Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28736/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А55-28736/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" - представителя Лазарева В.А. (доверенность N 7 от 12.02.2014),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Псяниной Г.В. (доверенность от 18.03.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июня 2014 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2014 года по делу N А55-28736/2013 (судья Якимова О.Н.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1026300955284, ИНН 6315530348), г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 06 сентября 2013 года N СПр-15396 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ,

установил:

Открытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, ОАО "ПТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N СПр-15396 от 06 сентября 2013 года государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, госжилинспекция) о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2014 года в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, отсутствие в действиях общества вменяемого состава правонарушения, поскольку многоквартирный дом N 3 по ул. Тополей в г. Самара подключен к тепловой сети ОАО "ПТС" через бесхозяйный трубопровод, проходящий через дом N 5 по ул. Тополей. Данный участок тепловой сети во владении и пользовании ОАО "ПТС" не находится. ОАО "ПТС" не несет ответственности за недопоставку тепловой энергии и горячей воды, которая возникла в связи с ненадлежащим техническим состоянием бесхозяйных тепловых сетей или аварий на них.
В отзыве на апелляционную жалобу госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель госжилинспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением N СПр-15396 от 06 сентября 2013 года госжилинспекции по делу об административном правонарушении ОАО "ПТС" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления, явились следующие обстоятельства: госжилинспекцией 27.08.2013 в 10 час 20 мин в связи с поступившим обращением была проведена внеплановая проверка жилого дома N 3 по ул. Тополей г.о.Самара. В результате проверки выявлено нарушение температурного режима горячего водоснабжения, а именно: температура горячей воды в тепловом узле (подача) составила +52 С, в точке водоразбора в квартире N 81 +46,0°С. Тем самым нарушены п. 5 Раздела 1 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Несмотря на то, что ОАО "ПТС" не является управляющей компанией для данного дома, именно эта организация признана, ответственной за нарушение нормативов обеспечения наседания коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 9 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В пункту 3 Правил N 354 "ресурсоснабжающая организация" определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Исходя из пунктов 4, 5 приложения N 1 к Правилам N 354, горячее водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным.
Согласно пункту 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354 (пункты 2.4, 3.1. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09) температура горячей воды в точке разбора должна составлять не менее +60°С, допустимое отклонение при предоставлении услуг ненадлежащего качества - 3°С.
В соответствии с разъяснениями Минрегиона России по применению пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (письмо от 20 марта 2007 года N 4967-СК/07) в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. Пунктом 7 Правил установлены специальные требования к определению границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственника жилого дома. За подачу горячей воды отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо.
Согласно пункту 8 Правил N 354 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установлено следующее: температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
В обоснование признания постановления незаконным, ОАО "ПТС" указывает на то, что многоквартирный дом N 3 по улице Тополей подключен к тепловой сети ОАО "ПТС" через бесхозяйный трубопровод, проходящий через дом N 5 по улице Тополей, который во владении и пользовании ОАО "ПТС" не находится.
В соответствии с пунктом 6.5 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой заключенного с жильцами дома N 3 по улице Тополей, ОАО "ПТС" не несет ответственности за недопоставку тепловой энергии и горячей воды, которая возникла в связи с ненадлежащим техническим состоянием бесхозяйных тепловых сетей или аварий на них.
По утверждению заявителя, температура в границах ответственности ОАО "ПТС" составляет 65° С, что соответствует требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В этой связи ОАО "ПТС" считает, что оно приняло все необходимые меры для обеспечения в точке поставки соответствия коммунальной услуги горячего водоснабжения требованиям Правил N 354.
Также заявитель указывает на то, что ненадлежащая температура теплоносителя на границе бесхозяйной сети и внутридомовых коммуникаций в доме N 3 по улице Тополей может быть вызвана одним из следующих факторов (их совокупностью): ненадлежащим техническим состоянием бесхозяйного участка тепловой сети между домами N 5 и 3 по улице Тополей, технологическими нарушениями в системе горячего водоснабжения дома N 5 по улице Тополей (подключение дома N 3 по улице Тополей через обратный трубопровод), несоответствием тепловой изоляции на разводящих внутридомовых трубопроводах систем горячего водоснабжения в подвальных помещениях, отсутствием регулировки и наладки внутридомовой системы в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24.03.2003 N 115.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на бесхозяйные тепловые сети определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
При этом орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования".
В заявлении ОАО "ПТС" ссылается на то, что в настоящее время органом местного самоуправления бесхозяйные сети, посредством которых осуществляется поставка энергоресурса в многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Самара, ул. Тополей, 3, не были переданы на обслуживание ОАО "ПТС". Также орган местного самоуправления не принял мер к постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей с последующим признанием права муниципальной собственности на указанное имущество. Поэтому заявитель считает, что в своей деятельности ОАО "ПТС" не допустило нарушений действующего законодательства и приняло все необходимые меры для обеспечения в точке поставки соответствия коммунальной услуги горячего водоснабжения требованиям постановления Правительства N 354 от 06.05.2011.
Суд первой инстанции приведенные заявителем доводы отклонил, придя к выводу о том, что они не могут служить основанием для признания постановления незаконным.
Из представленных в материалы дела документов следует, что основанием для проведения проверки послужило обращение на личном приеме заместителя руководителя - руководителя Центрального управления жилищного надзора С.П. Ерофеевой жильца квартиры N 77 по вопросу нарушения температурного режима горячего водоснабжения.
В соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде для бытового потребления от 01.01.2013, заключенным ОАО "ПТС" с собственниками помещений спорного многоквартирного дома, выбравшими непосредственную форму управления, точкой поставки тепловой энергии и теплоносителя является граница общего имущества многоквартирного дома и внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (пункт 1.1).
Согласно пункту 6 приложения N 2 к данному договору показателем качества коммунальных услуг, предоставляемых ОАО "ПТС", в виде горячего водоснабжения является обеспечения соответствия температуры горячей воды на границе раздела сетей энергоснабжающей организации и абонента требованиям законодательства о техническом регулировании.
В соответствии с актом проверки от 27.08.2013 температура в тепловом узле (в многоквартирном доме) на подаче была ниже нормативной, а именно 52? С (при норме в 60? С). Таким образом, заявителем не было соблюдено качество горячего водоснабжения до точки поставки потребителю согласно договору. Температура подачи в тепловой камере (колодце) находящейся под землей на расстоянии от многоквартирного дома, составляла 65? С, что свидетельствует о наличии теплопотерь на участке от тепловой камеры до теплового узла.
Заявитель ссылается на п. 6.5 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой, заключенного с жильцами дома N 3 по улице Тополей, ОАО "ПТС" не несет ответственности за недопоставку тепловой энергии и горячей воды, которая возникла в связи с ненадлежащим техническим состоянием бесхозяйных тепловых сетей или аварий на них.
При этом ОАО "ПТС" не представлены в материалы дела доказательства того, что тепловые сети, проходящие через дом N 5 по ул. Тополей, являются бесхозяйными.
Распоряжением от 14 августа 2013 года по поступившему обращению назначена проверка, в отношении ОАО "ПТС". Результаты проверки оформлены актом от 27.08.2013. Из материалов проверки следует, что 27.08.2013 в результате проверки выявлено нарушение температурного режима горячего водоснабжения, а именно: температура горячей воды в тепловом узле (подача) составила +52? С, в точке водоразбора в квартире N 81 составила +46,0°С, тем самым нарушены п. 5 Раздела 1 приложения 1 Правил N 354.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 29 августа 2014 года в отношении ОАО "ПТС". Протокол рассмотрен и 06 сентября 2013 года вынесено оспариваемое постановление.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя жалобы отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности и обеспечить подачу тепловой энергии и горячей воды надлежащей температуры жильцам указанного дома.
В материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих и своевременных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ имело место, и материалами дела доказан факт его совершения заявителем.
Судом первой инстанции не установлено обстоятельств, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительном характере совершенного заявителем административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание назначено с учетом требований положений статей 4.1, 4.3, 4.6 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 7.23 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, заявленных обществом.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях общества вменяемого состава правонарушения несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Довод общества о том, что многоквартирный дом N 3 по ул. Тополей в г. Самара подключен к тепловой сети ОАО "ПТС" через бесхозяйный трубопровод, проходящий через дом N 5 по ул. Тополей, не снимает с общества ответственности за выполнение принятых на себя обязательств по теплоснабжению и горячему водоснабжению в соответствии с установленными законодательством требованиями. При этом доказательств принятия обществом каких-либо мер по установлению причин снижения температуры подаваемой горячей воды, решению вопроса о проведении необходимых ремонтных работ со стороны лиц, ответственных за участки теплотрассы, не находящиеся в ведении заявителя, но от состояния которых зависит выполнение заявителем его обязанностей по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2014 года по делу N А55-28736/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.И.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)