на дом вновь выбранной управляющей организации (том 1 л.д. 101-102).
25.09.2014 по факту выявленных нарушений, выразившихся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом N 34 по ул. Орловской в связи с прекращением действия договора от 04.05.2010 N 10/385-05, в отношении ООО "УЖХ" в присутствии его представителя по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении, которым действия заявителя были квалифицированы по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ (том 1 л.д. 105-112).
10.10.2014 заместитель начальника Инспекции, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 517, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (том 1 л.д. 12-16).
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии Общества и доказанности всех признаков состава вмененного ему административного правонарушения, вместе с тем, приняв во внимание истечение к моменту вынесения оспариваемого постановления предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, несоблюдение которой вменено в вину ООО "УЖХ", предусмотрено наступление административной ответственности за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Указанная норма регулирует отношения в области охраны собственности.
Объективную сторону данного правонарушения могут образовывать такие конкретные действия (бездействие), как отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Административным органом установлено, судом первой инстанции подтверждено и сторонами по существу не оспаривается наличие в действиях заявителя всех элементов состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Вместе с тем при проверке законности и обоснованности решения административного органа о привлечении к административной ответственности в обязательном порядке надлежит также учитывать, что в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам также разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Следовательно, оснований для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с момента его обнаружения административным органом в ходе проведенной в отношении Общества документарной проверки (16.09.2014), не имелось.
Отклоняя доводы Инспекции о том, что данное правонарушение является длящимся, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В абзаце втором пункта 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 также указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Исчисление срока давности с момента обнаружения административного правонарушения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов вновь выбранной управляющей организации. Объективная сторона вмененного ООО "УЖХ" правонарушения образована действиями (бездействием), имевшими место в конкретный момент времени. Обязанность, невыполнение которой вменено в вину Обществу, должна была быть выполнена к определенному сроку, ввиду чего правонарушение, образуемое ее невыполнением, не может являться длящимся и срок давности в таком случае начинает течь не с момента обнаружения правонарушения, а с момента его совершения.
Моментом совершения административного правонарушения в данном случае является первый день превышения предельного срока, отведенного законодателем для передачи необходимой вновь выбранной управляющей компании для надлежащего осуществления своих функций технической документации на дом (14.07.2014).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления (10.10.2014) истек.
Как отмечалось выше, объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, являются отношения в области охраны собственности.
Заявителю вменялось нарушение норм жилищного законодательства, а не законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем ссылки на то, что срок привлечения к административной ответственности в данном случае составляет один год, основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ; аргументы Общества об обратном получили надлежащую правовую оценку в решении суда первой инстанции.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что также подтверждается пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 10.10.2014 N 517.
Доводы апелляционной жалобы проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В этой связи апелляционный суд находит их несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2015 по делу N А28-12179/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 02АП-1323/2015 ПО ДЕЛУ N А28-12179/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А28-12179/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Хоровой Т.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2015
по делу N А28-12179/2014, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (ИНН: 4345269930, ОГРН: 1094345021946)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2014 N 517 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - заявитель, ООО "УЖХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 10.10.2014 N 517 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 22.01.2015 требования заявителя были удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции было признано незаконным и отменено по причине истечения к моменту вынесения данного постановления предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган считает, что вмененное Обществу административное правонарушение является длящимся, поскольку заключается в неисполнении после наступления срока передачи технической документации соответствующего обязательства; датой выявления правонарушения, по мнению ответчика, является день окончания проверки и составления акта - 16.09.2014. Кроме того, административный орган полагает, что в данном случае имело место нарушение прав граждан - потребителей услуг управляющей организации, ввиду чего срок привлечения к административной ответственности составляет один год с момента выявления правонарушения. В этой связи ответчик находит несостоятельным вывод суда о пропуске к моменту вынесения оспариваемого постановления срока давности привлечения к административной ответственности.
ООО "УЖХ" письменный отзыв на апелляционную жалобу административного органа не представило.
Стороны своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ответчик просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УЖХ" осуществляло функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Орловская, д. 34, на основании договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 (том 1 л.д. 62-72).
Пунктом 8.2 указанного договора предусмотрено право собственников на расторжение договора на основании решения общего собрания с уведомлением другой стороны об отказе от договора за 3 месяца до предполагаемой даты расторжения договора.
30.04.2014 состоялось общее собрание собственников помещений, расположенных в доме N 34 по ул. Орловской, на котором были приняты решения о расторжении договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 с ООО "УЖХ" и о заключении договора управления с ООО "УК "Паритет" (том 1 л.д. 37-48).
13.05.2014 в ООО "УЖХ" было направлено уведомление о расторжении договора управления с 30.06.2014 и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Паритет" с приложением к нему копии протокола общего собрания собственников от 30.04.2014 с листами голосования (том 1 л.д. 79). В уведомлении также содержалось требование о передаче технической документации на дом в ООО "УК "Паритет".
Названное уведомление было получено Обществом 13.05.2014, о чем свидетельствует соответствующая отметка на входящем штампе.
С учетом содержания пункта 8.2 договора управления от 04.05.2010 N 10/385-05 и момента получения управляющей организацией названного уведомления данный договор следовало считать расторгнутым 13.08.2014, при этом техническая документация на дом должна была быть передана вновь выбранной управляющей компании за 30 дней до указанной даты, то есть не позднее 13.07.2014.
30.07.2014 собственник квартиры N 9 дома N 34 по ул. Орловской обратился в Инспекцию с письмом, в котором указал, что ООО "УЖХ" препятствует деятельности по управлению многоквартирными домами, отказываясь от передачи технической документации на многоквартирный дом и иной документации вновь выбранной управляющей организации (том 1 л.д. 38-39).
В период с 20.08.2014 по 16.09.2014 сотрудниками административного органа на основании приказа начальника Инспекции от 07.08.2014 N 1310/14 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, указанных в названном обращении. Результаты проверки отражены в акте от 16.09.2014 N 9/413/14 (том 1 л.д. 94-100).
В этот же день Обществу было выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений путем передачи технической документации на дом вновь выбранной управляющей организации (том 1 л.д. 101-102).
25.09.2014 по факту выявленных нарушений, выразившихся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом N 34 по ул. Орловской в связи с прекращением действия договора от 04.05.2010 N 10/385-05, в отношении ООО "УЖХ" в присутствии его представителя по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении, которым действия заявителя были квалифицированы по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ (том 1 л.д. 105-112).
10.10.2014 заместитель начальника Инспекции, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 517, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (том 1 л.д. 12-16).
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии Общества и доказанности всех признаков состава вмененного ему административного правонарушения, вместе с тем, приняв во внимание истечение к моменту вынесения оспариваемого постановления предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, несоблюдение которой вменено в вину ООО "УЖХ", предусмотрено наступление административной ответственности за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Указанная норма регулирует отношения в области охраны собственности.
Объективную сторону данного правонарушения могут образовывать такие конкретные действия (бездействие), как отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Административным органом установлено, судом первой инстанции подтверждено и сторонами по существу не оспаривается наличие в действиях заявителя всех элементов состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Вместе с тем при проверке законности и обоснованности решения административного органа о привлечении к административной ответственности в обязательном порядке надлежит также учитывать, что в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам также разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Следовательно, оснований для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с момента его обнаружения административным органом в ходе проведенной в отношении Общества документарной проверки (16.09.2014), не имелось.
Отклоняя доводы Инспекции о том, что данное правонарушение является длящимся, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В абзаце втором пункта 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 также указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Исчисление срока давности с момента обнаружения административного правонарушения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов вновь выбранной управляющей организации. Объективная сторона вмененного ООО "УЖХ" правонарушения образована действиями (бездействием), имевшими место в конкретный момент времени. Обязанность, невыполнение которой вменено в вину Обществу, должна была быть выполнена к определенному сроку, ввиду чего правонарушение, образуемое ее невыполнением, не может являться длящимся и срок давности в таком случае начинает течь не с момента обнаружения правонарушения, а с момента его совершения.
Моментом совершения административного правонарушения в данном случае является первый день превышения предельного срока, отведенного законодателем для передачи необходимой вновь выбранной управляющей компании для надлежащего осуществления своих функций технической документации на дом (14.07.2014).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления (10.10.2014) истек.
Как отмечалось выше, объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, являются отношения в области охраны собственности.
Заявителю вменялось нарушение норм жилищного законодательства, а не законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем ссылки на то, что срок привлечения к административной ответственности в данном случае составляет один год, основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ; аргументы Общества об обратном получили надлежащую правовую оценку в решении суда первой инстанции.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что также подтверждается пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 10.10.2014 N 517.
Доводы апелляционной жалобы проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В этой связи апелляционный суд находит их несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2015 по делу N А28-12179/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)