Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.В. Ткаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года по делу N А19-19648/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" (ОГРН 1063806005559 ИНН 3806004292) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1073808000221 ИНН 3808053168) о признании незаконным и отмене предписания N 5108/14 от 28.10.2014 года,
суд первой инстанции, судья Назарьева Л.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Энергия", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 5108/14 от 28.10.2014 г. вынесенного Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
Решением суда первой инстанции от 27 февраля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку у Общества отсутствовали показания для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, основания для начисления платы потребителям исходя из фактических показаний прибора учета, не отработавшего полный календарный год отсутствовали, решение собственников многоквартирного дома таким основанием не может являться.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания для расчета размера платы за коммунальные услуги только исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 исполнитель мог произвести только исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, которые в январе - февраль 2014 г. еще не были установлены.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200285667812.
Из апелляционной жалобы и дополнения к ней, следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в предписании не указан период, за который необходимо произвести перерасчет.
Суд первой инстанции не принял во внимание действующий на территории Иркутской области Федеральный закон от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции не принял во внимание требования ст. 44, п. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в частности то, что собственники приняли решение оплачивать потребленную тепловую энергию исходя из показаний общедомового прибора учета энергоресурсов с момента в вода в эксплуатацию приборов учета.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что общество осуществило корректировку начисленной платы за отопление за январь, февраль, март 2014, т.е. за тот период календарного года, когда прибор учета отсутствовал. При этом общество провело корректировку в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивали коммунальную услугу по отоплению весь календарный год равными долями из расчета 1/12, то есть за потребленное тепло в зимние месяцы собственники рассчитывались летом.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200285667829.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 09.04.2015
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 28.10.2014 Служба вынесла в отношении общества предписание N 5108/14 по результатам внепланового мероприятия проведенного на основании распоряжения от 10.10.2014 N 5108-ср-п и на основании акта внеплановой выездной проверки от 28.10.2014 (т. 1, л. 7).
Согласно данному предписанию (т. 1, л. 9) обществу предписано устранить нарушения выявленные при обслуживании многоквартирного жилого дома по адресу 665390, г. Зима, ул. Щорса, д. 1 состоящие в следующем:
1. обществом начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим по указанному адресу с 1 мая 2014 производится исходя из фактических показателей прибора учета тепловой энергии. В связи с тем, что прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме с 01.01.2014 не отработал полный календарный год и сведения об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год отсутствуют, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению до настоящего момента должно производиться по нормативу потребления тепловой энергии равными долями в течение года.
Предложено в срок до 25.01.2015 устранить нарушение, в течение календарного года с момента установки общедомового прибора учета потребления тепловой энергии производить начисления по отоплению в соответствии с установленными нормативами потребления.
2. В мае 2014 года обществом произведен перерасчет (доначисление) платы за тепловую энергию, потребленную на отопление дома N 1 по ул. Щорса, г. Зима в январе - феврале 2014. По лицевому счету квартиры N 19 сумма доначисления составила 4 286, 15 руб.
Предложено устранить до 01.12.2014 путем перерасчета (снятия начислений).
Как указано в предписании неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок (сроки) предписания влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество расценив, что названное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч. 1).
Согласно части 2 данной статьи, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из названных норм следует, что:
размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением (ч. 1);
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (ч. 2).
Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах и изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (ч. 4).
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что "постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.".
В рассматриваемый период Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 устанавливался порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги за тепло.
Названными правилами установлено:
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 15).
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16).
- При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп. а, п. 19);
- Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22).
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б, п. 23).
При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 25).
Из указанного следует, что порядок расчета платы за отопление в многоквартирном жилом доме определяется в зависимости от оснащения дома и жилых помещений приборами коллективного (общедомового) учета и индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепла.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что в многоквартирном жилом доме по адресу г. Зима, ул. Щорса, д. 1 индивидуальные и общие (квартирных) приборы учета тепла не устанавливались.
В то же время, в акте проверки Службой указано, что по указанному дому с 09.12.2013 введены в эксплуатацию общедомовые приборы потребления тепловой энергии. Решением общего собрания собственников с апреля 2014 года расчеты по отоплению производятся потребителями по показаниям приборов учета тепловой энергии. С мая 2014 расчет платы производится исходя из фактических показаний прибора учета тепловой энергии.
Учитывая, что фактически прибор общедомового учета введен в эксплуатацию с апреля месяца, что не оспаривается сторонами, то в мае месяце, следующим за месяцем введения приборов учета в эксплуатацию (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ), начисление платы за потребление тепловой энергии подлежало исчислению в соответствии с пп. 2 п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку данная норма регулирует начисление платы при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
Из п. 1 предписания следует, что обществу вменяется, что оно с мая 2014 года по "настоящий момент" не производит расчет платы за отопление по нормативу потребления тепловой энергии.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б).
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Poi = Si x Vi x Ti , (7)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vi - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Ti - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
- В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1;
- Подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2i = Pкпр x Si/Sd - Pfni, (8)
где:
- Pкпр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si/ - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Sd - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfni - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Из указанного следует, что при отсутствии данных о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, расчет размера платы производится по нормативу потребления тепловой энергии на отопление по формуле:
P = Si x Nt x Tt , (1)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал);
- В силу указанного, требование Службы о том, что поскольку общество не использовало в указанных расчетах среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, то указанный расчет оно обязано было производить на основании норматива потребления, является правомерным.
- Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что "норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
- Названные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, требование Службы, изложенное в п. 1 предписания, соответствует требованиям законодательства изложенного выше и тем самым не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доказательств того, что общество с момента установления общедомового прибора учета тепла и ввода его в эксплуатацию, в указанном доме при расчете размера платы использовало среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, в суд не представлено, Службой в ходе проверки указанного не установлено.
Как указано выше, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле, которая позволяет осуществить расчет платы за отопление по нормативу потребления тепловой энергии (Гкал/кв. м), о чем и указано Службой в пункте 1 предписания.
В апелляционной жалобе общество также не приводит доводов, что оно осуществляло начисление платы потребителем на основании сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год.
Как следует из п. 2 предписания, в мае 2014 года, общество осуществило за январь - февраль 2014 доначисление платы за тепло по квартире N 19 жилого дома N 1 по ул. Щорса г. Зима за январь - февраль 2014 в размере 4 286, 15 руб., без достаточных к тому оснований, поскольку ни плата, ни иные критерии начисления платы не были изменены на законодательством уровне.
Между тем, на указанный момент в указанном жилом доме отсутствовали как коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепла, т.к. общедомовой прибор принят жильцами в эксплуатацию 17.03.2014 (т. 1, л. 11-12).
Пунктом 1 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Как следует из материалов дела, изменение норматива потребления тепловой энергии на отопление, как и площадь жилого помещения и тариф на тепловую энергию не являлось основанием для произведения указанного доначисления.
Доказательств, что данные выводы Службы являются ошибочными, общество в суд не представило. Иных оснований для пересчета платы за потребленное тепло при указанных обстоятельствах законодательство не содержит.
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции считает, что поскольку отсутствуют доказательства уплаты названного доначисления, требования Службы в п. 2 предписания не нарушает прав и законных интересов общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "27" февраля 2015 года по делу N А19-19648/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2015 N 04АП-1972/2015 ПО ДЕЛУ N А19-19648/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N А19-19648/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.В. Ткаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года по делу N А19-19648/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" (ОГРН 1063806005559 ИНН 3806004292) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1073808000221 ИНН 3808053168) о признании незаконным и отмене предписания N 5108/14 от 28.10.2014 года,
суд первой инстанции, судья Назарьева Л.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Энергия", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 5108/14 от 28.10.2014 г. вынесенного Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
Решением суда первой инстанции от 27 февраля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку у Общества отсутствовали показания для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, основания для начисления платы потребителям исходя из фактических показаний прибора учета, не отработавшего полный календарный год отсутствовали, решение собственников многоквартирного дома таким основанием не может являться.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания для расчета размера платы за коммунальные услуги только исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 исполнитель мог произвести только исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, которые в январе - февраль 2014 г. еще не были установлены.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200285667812.
Из апелляционной жалобы и дополнения к ней, следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в предписании не указан период, за который необходимо произвести перерасчет.
Суд первой инстанции не принял во внимание действующий на территории Иркутской области Федеральный закон от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции не принял во внимание требования ст. 44, п. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в частности то, что собственники приняли решение оплачивать потребленную тепловую энергию исходя из показаний общедомового прибора учета энергоресурсов с момента в вода в эксплуатацию приборов учета.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что общество осуществило корректировку начисленной платы за отопление за январь, февраль, март 2014, т.е. за тот период календарного года, когда прибор учета отсутствовал. При этом общество провело корректировку в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивали коммунальную услугу по отоплению весь календарный год равными долями из расчета 1/12, то есть за потребленное тепло в зимние месяцы собственники рассчитывались летом.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200285667829.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 09.04.2015
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 28.10.2014 Служба вынесла в отношении общества предписание N 5108/14 по результатам внепланового мероприятия проведенного на основании распоряжения от 10.10.2014 N 5108-ср-п и на основании акта внеплановой выездной проверки от 28.10.2014 (т. 1, л. 7).
Согласно данному предписанию (т. 1, л. 9) обществу предписано устранить нарушения выявленные при обслуживании многоквартирного жилого дома по адресу 665390, г. Зима, ул. Щорса, д. 1 состоящие в следующем:
1. обществом начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим по указанному адресу с 1 мая 2014 производится исходя из фактических показателей прибора учета тепловой энергии. В связи с тем, что прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме с 01.01.2014 не отработал полный календарный год и сведения об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год отсутствуют, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению до настоящего момента должно производиться по нормативу потребления тепловой энергии равными долями в течение года.
Предложено в срок до 25.01.2015 устранить нарушение, в течение календарного года с момента установки общедомового прибора учета потребления тепловой энергии производить начисления по отоплению в соответствии с установленными нормативами потребления.
2. В мае 2014 года обществом произведен перерасчет (доначисление) платы за тепловую энергию, потребленную на отопление дома N 1 по ул. Щорса, г. Зима в январе - феврале 2014. По лицевому счету квартиры N 19 сумма доначисления составила 4 286, 15 руб.
Предложено устранить до 01.12.2014 путем перерасчета (снятия начислений).
Как указано в предписании неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок (сроки) предписания влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество расценив, что названное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч. 1).
Согласно части 2 данной статьи, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из названных норм следует, что:
размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением (ч. 1);
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (ч. 2).
Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах и изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (ч. 4).
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что "постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.".
В рассматриваемый период Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 устанавливался порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги за тепло.
Названными правилами установлено:
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 15).
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16).
- При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп. а, п. 19);
- Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22).
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б, п. 23).
При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 25).
Из указанного следует, что порядок расчета платы за отопление в многоквартирном жилом доме определяется в зависимости от оснащения дома и жилых помещений приборами коллективного (общедомового) учета и индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепла.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что в многоквартирном жилом доме по адресу г. Зима, ул. Щорса, д. 1 индивидуальные и общие (квартирных) приборы учета тепла не устанавливались.
В то же время, в акте проверки Службой указано, что по указанному дому с 09.12.2013 введены в эксплуатацию общедомовые приборы потребления тепловой энергии. Решением общего собрания собственников с апреля 2014 года расчеты по отоплению производятся потребителями по показаниям приборов учета тепловой энергии. С мая 2014 расчет платы производится исходя из фактических показаний прибора учета тепловой энергии.
Учитывая, что фактически прибор общедомового учета введен в эксплуатацию с апреля месяца, что не оспаривается сторонами, то в мае месяце, следующим за месяцем введения приборов учета в эксплуатацию (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ), начисление платы за потребление тепловой энергии подлежало исчислению в соответствии с пп. 2 п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку данная норма регулирует начисление платы при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
Из п. 1 предписания следует, что обществу вменяется, что оно с мая 2014 года по "настоящий момент" не производит расчет платы за отопление по нормативу потребления тепловой энергии.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп.б).
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Poi = Si x Vi x Ti , (7)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vi - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Ti - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
- В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1;
- Подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2i = Pкпр x Si/Sd - Pfni, (8)
где:
- Pкпр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si/ - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Sd - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfni - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Из указанного следует, что при отсутствии данных о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, расчет размера платы производится по нормативу потребления тепловой энергии на отопление по формуле:
P = Si x Nt x Tt , (1)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал);
- В силу указанного, требование Службы о том, что поскольку общество не использовало в указанных расчетах среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, то указанный расчет оно обязано было производить на основании норматива потребления, является правомерным.
- Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что "норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
- Названные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, требование Службы, изложенное в п. 1 предписания, соответствует требованиям законодательства изложенного выше и тем самым не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доказательств того, что общество с момента установления общедомового прибора учета тепла и ввода его в эксплуатацию, в указанном доме при расчете размера платы использовало среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, в суд не представлено, Службой в ходе проверки указанного не установлено.
Как указано выше, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле, которая позволяет осуществить расчет платы за отопление по нормативу потребления тепловой энергии (Гкал/кв. м), о чем и указано Службой в пункте 1 предписания.
В апелляционной жалобе общество также не приводит доводов, что оно осуществляло начисление платы потребителем на основании сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год.
Как следует из п. 2 предписания, в мае 2014 года, общество осуществило за январь - февраль 2014 доначисление платы за тепло по квартире N 19 жилого дома N 1 по ул. Щорса г. Зима за январь - февраль 2014 в размере 4 286, 15 руб., без достаточных к тому оснований, поскольку ни плата, ни иные критерии начисления платы не были изменены на законодательством уровне.
Между тем, на указанный момент в указанном жилом доме отсутствовали как коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепла, т.к. общедомовой прибор принят жильцами в эксплуатацию 17.03.2014 (т. 1, л. 11-12).
Пунктом 1 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Как следует из материалов дела, изменение норматива потребления тепловой энергии на отопление, как и площадь жилого помещения и тариф на тепловую энергию не являлось основанием для произведения указанного доначисления.
Доказательств, что данные выводы Службы являются ошибочными, общество в суд не представило. Иных оснований для пересчета платы за потребленное тепло при указанных обстоятельствах законодательство не содержит.
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции считает, что поскольку отсутствуют доказательства уплаты названного доначисления, требования Службы в п. 2 предписания не нарушает прав и законных интересов общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "27" февраля 2015 года по делу N А19-19648/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)