Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4772/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении субсидий.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Наниматель жилого помещения ссылался на отказ в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-4772/2015


Судья Фаламова Л.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Ильиной О.В.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре Куриленко К.С., рассмотрела в открытом судебном заседании <...> гражданское дело по иску К.И.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> по городу Березовскому о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий
по апелляционной жалобе истца К.И.В. на решение Березовского городского суда <...> от 19.12.2014.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителя истца Ж., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

К.И.В. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...>, решение которого об отказе ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг просил признать незаконным.
В судебное заседание истец К.И.В. не явился.
Представитель истца Ж. исковые требования, заявленные своим доверителем, поддержал, сослался на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление пояснил, что Управление социальной политики по городу Березовскому является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку решение об отказе К.И.В. в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не принимало. <...> К.И.В. была вручена копия ответа МУК БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций", полученная Управлением социальной политики по городу Березовскому на запрос о предоставлении разъяснений условий назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг К.И.В.
Представитель третьего лица МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" в судебное заседание не явился.
Решением Березовского городского суда <...> от <...> в удовлетворении исковых требований К.И.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе К.И.В. просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указал на нарушение ответчиком его прав на получение субсидии, неявку представителя ответчика в судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело без участия своего представителя, представил возражения, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" в суд апелляционной инстанции не явился.
В отсутствие возражений со стороны представителя истца, лиц, принимавшего участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика и третьего лица.

Заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на жалобу возражений, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
В соответствии с <...> от <...> N 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <...>, государственным полномочием <...> по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" полномочия по принятию решений о предоставлении субсидий переданы органам местного самоуправления в <...>.
Постановлением главы Березовского городского округа от <...> N "О создании муниципального казенного учреждения Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" уполномоченным органом по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является муниципальное казенное учреждение Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций".
Таким образом, на территории Березовского городского округа функции по принятию решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложены на муниципальное казенное учреждение Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" (по тексту - МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций").
Судом установлено, что К.И.В. на основании договора найма жилого помещения от <...> проживает в комнате, находящейся в <...> в <...>.
Как следует из материалов дела, К.И.В., получив в сентябре 2014 года бланк для письменного обращения о рассмотрении вопроса о назначении ему субсидий на оплату жилого и помещения и коммунальных услуг, заполнил такой бланк, обратился в Управление социальной политики по городу Березовскому, пояснив, что у него сотрудники МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" не приняли документы на предоставление субсидии. Один экземпляр заявления был оставлен <...> специалистом Управления социальной политики по городу Березовскому Е. для составления запроса в МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" для выяснения причины отказа в приеме документов.
Согласно ответу от <...> N начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <...> - Управление социальной политики <...>, К.И.В. обращался в МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" за устной консультацией. Заявление о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также какие-либо документы К.И.В. не предоставлял, также он не может претендовать на предоставлении субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 761, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от <...> N 221), поскольку не несет бремя расходов за коммунальные услуги.
В судебном заседании представитель истца Ж. подтвердил факт того, что К.И.В. не передавал в МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" все необходимые документы, в частности, документы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за последний месяц.
В соответствии с пунктами 7 и 42 Постановления Правительства Российской Федерации от <...> N "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий принимается уполномоченным государственным учреждением. Таким учреждением на территории Березовского городского округа является МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций".
Принимая вот внимание, что Территориальный отраслевой исполнительный органа государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> по городу Березовскому полномочиями по принятию решения об отказе истцу в предоставлении субсидии не обладало, решение об отказе в предоставлении субсидии истцу не принимало, полномочия по принятию решений о предоставлении субсидии или отказу в ее предоставлении обладает муниципальное казенное учреждение Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций", суд пришел к правильному выводу о том, что Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> по городу Березовскому не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям
Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N (ред. от 16.03.2013), для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных документов, в частности: документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (пп. "б").
Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из содержания статей 254, 255, части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если права и свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку ответчиком Управлением социальной политики по городу Березовскому не было отказано истцу в предоставлении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то его права и свободы данным ответчиком не были нарушены.
При таком положении судом правомерно отказано К.И.В. в удовлетворении заявленных к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> требований, и оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца К.И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО

Судьи
О.В.ИЛЬИНА
С.Б.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)