Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "09" декабря 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кощеевой О.Ю.,
при участии:
от истца: Миненкова О.Н., доверенность от 15.10.2014,
от ответчика: Иволина Т.В., доверенность от 22.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (07АП-11091/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 по делу N А27-15056/2014 (судья Перевалова О.И.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136)
к обществу с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (ОГРН 1084213000585)
о взыскании 294 909 руб. 27 коп. долга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - истец, ООО "КЭнК", ООО "Кузбасская энергосетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (далее - ответчик, ООО "ЕЦЖКУ") о взыскании 294 909,27 руб. долга за установку приборов общедомового учета в многоквартирный жилых домах города Мариинска.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 с общества с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" 294 909,27 руб. долга за установку общедомовых приборов учета, а также 8898,18 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску, всего 303807,45 руб. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Банка России (8,25% годовых) на всю взысканную сумму с момента вступления в силу настоящего решения до полной уплаты взысканной суммы.
Не согласившись с решением, ООО "ЕЦЖКУ" в апелляционной жалобе просит его отменить и производство по делу прекратить. При этом податель указывает, что согласно решению суда, приборы учета переходят в собственность ответчика и не будут являться общим имуществом собственников дома, произведя самовольно за свой счет установку общедомовых приборов учета, управляющая компания нарушает права собственников помещений, которые имеют право самостоятельно принять решение об установке ОПУ (на других условиях, выбрать другой тип счетчика); суд неправильно истолковал закон, в соответствии с которым собственники помещений, в интересах которых установлены общедомовые приборы учета, должны оплатить спорные услуги.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, заявил ходатайство о принятии в качестве дополнительных доказательств: протоколов общих собраний, квитанций об оплате.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, считая решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.
Апелляционный суд не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела дополнительных доказательств представленных ответчиком, по следующим причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
В нарушение изложенного представитель ответчика не указал уважительные причины невозможности представления указанных документов суду первой инстанции, о перерыве или об отложении судебного заседания для представления этих документов в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцом произведена установка общедомового прибора учета электроэнергии в следующих жилых домах N 149 и 151 по ул. Набережная, N 4а по ул. Нагорная, N N 1, 13, 14, 18а, 30 по ул. Юбилейная, N N 9, 16 по ул. Покрышкина, N 8 по пер. Ноградскому, N N 8а корпус 1, корпус 2, корпус 3, N 64, 77, 77а по ул. Пальчикова, N 1 по ул. 1 Микрорайон, N N 7, 8, 12, 16а по ул. Котовского, N 7а, 10а, 13, 15, 17, 19, 25, 27 по ул. Макаренко, N 6 по ул. К. Маркса, N 71а, 73, 77, 79 по ул. 50 лет Октября, N 2 по ул. Перевалова, N N 1, 1а по ул. Веселая, что подтверждается актам ввода приборов учета в эксплуатацию и актам допуска общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 06.02.2012, 01.11.2012, 02.11.2012, 12.11.2012, 13.11.2012, 01.11.2012, 21.02.2012, 25.01.2012, 14.02.2012, 20.01.2012, 13.01.2012, 01.03.2012, 11.03.2012, 14.11.2012, 24.01.2012, 27.01.2012, 03.02.2012,28.01.2012, 17.02.2012, 31.01.2012, 12.01.2012.
Общая стоимость установки общедомовых приборов учета составила 294 909,27 руб., из них: 7302,80 руб. за установку прибора в доме N 149 и 5992,21 руб. в доме 151 по ул. Набережная; 9269,95 руб. за установку прибора учета в доме N 4а по ул. Нагорная; 5948,16 руб. за установку прибора учета в доме N 11, 7348,88 руб. в доме N 13, 5976,8 руб. в доме N 14, 6011,53 руб. в доме N 18а, 8363 руб. в доме N 30 по ул. Юбилейная; 5939,68 руб. за установку прибора учета в доме N 9, 9292,13 руб. в доме N 16 по ул. Покрышкина; 8604,67 руб. за установку прибора учета в доме N 8 по пер. Ноградскому; 5974,60 руб. за установку прибора учета в доме в корпусе 1, 6068,92 руб. в корпусе 2, 6061,55 в корпусе 3 дома 8а, 5985,37 руб. в доме N 64, 8758,70 руб. в доме N 77, 6910,05 в доме 77а, по ул. Пальчикова; 12334,49 руб. за установку прибора учета в доме N 1 по ул. 1 Микрорайон; 10125 руб. за установку прибора учета в доме N 7, 9296,57 руб. в доме N 8, 9921,26 руб. в доме N 12, 17621,56 руб. в доме N 16а по ул. Котовского, 4529,84 руб. за установку прибора учета в доме N 7а, по 5055,38 руб. за установку прибора учета в домах N 10а, 13, 15, 17, 4529 руб. в доме N 19, по 4529,82 руб. в домах N 25, 27 по ул. Макаренко; 10102,31 руб. за установку прибора учета в доме N 6 по ул. К. Маркса; 10017,63 руб. за установку прибора учета в доме N 71а, 9285,69 руб. в доме N 73, по 10531,90 руб. в домах N 77, 79 по ул. 50 лет Октября; 9317,31 руб. за установку прибора учета в доме N 2 по ул. Перевалова; 9084,71 руб. за установку прибора учета в доме N 1, 9364,03 руб. в доме 1а по ул. Веселая.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об обязанности истца установить общедомовые приборы учета и обязанности собственников помещений многоквартирного дома возместить понесенные истцом расходы на установку приборов учета; об обязанности ответчика компенсировать понесенные истцом расходы в случае, если избран способ управления домом - управляющей организацией.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 01.07.2012 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В связи с этим, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об обязанности истца установить общедомовые приборы учета и обязанности собственников помещений многоквартирного дома возместить понесенные истцом расходы на установку приборов учета
При этом согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Следовательно, действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что собственниками помещений многоквартирных домов не принималось решения об установке коллективных приборов учета и установка общедомовых приборов учета не входит в обязанности ООО "ЕЦЖКУ".
Ссылка ответчика на положения статьи 13 Закона N 261-ФЗ апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" как энергоснабжающая организация правомерно установило общедомовые приборы учета электрической энергии, а ООО "ЕЦЖКУ" как управляющая компания обязана данные работы оплатить.
Указание ответчика на пункт 38(1) Правил судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку положения указанного пункта не исключают возможности предъявления расходов на установку коллективных приборов учета непосредственно управляющей компании, выступающей от имени и в интересах собственников помещений.
Как следует из материалов дела, истец в течение 2012 года установил общедомовые прибора учета электрической энергии на многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика; в присутствии представителя ответчика, сетевой и обслуживающих организаций, указанные узлы учета допущены в эксплуатацию.
Ответчиком действий о включении в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых произведена их установка, не предпринято.
В данном случае у ответчика после произведенных истцом работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возникает обязанность по их оплате истцу.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и выполнение мер по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (поверка приборов учета).
Управляющая компания обязана принимать меры по содержанию общего имущества включающей в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, как нормативной обязанности управляющей компании, которая не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления собственников помещений.
Таким образом, действия истца по установке общедомовых приборов учета не противоречат воле собственников, соответственно, возникает встречное обязательство по их оплате, которое правомерно возложено в данном случае на ООО ЕЦЖКУ", поскольку собственниками жилых домов избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Компенсация расходов ООО "Кузбасская энергосетевая компания" на установку общедомовых приборов учета со стороны ООО "ЕЦЖКУ" в дальнейшем не лишает последнего компенсировать свои расходы путем их пропорционального распределения между собственниками помещений многоквартирных домов.
Факт выполнения работ по установке общедомовых приборов учета, их стоимость и качество ООО "ЕЦЖКУ" не оспаривает.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно взыскано с ответчика 294 909,27 руб., понесенных истцом расходов на установку общедомовых приборов учета.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, прекращения производства по делу (ст. 150 АПК РФ), а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 по делу N А27-15056/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 N 07АП-11091/2014 ПО ДЕЛУ N А27-15056/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А27-15056/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "09" декабря 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кощеевой О.Ю.,
при участии:
от истца: Миненкова О.Н., доверенность от 15.10.2014,
от ответчика: Иволина Т.В., доверенность от 22.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (07АП-11091/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 по делу N А27-15056/2014 (судья Перевалова О.И.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136)
к обществу с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (ОГРН 1084213000585)
о взыскании 294 909 руб. 27 коп. долга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - истец, ООО "КЭнК", ООО "Кузбасская энергосетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" (далее - ответчик, ООО "ЕЦЖКУ") о взыскании 294 909,27 руб. долга за установку приборов общедомового учета в многоквартирный жилых домах города Мариинска.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 с общества с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг" взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" 294 909,27 руб. долга за установку общедомовых приборов учета, а также 8898,18 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску, всего 303807,45 руб. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Банка России (8,25% годовых) на всю взысканную сумму с момента вступления в силу настоящего решения до полной уплаты взысканной суммы.
Не согласившись с решением, ООО "ЕЦЖКУ" в апелляционной жалобе просит его отменить и производство по делу прекратить. При этом податель указывает, что согласно решению суда, приборы учета переходят в собственность ответчика и не будут являться общим имуществом собственников дома, произведя самовольно за свой счет установку общедомовых приборов учета, управляющая компания нарушает права собственников помещений, которые имеют право самостоятельно принять решение об установке ОПУ (на других условиях, выбрать другой тип счетчика); суд неправильно истолковал закон, в соответствии с которым собственники помещений, в интересах которых установлены общедомовые приборы учета, должны оплатить спорные услуги.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, заявил ходатайство о принятии в качестве дополнительных доказательств: протоколов общих собраний, квитанций об оплате.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, считая решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.
Апелляционный суд не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела дополнительных доказательств представленных ответчиком, по следующим причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
В нарушение изложенного представитель ответчика не указал уважительные причины невозможности представления указанных документов суду первой инстанции, о перерыве или об отложении судебного заседания для представления этих документов в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцом произведена установка общедомового прибора учета электроэнергии в следующих жилых домах N 149 и 151 по ул. Набережная, N 4а по ул. Нагорная, N N 1, 13, 14, 18а, 30 по ул. Юбилейная, N N 9, 16 по ул. Покрышкина, N 8 по пер. Ноградскому, N N 8а корпус 1, корпус 2, корпус 3, N 64, 77, 77а по ул. Пальчикова, N 1 по ул. 1 Микрорайон, N N 7, 8, 12, 16а по ул. Котовского, N 7а, 10а, 13, 15, 17, 19, 25, 27 по ул. Макаренко, N 6 по ул. К. Маркса, N 71а, 73, 77, 79 по ул. 50 лет Октября, N 2 по ул. Перевалова, N N 1, 1а по ул. Веселая, что подтверждается актам ввода приборов учета в эксплуатацию и актам допуска общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 06.02.2012, 01.11.2012, 02.11.2012, 12.11.2012, 13.11.2012, 01.11.2012, 21.02.2012, 25.01.2012, 14.02.2012, 20.01.2012, 13.01.2012, 01.03.2012, 11.03.2012, 14.11.2012, 24.01.2012, 27.01.2012, 03.02.2012,28.01.2012, 17.02.2012, 31.01.2012, 12.01.2012.
Общая стоимость установки общедомовых приборов учета составила 294 909,27 руб., из них: 7302,80 руб. за установку прибора в доме N 149 и 5992,21 руб. в доме 151 по ул. Набережная; 9269,95 руб. за установку прибора учета в доме N 4а по ул. Нагорная; 5948,16 руб. за установку прибора учета в доме N 11, 7348,88 руб. в доме N 13, 5976,8 руб. в доме N 14, 6011,53 руб. в доме N 18а, 8363 руб. в доме N 30 по ул. Юбилейная; 5939,68 руб. за установку прибора учета в доме N 9, 9292,13 руб. в доме N 16 по ул. Покрышкина; 8604,67 руб. за установку прибора учета в доме N 8 по пер. Ноградскому; 5974,60 руб. за установку прибора учета в доме в корпусе 1, 6068,92 руб. в корпусе 2, 6061,55 в корпусе 3 дома 8а, 5985,37 руб. в доме N 64, 8758,70 руб. в доме N 77, 6910,05 в доме 77а, по ул. Пальчикова; 12334,49 руб. за установку прибора учета в доме N 1 по ул. 1 Микрорайон; 10125 руб. за установку прибора учета в доме N 7, 9296,57 руб. в доме N 8, 9921,26 руб. в доме N 12, 17621,56 руб. в доме N 16а по ул. Котовского, 4529,84 руб. за установку прибора учета в доме N 7а, по 5055,38 руб. за установку прибора учета в домах N 10а, 13, 15, 17, 4529 руб. в доме N 19, по 4529,82 руб. в домах N 25, 27 по ул. Макаренко; 10102,31 руб. за установку прибора учета в доме N 6 по ул. К. Маркса; 10017,63 руб. за установку прибора учета в доме N 71а, 9285,69 руб. в доме N 73, по 10531,90 руб. в домах N 77, 79 по ул. 50 лет Октября; 9317,31 руб. за установку прибора учета в доме N 2 по ул. Перевалова; 9084,71 руб. за установку прибора учета в доме N 1, 9364,03 руб. в доме 1а по ул. Веселая.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об обязанности истца установить общедомовые приборы учета и обязанности собственников помещений многоквартирного дома возместить понесенные истцом расходы на установку приборов учета; об обязанности ответчика компенсировать понесенные истцом расходы в случае, если избран способ управления домом - управляющей организацией.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 01.07.2012 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В связи с этим, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об обязанности истца установить общедомовые приборы учета и обязанности собственников помещений многоквартирного дома возместить понесенные истцом расходы на установку приборов учета
При этом согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Следовательно, действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что собственниками помещений многоквартирных домов не принималось решения об установке коллективных приборов учета и установка общедомовых приборов учета не входит в обязанности ООО "ЕЦЖКУ".
Ссылка ответчика на положения статьи 13 Закона N 261-ФЗ апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" как энергоснабжающая организация правомерно установило общедомовые приборы учета электрической энергии, а ООО "ЕЦЖКУ" как управляющая компания обязана данные работы оплатить.
Указание ответчика на пункт 38(1) Правил судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку положения указанного пункта не исключают возможности предъявления расходов на установку коллективных приборов учета непосредственно управляющей компании, выступающей от имени и в интересах собственников помещений.
Как следует из материалов дела, истец в течение 2012 года установил общедомовые прибора учета электрической энергии на многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика; в присутствии представителя ответчика, сетевой и обслуживающих организаций, указанные узлы учета допущены в эксплуатацию.
Ответчиком действий о включении в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых произведена их установка, не предпринято.
В данном случае у ответчика после произведенных истцом работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возникает обязанность по их оплате истцу.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и выполнение мер по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (поверка приборов учета).
Управляющая компания обязана принимать меры по содержанию общего имущества включающей в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, как нормативной обязанности управляющей компании, которая не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления собственников помещений.
Таким образом, действия истца по установке общедомовых приборов учета не противоречат воле собственников, соответственно, возникает встречное обязательство по их оплате, которое правомерно возложено в данном случае на ООО ЕЦЖКУ", поскольку собственниками жилых домов избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Компенсация расходов ООО "Кузбасская энергосетевая компания" на установку общедомовых приборов учета со стороны ООО "ЕЦЖКУ" в дальнейшем не лишает последнего компенсировать свои расходы путем их пропорционального распределения между собственниками помещений многоквартирных домов.
Факт выполнения работ по установке общедомовых приборов учета, их стоимость и качество ООО "ЕЦЖКУ" не оспаривает.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно взыскано с ответчика 294 909,27 руб., понесенных истцом расходов на установку общедомовых приборов учета.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, прекращения производства по делу (ст. 150 АПК РФ), а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2014 по делу N А27-15056/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)