Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сигора Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Калинченко А.Б., Малиновского В.В.
при секретаре С.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Калинченко А.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2013 года,
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к администрации г. Шахты, третье лицо Министерство энергетики РФ об обязании включить его в списки лиц на переселение из ветхого жилья.
Указал, что является собственником квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании заочного решения мирового судьи судебного участка N 11 г. Шахты Ростовской области.
Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира с 2010 года числился в реестре жилых домов как подлежащий сносу, ставший непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Б.А. обращался в администрацию г. Шахты с заявлением о включении его в списки лиц на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, но получил отказ по тем основаниям, что он стал собственником спорной квартиры в августе, а зарегистрирован в ней в сентябре 2011 года. Отказ считает незаконным, поскольку является собственником квартиры в доме, который признан ветхим и непригодным для проживания.
Уточнив исковые требования, просил суд включить себя в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, обязать заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселений.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 октября 2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Б.А. в лице представителя по доверенности Б.И. подал апелляционную жалобу, просит решение отменить.
Указывает, что в настоящее время спорный многоквартирный жилой дом является непригодным к проживанию по критериям безопасности.
Считает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что спорная квартира, принадлежащая истцу, не является его постоянным местом жительства в связи с чем, полагает, что имеет право на включение в дополнительные списки на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты и на момент включения дома в списки ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате горных работ на ликвидируемой шахте "им. Артема" непригодным для проживания по критериям безопасности права собственности на спорную квартиру истец не имел.
Как установлено судом, в 2010 году дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН был включен в список ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА непригодными для проживания по критериям безопасности.
Б.А. стал собственником квартиры N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании заочного решения мирового судьи судебного участка N 11 г. Шахты Ростовской области от 14.02.2011 года, на регистрационном учете в спорной квартире состоит с 02.09.2011 года, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте. До этого времени адресом его регистрации и постоянного проживания была квартира N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.08.2011 года.
У истца имелась 1/2 доля в праве собственности на квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, полученная на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность в порядке приватизации N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.10.1993 года, которая в декабре 2011 года была отчуждена истцом в пользу (ФИО)9.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и является одним из направлений государственной жилищной политики. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после утверждения списков граждан, подлежащих переселению, данный акт не регулирует. Однако это не может свидетельствовать о нарушении как имущественных, так и личных неимущественных прав граждан, поскольку этот акт не отменяет действия норм действующего гражданского и жилищного законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно основание для предоставления социальной выплаты, поскольку приведенный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Доказательств проживания Б.А. в спорной квартире на момент признания дома аварийным в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил, в связи с чем, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска не противоречат положениям ч. 2 ст. 195 ГПК РФ.
При таком положении, с учетом фактических обстоятельств дела довод апеллянта о том, что он имеет право на получение социальных выплат на основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428, судебная коллегия находит несостоятельным, не основанным на нормах права.
Доводы жалобы сведены к несогласию с оценкой представленных доказательств, данной судом первой инстанции, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу.
Фактически в жалобе повторяются доводы, приводимые в обоснование исковых требований, однако они являлись предметом судебного рассмотрения, в данный момент направлены на переоценку выводов суда и иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-16479/2013
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N 33-16479/2013
Судья: Сигора Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Калинченко А.Б., Малиновского В.В.
при секретаре С.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Калинченко А.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2013 года,
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к администрации г. Шахты, третье лицо Министерство энергетики РФ об обязании включить его в списки лиц на переселение из ветхого жилья.
Указал, что является собственником квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании заочного решения мирового судьи судебного участка N 11 г. Шахты Ростовской области.
Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира с 2010 года числился в реестре жилых домов как подлежащий сносу, ставший непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Б.А. обращался в администрацию г. Шахты с заявлением о включении его в списки лиц на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, но получил отказ по тем основаниям, что он стал собственником спорной квартиры в августе, а зарегистрирован в ней в сентябре 2011 года. Отказ считает незаконным, поскольку является собственником квартиры в доме, который признан ветхим и непригодным для проживания.
Уточнив исковые требования, просил суд включить себя в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, обязать заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселений.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 октября 2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Б.А. в лице представителя по доверенности Б.И. подал апелляционную жалобу, просит решение отменить.
Указывает, что в настоящее время спорный многоквартирный жилой дом является непригодным к проживанию по критериям безопасности.
Считает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что спорная квартира, принадлежащая истцу, не является его постоянным местом жительства в связи с чем, полагает, что имеет право на включение в дополнительные списки на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты и на момент включения дома в списки ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате горных работ на ликвидируемой шахте "им. Артема" непригодным для проживания по критериям безопасности права собственности на спорную квартиру истец не имел.
Как установлено судом, в 2010 году дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН был включен в список ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА непригодными для проживания по критериям безопасности.
Б.А. стал собственником квартиры N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании заочного решения мирового судьи судебного участка N 11 г. Шахты Ростовской области от 14.02.2011 года, на регистрационном учете в спорной квартире состоит с 02.09.2011 года, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте. До этого времени адресом его регистрации и постоянного проживания была квартира N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.08.2011 года.
У истца имелась 1/2 доля в праве собственности на квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, полученная на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность в порядке приватизации N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.10.1993 года, которая в декабре 2011 года была отчуждена истцом в пользу (ФИО)9.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и является одним из направлений государственной жилищной политики. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после утверждения списков граждан, подлежащих переселению, данный акт не регулирует. Однако это не может свидетельствовать о нарушении как имущественных, так и личных неимущественных прав граждан, поскольку этот акт не отменяет действия норм действующего гражданского и жилищного законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно основание для предоставления социальной выплаты, поскольку приведенный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Доказательств проживания Б.А. в спорной квартире на момент признания дома аварийным в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил, в связи с чем, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска не противоречат положениям ч. 2 ст. 195 ГПК РФ.
При таком положении, с учетом фактических обстоятельств дела довод апеллянта о том, что он имеет право на получение социальных выплат на основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428, судебная коллегия находит несостоятельным, не основанным на нормах права.
Доводы жалобы сведены к несогласию с оценкой представленных доказательств, данной судом первой инстанции, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу.
Фактически в жалобе повторяются доводы, приводимые в обоснование исковых требований, однако они являлись предметом судебного рассмотрения, в данный момент направлены на переоценку выводов суда и иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)