Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5659

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, о предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния, однако до настоящего времени из дома истцы не отселены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N 33-5659


Судья Набенюк А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Деминой О.В., Перовой Т.А.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Саратова, действующего в интересах Л.М.М., П.Н., П.С., к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 июня 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Деминой О.В., объяснения Л.М.М., ее представителя по ордеру адвоката Бурдонова С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Кировского района г. Саратова, действующий в интересах Л.М.М., П.Н., П.С., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что П.Н., П.С., Л.М.М. на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно справке общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "Жилкомплекс" в указанной квартире зарегистрированы П.Н., Л.М.М., Л.А. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции N <данные изъяты> от <дата> <адрес> <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, помещение, в котором проживают П.Н., Л.М.М. и Л.А. представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. В п. 1 распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства до настоящего времени истцы из аварийного, непригодного для проживания дома не отселены. Прокурор Кировского района г. Саратова просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непредоставлении истцам благоустроенного жилого помещения в собственность; обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить в собственность в равных долях Л.М.Н., П.Н., П.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, находящееся в черте г. Саратова, с правом проживания в нем Л.А.; после фактического предоставления жилого помещения в собственность прекратить право собственности указанных граждан на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 23 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Саратова, действующего в интересах Л.М.М., П.Н., П.С., к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе Л.М.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Автор жалобы полагает, что поскольку решение о признании <адрес> <адрес> по <адрес> аварийным было принято межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, то именно администрацией муниципального образования "Город Саратов" должен быть решен вопрос о предоставлении истцам другого благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Л.М.М., ее представитель адвокат Бурдонов С.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно ст. ст. 87, 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Как следует из п. 49 указанного Постановления на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрены правила изъятия жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу.
По смыслу ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основаниям для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. После чего в действие вступает процедура принудительного выкупа жилых помещений, предусмотренная частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при соблюдении предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственником жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники не выполнили требования о его сносе.
Согласно пп. "и" п. 20 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, так как из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Л.М.М., П.Н., П.С. на основании договора на приватизацию жилого помещения N от <дата> на праве общей долевой собственности (по 0,333 доли каждому) принадлежит однокомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
В указанной квартире зарегистрированы П.Н. с <дата>, Л.М.М. с <дата> и Л.А. с <дата>.
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции N от <дата> многоквартирный <адрес> <адрес>, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, принято решение о предъявлении к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в срок до <дата> за счет собственных средств.
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <дата> "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" и комитету по управлению имуществом г. Саратова поручено провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном жилом помещении на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения общей площадью менее ранее занимаемого.
Согласно сообщению комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <дата> в перечень домов, расселяемых в рамках ведомственных целевых программ по переселению граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда за период с 2008 года по 2012 года и в действующую ведомственную целевую программу "Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденную постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <дата>, <адрес> <адрес> по <адрес> не включен.
С учетом вышеуказанных положений закона, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, требования собственников жилых помещений об обеспечении их жилыми помещениями на праве собственности не подлежат удовлетворению. При бездействии со стороны органов местного самоуправления и непринятии своевременных мер по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, собственники жилых помещений должны защищать свои права иным способом, предусмотренным законом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку сведений об изъятии земельного участка, расположенного под домом <адрес> <адрес>, для муниципальных или государственных нужд, о заключении сторонами соглашения в порядке ст. 32 ЖК РФ о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, дом, в котором проживают истцы, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, законные основания для предоставления Л.М.М., П.Н., П.С. в собственность вне очереди другого благоустроенного жилого помещения отсутствуют. При этом истцы не лишены возможности защищать свои права иным способом, предусмотренным законом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Изложенные в жалобе доводы сводятся к иному толкованию законодательства, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.М.М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)