Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2014 N 33-1015/2014

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. N 33-1015/2014


Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Бреевой С.С.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца М. и ответчика Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить М. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18,1 квадратных метров, на условиях договора социального найма, расположенное в городе Новый Уренгой.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания. В обоснование требований иска указал, что на основании договора социального найма он проживает в комнате N <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Распоряжением Главы города Новый Уренгой N 833-р от 07 июня 2013 года жилой дом по указанном адресу признан аварийным и подлежащим сносу и был отключен от систем жизнеобеспечения (теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения). Он является инвалидом второй группы, другого жилого помещения не имеет, с мая 2006 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ответчик не предпринимает никаких мер по его переселению из непригодного жилого помещения, что нарушает его жилищные права. В связи с чем, просил возложить на Администрацию города обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям законодательства, находящегося в пределах муниципального образования города Новый Уренгой, общей площадью не менее ранее занимаемого, во внеочередном порядке.
В судебном заседании М., его представитель Э. на удовлетворении требований иска настаивали.
Представитель Администрации города Новый Уренгой Б., действующая на основании доверенности, требования иска о предоставлении жилого помещения вне очереди не признала. Пояснила, что право истца на предоставление жилого помещения взамен аварийного ответчик не оспаривает, однако внеочередное предоставление ему жилья нарушит права других граждан, состоящих в очереди на получение жилого помещения.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда изменить в части, указав в нем на обязанность Администрации города по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим нормам, жилой площадью не менее 18,1 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Новый Уренгой Г. просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что в случае внеочередного предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма будут нарушены права иных граждан, состоящих на учете нуждающихся в таких жилых помещениях. Указывает, что вопрос о сроках сноса дома относится к исключительной компетенции собственника, который самостоятельно принимает решение о его дальнейшем использовании, а также решает вопрос о сроках отселения из него граждан. Жилой дом, в котором расположено жилое помещение истца, не включен в Адресный перечень ветхих и аварийных домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу в 2011 - 2015 г.г. Считает, что субъективное право истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не нарушено, поскольку не оспаривается ответчиком, однако это право будет реализовано после утверждения соответствующих мероприятий по отселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также после обеспечения финансирования данной программы.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации города Новый Уренгой М. полагает доводы стороны ответчика несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения истца на жалобу ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М. проживает в комнате N в <адрес> на условиях договора социального найма.
Жилой дом по указанному адресу находится в собственности муниципального образования город Новый Уренгой, на основании распоряжения Главы города N 2183-р от 12 ноября 2007 года о приеме в муниципальную собственность объектов жилищного фонда от ОАО "Уренгойдорстрой" (л.д. 27).
Распоряжением Администрации города Новый Уренгой N 833-р от 07 июня 2013 года, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15, 26).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию города Новый Уренгой обязанность по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди, доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия признает несостоятельными, не основанными на законе.
Вместе с тем, разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обязанности ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда первой инстанции принятыми с нарушениями норм материального права.
Применяя при разрешении спора статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд не учел, что данной нормой закона регулируется порядок предоставления гражданам жилых помещений в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
По настоящему делу администрация города Новый Уренгой с иском о выселении истца из спорного жилого помещения не обращалась.
Истцом заявлены требования о предоставлении вне очереди жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Такие отношения регулируются статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Судом установлено, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из вышеизложенного, суду надлежало разрешить вопрос о предоставлении истцу жилого помещения вне очереди в соответствии с требованиями части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а именно общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Указанные выводы судебной коллегии соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 ноября 2013 года N 2-КГ13-8.
Решением городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 28 сентября 2005 года N 64, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метра.
Таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 15 квадратных метра.
Мнение истца об имеющемся у него праве на предоставление жилого помещения жилой площадью не менее ранее занимаемого, является ошибочным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спорных правоотношений сторон судом первой инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, однако неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2014 года изменить, изложив в следующей редакции.
"Обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить М. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метра, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в городе Новый Уренгой".

Судья
суда ЯНАО
Н.Р.РАХИМКУЛОВА
Секретарь суда ЯНАО
Н.Н.КОПЕЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)