Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судья Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Харченко М.И. по доверенности от 25.06.2013 г. (на один год)
от заинтересованного лица: Чернова Т.А. по доверенности от 18.12.2013 г. (на один год) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 31 марта 2014 года по делу N А67-73/2014 (судья Сенникова И.Н.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 г. N 112 о назначении административного наказания
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 112 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено Арбитражным судом Томской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 31.03.2014 г. в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о признании незаконным и отмене постановления Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 19.09.2013 N 112 о назначении административного наказания отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие в действиях вмененного состава административного правонарушения, поскольку не установлен умысел, наличие признаков малозначительности, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, признать постановление N 112 от 19.09.2013 г. об административном правонарушении незаконным и отменить.
Департамент в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ, пунктов 26, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", судом апелляционной инстанции, с учетом не приведения в апелляционной жалобе доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства, апелляционная жалоба Общества рассмотрена в порядке упрощенного производства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьей 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.07.2013 в Департамент поступило письмо Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 12.07.2013 N А26-05-62269411 по факту поступившего обращения гражданки Непомнящих А.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по указанному адресу.
В период с 24.07.2013 по 14.08.2013 на основании распоряжения от 19.07.2013 N 2247-1 должностными лицами Департамента проведена внеплановая документарная проверка ОАО "ТГК-11" в целях защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт проверки N 2247-1 от 14.08.2013, содержащий указания на выявленные нарушения, в частности, в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, отсутствовало в период с 09.07.2013 по 12.07.2013, подтверждения продления срока ремонтных работ с 09.07.2013 по 12.07.2013, согласованного с Администрацией г. Томска, ресурсоснабжающей организацией не представлено.
14.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Сивириловой Н.П. по факту нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "ТГК-11" дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования 05.09.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Сивириловой Н.П. в отношении ОАО "ТГК-11" составлен протокол N 162 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, которым Обществу вменены нарушения нормативов предоставления коммунальных услуг, установленные пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. "б", "в", "г" пункта 3, приложения N 1 пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 6.2.64 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115.
19.09.2013 и.о. заместителя начальника Департамента Реука Ю.С. вынесено постановление N 112 о назначении административного наказания, которым ОАО "ТГК-11" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа в порядке части 6 статьи 210 АПК РФ, суд первой инстанции, пришел к обоснованным выводам о доказанности административным органом наличия в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Оставляя без изменения судебный акт и отклоняя доводы апелляционной жалобы административного органа, суд апелляционной инстанции, исходит из правильного применения судом норм материального и процессуального права, все доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом правонарушения, выразившегося в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, может быть юридическое лицо, ответственное за нормативное обеспечение населения жилых домов и (или) жилых помещений коммунальными услугами.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 3, 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), предусматривающих предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), правомерно указал на бесперебойное либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг гражданам, в течение года - допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункты 1.1, 1.2, 1.3).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Проанализировав положения вышеназванных требований Санитарных правил, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115) (пункты 6.2.64); ГОСТа Р 51617-2000, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170) (пункт 5.1.5), с учетом нормативного определения продолжительности устранения аварийных неисправностей и текущего ремонта систем горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что нарушение сроков путем их произвольного самостоятельного регулирования указанными лицами недопустимо, поскольку, безусловно, влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, а иных хозяйствующих субъектов - на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг и надлежащее исполнение обязанностей.
Оценив в совокупности представленными сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ: акт отключения от 10.06.2013 горячего водоснабжение в жилом доме по адресу ул. Ивана Черных, 24 с 10.06.2013 в 10 час. 00 мин., акт готовности тепловой сети Томского филиала ОАО "ТГК-11" от 01.07.2013 участок тепломагистрали N 8 от ПНС-10 до КСЗ-16 был приняты в эксплуатацию с 01.07.2013; решение комиссии по подготовке г. Томска к работе в отопительный период 2013 - 2014 гг. срок ремонта тепломагистрали N 8, к которой подключен жилой дом по ул. И. Черных, д. 24, был продлен до 09.07.2013 (протокол от 03.07.2013 N 10), письмо от 09.07.2013 N 12Г Томского филиала ОАО "ТГК-11" следует, что закончен ремонт и готов к включению в работу участок тепломагистрали и ответвления от него: ТМ N 8 от У-834 до КСЗ-16 с ответвлениями от У-834, У-835 до узлов управления жилых домов по пер. Карский, ул. Иркутский тракт, ул. Суворова, ул. Мичурина, ул. И.Черных, пер.Мичурина ул. Новосибирская, акт включения ТФ ОАО "ТГК-11" от 12.07.2013 фактическое включение горячего водоснабжения в доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, д. 24 (произведено 12.07.2012 в 16 ч. 00 мин.), суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг жилого дома по адресу ул. Ивана Черных, 24 отсутствовало в период с 10.07.2013 по 12.07.2013, при отсутствии документального подтверждения продления срока ремонтных работ с 10.07.2013 по 12.07.2013, согласованного с Администрацией г. Томска.
Таким образом, ОАО "ТГК-11" допущено нарушение установленного нормативного режима обеспечения граждан коммунальными услугами.
Поскольку нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения допущено непосредственно заявителем, он является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Ссылка ОАО "ТКК-11" на отсутствие в действиях умысла или неосторожности, в данном случае Обществом устранялась авария, в связи с чем, отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции, требованием от 08.08.2013 N 2247-1 Департаментом ОАО "ТГК-11" было предложено представить документарное подтверждение наличия аварийной ситуации по адресу: г. Томск, ул. Новосибирская, 33, однако, таких доказательств ни административному органу, ни при судебном разбирательстве по делу, не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Из материалов дела не усматривается наличие таких исключительных обстоятельств и принятия ОАО "ТГК-11" действенных мер по недопущению нарушения установленного режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ОАО "ТГК-11", осуществляя деятельность, подпадающую под регулирование законодательства о предоставлении коммунальных услуг, и будучи обязанным выполнять установленные данным законодательством требования, тем не менее, при наличии возможности не нарушать требования законодательства, не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований по обеспечению населения коммунальными услугами.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Общества о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
В данном случае, по вмененному Обществу правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении установленного порядка общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленного на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Отсутствие каких-либо вредных последствий в результате совершения правонарушения само по себе о малозначительности деяния не свидетельствует, поскольку нарушает права потребителя по предоставлению и получению коммунальной услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере предоставления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 31 марта 2014 года по делу N А67-73/2014 рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2014 ПО ДЕЛУ N А67-73/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. по делу N А67-73/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судья Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Харченко М.И. по доверенности от 25.06.2013 г. (на один год)
от заинтересованного лица: Чернова Т.А. по доверенности от 18.12.2013 г. (на один год) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 31 марта 2014 года по делу N А67-73/2014 (судья Сенникова И.Н.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 г. N 112 о назначении административного наказания
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 112 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено Арбитражным судом Томской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 31.03.2014 г. в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о признании незаконным и отмене постановления Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 19.09.2013 N 112 о назначении административного наказания отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие в действиях вмененного состава административного правонарушения, поскольку не установлен умысел, наличие признаков малозначительности, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, признать постановление N 112 от 19.09.2013 г. об административном правонарушении незаконным и отменить.
Департамент в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ, пунктов 26, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", судом апелляционной инстанции, с учетом не приведения в апелляционной жалобе доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства, апелляционная жалоба Общества рассмотрена в порядке упрощенного производства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьей 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.07.2013 в Департамент поступило письмо Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 12.07.2013 N А26-05-62269411 по факту поступившего обращения гражданки Непомнящих А.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по указанному адресу.
В период с 24.07.2013 по 14.08.2013 на основании распоряжения от 19.07.2013 N 2247-1 должностными лицами Департамента проведена внеплановая документарная проверка ОАО "ТГК-11" в целях защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт проверки N 2247-1 от 14.08.2013, содержащий указания на выявленные нарушения, в частности, в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, отсутствовало в период с 09.07.2013 по 12.07.2013, подтверждения продления срока ремонтных работ с 09.07.2013 по 12.07.2013, согласованного с Администрацией г. Томска, ресурсоснабжающей организацией не представлено.
14.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Сивириловой Н.П. по факту нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 24, вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "ТГК-11" дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования 05.09.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Сивириловой Н.П. в отношении ОАО "ТГК-11" составлен протокол N 162 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, которым Обществу вменены нарушения нормативов предоставления коммунальных услуг, установленные пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. "б", "в", "г" пункта 3, приложения N 1 пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 6.2.64 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115.
19.09.2013 и.о. заместителя начальника Департамента Реука Ю.С. вынесено постановление N 112 о назначении административного наказания, которым ОАО "ТГК-11" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа в порядке части 6 статьи 210 АПК РФ, суд первой инстанции, пришел к обоснованным выводам о доказанности административным органом наличия в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Оставляя без изменения судебный акт и отклоняя доводы апелляционной жалобы административного органа, суд апелляционной инстанции, исходит из правильного применения судом норм материального и процессуального права, все доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом правонарушения, выразившегося в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, может быть юридическое лицо, ответственное за нормативное обеспечение населения жилых домов и (или) жилых помещений коммунальными услугами.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 3, 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), предусматривающих предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), правомерно указал на бесперебойное либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг гражданам, в течение года - допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункты 1.1, 1.2, 1.3).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Проанализировав положения вышеназванных требований Санитарных правил, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115) (пункты 6.2.64); ГОСТа Р 51617-2000, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170) (пункт 5.1.5), с учетом нормативного определения продолжительности устранения аварийных неисправностей и текущего ремонта систем горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что нарушение сроков путем их произвольного самостоятельного регулирования указанными лицами недопустимо, поскольку, безусловно, влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, а иных хозяйствующих субъектов - на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг и надлежащее исполнение обязанностей.
Оценив в совокупности представленными сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ: акт отключения от 10.06.2013 горячего водоснабжение в жилом доме по адресу ул. Ивана Черных, 24 с 10.06.2013 в 10 час. 00 мин., акт готовности тепловой сети Томского филиала ОАО "ТГК-11" от 01.07.2013 участок тепломагистрали N 8 от ПНС-10 до КСЗ-16 был приняты в эксплуатацию с 01.07.2013; решение комиссии по подготовке г. Томска к работе в отопительный период 2013 - 2014 гг. срок ремонта тепломагистрали N 8, к которой подключен жилой дом по ул. И. Черных, д. 24, был продлен до 09.07.2013 (протокол от 03.07.2013 N 10), письмо от 09.07.2013 N 12Г Томского филиала ОАО "ТГК-11" следует, что закончен ремонт и готов к включению в работу участок тепломагистрали и ответвления от него: ТМ N 8 от У-834 до КСЗ-16 с ответвлениями от У-834, У-835 до узлов управления жилых домов по пер. Карский, ул. Иркутский тракт, ул. Суворова, ул. Мичурина, ул. И.Черных, пер.Мичурина ул. Новосибирская, акт включения ТФ ОАО "ТГК-11" от 12.07.2013 фактическое включение горячего водоснабжения в доме по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, д. 24 (произведено 12.07.2012 в 16 ч. 00 мин.), суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг жилого дома по адресу ул. Ивана Черных, 24 отсутствовало в период с 10.07.2013 по 12.07.2013, при отсутствии документального подтверждения продления срока ремонтных работ с 10.07.2013 по 12.07.2013, согласованного с Администрацией г. Томска.
Таким образом, ОАО "ТГК-11" допущено нарушение установленного нормативного режима обеспечения граждан коммунальными услугами.
Поскольку нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения допущено непосредственно заявителем, он является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Ссылка ОАО "ТКК-11" на отсутствие в действиях умысла или неосторожности, в данном случае Обществом устранялась авария, в связи с чем, отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции, требованием от 08.08.2013 N 2247-1 Департаментом ОАО "ТГК-11" было предложено представить документарное подтверждение наличия аварийной ситуации по адресу: г. Томск, ул. Новосибирская, 33, однако, таких доказательств ни административному органу, ни при судебном разбирательстве по делу, не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Из материалов дела не усматривается наличие таких исключительных обстоятельств и принятия ОАО "ТГК-11" действенных мер по недопущению нарушения установленного режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ОАО "ТГК-11", осуществляя деятельность, подпадающую под регулирование законодательства о предоставлении коммунальных услуг, и будучи обязанным выполнять установленные данным законодательством требования, тем не менее, при наличии возможности не нарушать требования законодательства, не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований по обеспечению населения коммунальными услугами.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Общества о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
В данном случае, по вмененному Обществу правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении установленного порядка общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленного на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Отсутствие каких-либо вредных последствий в результате совершения правонарушения само по себе о малозначительности деяния не свидетельствует, поскольку нарушает права потребителя по предоставлению и получению коммунальной услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере предоставления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 31 марта 2014 года по делу N А67-73/2014 рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)