Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-20494/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-11" (ИНН 6619005750, ОГРН 1036601051244) (далее - ООО "Строитель-11", заявитель)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) (далее - Госжилинспекция Свердловской области, заинтересованное лицо)
о признании незаконным и отмене постановления от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: И.Ю. Климов - директор, представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: Е.Н. Чернопятова - специалист 1 категории отдела контроля по Западному управленческому округу по доверенности от 28 мая 2014 г. N 29-04-17-28, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов судье, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.
От заявителя поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела справки о движении средств на лицевых счетах многоквартирных домов на 01 января 2014 г., справки о начислении и оплате жилищных услуг на 01 января 2014 г., справки о движении средств по текущему ремонту на лицевом счете дома на 01 января 2014 г., справки о доходах и расходах по жилому фонду по ул. Загородной в п. Березовая роща Красноуфимского района на 2013 г.
От заинтересованного лица поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения от 22 июля 2014 г. N 29-01-82/б/н и приложенных к нему документов.
Ходатайства сторон судом удовлетворены. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании, открытом 23 июля 2014 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 25 июля 2014 г. 10 час. 45 мин. Суд предложил заявителю письменно уточнить заявленное требование, представить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках с отметкой налогового органа о получении.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в присутствии представителя заявителя и в отсутствие представителя заинтересованного лица, от которого поступило ходатайство от 24 июля 2014 г. о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ходатайство заинтересованного лица судом рассмотрено и удовлетворено.
От заявителя поступило письменное ходатайство об уточнении оснований обжалования оспариваемого решения, согласно которому заявитель обосновывает заявленное требование дополнительными доводами, а именно, считает, что состав административного нарушения отсутствует, размер штрафных санкций явно не соразмерен характеру правонарушения, административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Кроме того, от заявителя поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела копии налоговой декларации за 2013 г. и копий извещения и квитанции, подтверждающих ее направление в налоговый орган посредством электронной связи.
Ходатайство заявителя судом удовлетворено. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель-11" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Представитель заявителя требование об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности поддержал. В обоснование заявленного требования пояснил, что наличие состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в своих действиях не признает, считает, что размер штрафных санкций явно не соразмерен характеру правонарушения, и административным органом нарушен порядок привлечения его к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица по существу заявленных требований возразил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление со ссылкой на материалы административного дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Специалистами Госжилинспекции Свердловской области, являющейся в соответствии с частью 2 статьи 20, частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области по контролю за соблюдением "Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации), в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 "Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 апреля 2012 г. N 162, проведены систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной управляющей организацией ООО "Строитель-11" на интернет-сайте www.reformagkh.ru, который определен официальным сайтом в сети Интернет в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" и предназначен для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе наблюдения и анализа Госжилинспекцией Свердловской области установлено нарушение заявителем требований пунктов 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Стандарта раскрытия информации, что отражено в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 09 апреля 2014 г. N 29-08-06-230.
Действия ООО "Строитель-11" квалифицированы административным органом как содержащие признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, о чем по данному факту главным специалистом Отдела контроля по Западному управленческому округу Госжилинспекции Свердловской области С.В. Рожковым в присутствии директора ООО "Строитель-11" И.Ю. Климова составлен протокол об административном правонарушении от 16 апреля 2014 г. N 29-08-01-57.
06 мая 2014 г. заместителем начальника Госжилинспекции Свердловской области А.В. Чаловым вынесено постановление N 86 о привлечении ООО "Строитель-11" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая, что постановление Госжилинспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 является незаконным и подлежит отмене, ООО "Строитель-11" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положения части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Полномочия заместителя начальника Госжилинспекции Свердловской области А.В. Чалова на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ подтверждаются положениями статьи 23.55 КоАП РФ и пунктов 1, 6 "Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 г. N 322-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области".
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны собственности, непосредственным объектом - установленные стандартом раскрытия информации порядок, способы или сроки раскрытия информации.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ (пункт 2 Стандарта раскрытия информации).
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта раскрытия информации).
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать нижеприведенную информацию.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе следующие сведения (пункт 8 Стандарта раскрытия информации):
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 9 Стандарта раскрытия информации):
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 10 Стандарта раскрытия информации):
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в "Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- охрана подъезда;
- охрана коллективных автостоянок;
- учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 11 Стандарта раскрытия информации):
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- - план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
В силу пункта 12 Стандарта раскрытия информации в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать (пункт 13 Стандарта раскрытия информации):
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат, в том числе следующие сведения (пункт 14 Стандарта раскрытия информации):
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Как видно из акта о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 09 апреля 2014 г. N 29-08-06-230 и протокола об административном правонарушении от 16 апреля 2014 г. N 29-08-01-57 требуемая информация ни на официальном интернет-сайте www.reformagkh.ru, ни на других сайтах в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации, заявителем не раскрыта, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления и ответственные за соблюдение установленного стандарта раскрытия информации.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Строитель-11" одним из дополнительных видов его экономической деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда.
Административным органом установлено, что ООО "Строитель-11" как управляющая организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров, заключенных в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Таким образом, исходя из изложенного, Госжилинспекцией Свердловской области сделан правомерный вывод о том, что ООО "Строитель-11" является надлежащим субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Соответствующий довод заявителя о том, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения в силу заключенного между ООО "Строитель-11" и Администрацией Муниципального образования Красноуфимский округ соглашения от 04 декабря 2013 г. об информационном взаимодействии, во исполнение условий которого заявитель предоставил органу местного самоуправления всю необходимую информацию в электронном виде в РИАС ЖКХ, а орган местного самоуправления, в свою очередь, обязан был ее разместить на своем Интернет-сайте, судом отклоняется как несостоятельный. В силу прямого указания в законе (в подпункте "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации) обязанность раскрыть информацию возлагается непосредственно на управляющие компании, передача другому лицу законодательно возложенной на управляющие компании обязанности по раскрытию информации в рамках каких-либо гражданско-правовых соглашений недопустима.
Субъективная сторона правонарушения считается установленной в полном объеме только тогда, когда будет установлена виновность лица, ответственного за соблюдение установленного Стандарта раскрытия информации.
Суд полагает, что административный орган в оспариваемом постановлении установил и доказал наличие вины в соответствии с требованиями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что наличие состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в действиях ООО "Строитель-11" административным органом установлено и полностью доказано.
Существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным в соответствии с Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 09 июля 2013 г. N 88-А "О должностных лицах, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях" лицом в присутствии законного представителя ООО "Строитель-11" (директора), надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Дело об административном правонарушении также рассмотрено в присутствии представителя ООО "Строитель-11" (директора), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Таким образом, ООО "Строитель-11" предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Поскольку услуги, предоставляемые в рамках договоров управления многоквартирных домов, отвечают совокупности обязательных признаков потребительских правоотношений, на отношения, возникающие в связи с предоставлением потребителям информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, распространяется законодательство о защите прав потребителей, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 марта 2013 г. N 3-АД13-2.
В рассматриваемом случае нарушено право потребителя на получение предусмотренной Стандартом раскрытия информации, в связи с чем, годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, административный орган правомерно установил отсутствие оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного.
Рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа за вмененное правонарушение ниже низшего предела санкции части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, суд пришел к следующему выводу.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Соответственно, предусматривая для совершивших административные правонарушения юридических лиц административные наказания в виде административного штрафа, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.
Пунктом 2 *** Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа, за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения и последствия от его совершения, суд посчитал возможным снизить размер наложенного на ООО "Строитель-11" штрафа до 30 000 руб. с учетом характера правонарушения, обстоятельств, характеризующих степень вины, имущественного и финансового положения, оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 30 000 руб. 00 коп., признать незаконным и отменить.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Строитель-11" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Строитель-11" (ИНН 6619005750, ОГРН 1036601051244) удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 30 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Ю.А.КУРИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-20494/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А60-20494/2014
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-20494/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-11" (ИНН 6619005750, ОГРН 1036601051244) (далее - ООО "Строитель-11", заявитель)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) (далее - Госжилинспекция Свердловской области, заинтересованное лицо)
о признании незаконным и отмене постановления от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: И.Ю. Климов - директор, представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: Е.Н. Чернопятова - специалист 1 категории отдела контроля по Западному управленческому округу по доверенности от 28 мая 2014 г. N 29-04-17-28, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов судье, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.
От заявителя поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела справки о движении средств на лицевых счетах многоквартирных домов на 01 января 2014 г., справки о начислении и оплате жилищных услуг на 01 января 2014 г., справки о движении средств по текущему ремонту на лицевом счете дома на 01 января 2014 г., справки о доходах и расходах по жилому фонду по ул. Загородной в п. Березовая роща Красноуфимского района на 2013 г.
От заинтересованного лица поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения от 22 июля 2014 г. N 29-01-82/б/н и приложенных к нему документов.
Ходатайства сторон судом удовлетворены. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании, открытом 23 июля 2014 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 25 июля 2014 г. 10 час. 45 мин. Суд предложил заявителю письменно уточнить заявленное требование, представить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках с отметкой налогового органа о получении.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в присутствии представителя заявителя и в отсутствие представителя заинтересованного лица, от которого поступило ходатайство от 24 июля 2014 г. о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ходатайство заинтересованного лица судом рассмотрено и удовлетворено.
От заявителя поступило письменное ходатайство об уточнении оснований обжалования оспариваемого решения, согласно которому заявитель обосновывает заявленное требование дополнительными доводами, а именно, считает, что состав административного нарушения отсутствует, размер штрафных санкций явно не соразмерен характеру правонарушения, административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Кроме того, от заявителя поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела копии налоговой декларации за 2013 г. и копий извещения и квитанции, подтверждающих ее направление в налоговый орган посредством электронной связи.
Ходатайство заявителя судом удовлетворено. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель-11" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Представитель заявителя требование об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности поддержал. В обоснование заявленного требования пояснил, что наличие состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в своих действиях не признает, считает, что размер штрафных санкций явно не соразмерен характеру правонарушения, и административным органом нарушен порядок привлечения его к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица по существу заявленных требований возразил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление со ссылкой на материалы административного дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Специалистами Госжилинспекции Свердловской области, являющейся в соответствии с частью 2 статьи 20, частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области по контролю за соблюдением "Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации), в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 "Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 апреля 2012 г. N 162, проведены систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной управляющей организацией ООО "Строитель-11" на интернет-сайте www.reformagkh.ru, который определен официальным сайтом в сети Интернет в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" и предназначен для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе наблюдения и анализа Госжилинспекцией Свердловской области установлено нарушение заявителем требований пунктов 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Стандарта раскрытия информации, что отражено в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 09 апреля 2014 г. N 29-08-06-230.
Действия ООО "Строитель-11" квалифицированы административным органом как содержащие признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, о чем по данному факту главным специалистом Отдела контроля по Западному управленческому округу Госжилинспекции Свердловской области С.В. Рожковым в присутствии директора ООО "Строитель-11" И.Ю. Климова составлен протокол об административном правонарушении от 16 апреля 2014 г. N 29-08-01-57.
06 мая 2014 г. заместителем начальника Госжилинспекции Свердловской области А.В. Чаловым вынесено постановление N 86 о привлечении ООО "Строитель-11" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая, что постановление Госжилинспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 является незаконным и подлежит отмене, ООО "Строитель-11" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положения части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Полномочия заместителя начальника Госжилинспекции Свердловской области А.В. Чалова на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ подтверждаются положениями статьи 23.55 КоАП РФ и пунктов 1, 6 "Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 г. N 322-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области".
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны собственности, непосредственным объектом - установленные стандартом раскрытия информации порядок, способы или сроки раскрытия информации.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ (пункт 2 Стандарта раскрытия информации).
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта раскрытия информации).
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать нижеприведенную информацию.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе следующие сведения (пункт 8 Стандарта раскрытия информации):
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 9 Стандарта раскрытия информации):
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 10 Стандарта раскрытия информации):
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в "Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- охрана подъезда;
- охрана коллективных автостоянок;
- учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 11 Стандарта раскрытия информации):
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- - план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
В силу пункта 12 Стандарта раскрытия информации в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать (пункт 13 Стандарта раскрытия информации):
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат, в том числе следующие сведения (пункт 14 Стандарта раскрытия информации):
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Как видно из акта о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 09 апреля 2014 г. N 29-08-06-230 и протокола об административном правонарушении от 16 апреля 2014 г. N 29-08-01-57 требуемая информация ни на официальном интернет-сайте www.reformagkh.ru, ни на других сайтах в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации, заявителем не раскрыта, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления и ответственные за соблюдение установленного стандарта раскрытия информации.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Строитель-11" одним из дополнительных видов его экономической деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда.
Административным органом установлено, что ООО "Строитель-11" как управляющая организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров, заключенных в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Таким образом, исходя из изложенного, Госжилинспекцией Свердловской области сделан правомерный вывод о том, что ООО "Строитель-11" является надлежащим субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Соответствующий довод заявителя о том, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения в силу заключенного между ООО "Строитель-11" и Администрацией Муниципального образования Красноуфимский округ соглашения от 04 декабря 2013 г. об информационном взаимодействии, во исполнение условий которого заявитель предоставил органу местного самоуправления всю необходимую информацию в электронном виде в РИАС ЖКХ, а орган местного самоуправления, в свою очередь, обязан был ее разместить на своем Интернет-сайте, судом отклоняется как несостоятельный. В силу прямого указания в законе (в подпункте "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации) обязанность раскрыть информацию возлагается непосредственно на управляющие компании, передача другому лицу законодательно возложенной на управляющие компании обязанности по раскрытию информации в рамках каких-либо гражданско-правовых соглашений недопустима.
Субъективная сторона правонарушения считается установленной в полном объеме только тогда, когда будет установлена виновность лица, ответственного за соблюдение установленного Стандарта раскрытия информации.
Суд полагает, что административный орган в оспариваемом постановлении установил и доказал наличие вины в соответствии с требованиями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что наличие состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в действиях ООО "Строитель-11" административным органом установлено и полностью доказано.
Существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным в соответствии с Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 09 июля 2013 г. N 88-А "О должностных лицах, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях" лицом в присутствии законного представителя ООО "Строитель-11" (директора), надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Дело об административном правонарушении также рассмотрено в присутствии представителя ООО "Строитель-11" (директора), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Таким образом, ООО "Строитель-11" предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Поскольку услуги, предоставляемые в рамках договоров управления многоквартирных домов, отвечают совокупности обязательных признаков потребительских правоотношений, на отношения, возникающие в связи с предоставлением потребителям информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, распространяется законодательство о защите прав потребителей, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 марта 2013 г. N 3-АД13-2.
В рассматриваемом случае нарушено право потребителя на получение предусмотренной Стандартом раскрытия информации, в связи с чем, годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, административный орган правомерно установил отсутствие оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного.
Рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа за вмененное правонарушение ниже низшего предела санкции части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, суд пришел к следующему выводу.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Соответственно, предусматривая для совершивших административные правонарушения юридических лиц административные наказания в виде административного штрафа, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.
Пунктом 2 *** Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа, за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения и последствия от его совершения, суд посчитал возможным снизить размер наложенного на ООО "Строитель-11" штрафа до 30 000 руб. с учетом характера правонарушения, обстоятельств, характеризующих степень вины, имущественного и финансового положения, оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 30 000 руб. 00 коп., признать незаконным и отменить.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Строитель-11" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Строитель-11" (ИНН 6619005750, ОГРН 1036601051244) удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 06 мая 2014 г. N 86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 30 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Ю.А.КУРИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)