Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовым К.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:
заявителя - Дивиченко Т.С. (доверенность от 06.05.2013),
заинтересованного лица (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области) - Москвичевой Ю.С. (доверенность от 05.08.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-520/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного управления МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Геопроектизыскания" (ИНН 7722587408, ОГРН 5067746457169), г. Москва, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, кадастрового инженера Алексеенко Веры Владимировны, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа в разделе и передаче в собственность земельного участка и обязании совершить действия,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Теруправление) и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Теруправления, содержащегося в письмах от 20.11.2012 N 8090 и от 29.11.2012 N 8358, о разделе и передаче в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления обратиться с заявлением для государственной регистрации в установленном порядке права собственности Российской Федерации на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления подготовить договор купли-продажи на вышеуказанный участок и направить его проект в адрес Общества.
Исковые требования мотивированы тем, что Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:36, и в силу закона оно имеет исключительное право на приобретение в собственность данного земельного участка. Отказ Теруправления в передаче Обществу земельного участка в собственность со ссылкой на неделимость земельного участка, находящегося под Ульяновской ТЭЦ-1, не основан на нормах права, так как сам факт постановки земельного участка под защитным сооружением N 3 ГО на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:24:030101:6203 свидетельствует о формировании данного земельного участка надлежащим образом, то есть о делимости земельного участка под Ульяновской ТЭЦ-1. Несогласие Теруправления с предложенным Обществом вариантом раздела, по мнению заявителя, не может свидетельствовать о неделимости земельного участка в указанных границах. Кадастровым инженером ООО "Геопроектизыскания" при определении площади земельного участка, подлежащего выделу, был учтен весь комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 решение суда первой инстанции от 05.07.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что Общество обратилось не с требованием о разделе земельного участка, а также с выводом о том, что избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:36 по адресу: г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 84: Ульяновская теплоэлектроцентраль-1 - энергетический производственно-технологический комплекс (УТЭЦ-1), кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259102000; производственная база, общей площадью 13914,78 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259103000; ремонтно-строительный цех-2, общая площадь 586,66 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259100011; производственная база строительно-ремонтного производственного предприятия пускового комплекса котлоагрегата N 14 УТЭЦ-1, общая площадь 9422,65 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 73:24:0:36:0259104000.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит защитное сооружение N 3 ГО, назначение: нежилое, общая площадь 118,90 кв. м, литеры: 1Г-1, 1Г-2, 1Г-3, с кадастровым (условным) номером 73:24:000000:10:0259100006, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Азовская, N 84, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2007.
На земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, общей площадью 932 462,04 кв. м, кадастровый номер 73:24:0:36, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 84, согласно свидетельству от 07.09.2007 серии 73 АТ N 616066 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Земельный участок, представляющий собой единое землепользование с кадастровым номером 73:24:000000:36 (предыдущий номер 73:24:000000:10), площадью 932 462,04 кв. м, разрешенным использованием - под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Азовская, 84, поставлен на государственный кадастровый учет 21.09.2006 на основании заявки и описания земельных участков от 08.09.2006 и является ранее учтенным в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
На основании договора аренды земельного участка от 29.12.2007 указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду.
Общество заключило с ООО "Геопроектизыскания" договор от 23.09.2012 N 7800-FA041/02-014/0287-2012 на выполнение кадастровых работ по выделу земельного участка, на котором расположено защитное сооружение N 3 ГО (литеры: 1Г-1, 1Г-2, 1Г-3). В соответствии со схемой раздела земельного участка и межевого плана, выполненных ООО "Геопроектизыскания", площадь земельного участка (кадастровый номер 73:24:030101:6203) под объектом гражданской обороны составляет 420 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 73:24:030101:6203, площадью 420 кв. м, разрешенным использованием - под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Азовская, был поставлен на государственный кадастровый учет 15.11.2012 на основании заявления Общества от 29.10.2012, межевого плана от 29.10.2012, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 73:24:030101:157, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:24:000000:36.
На заявления Общества к Теруправлению о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:030101:157, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:24:0:36, принятии решения о разделе земельного участка и предоставлении в собственность Общества земельного участка в измененных границах, Теруправление письмами от 20.11.2012 N 8090 и от 29.11.2012 N 8358 ответило отказом, сообщив, что согласно представленным документам защитное сооружение N 3 ГО является неотъемлемой частью энергетического производственно-технологического комплекса (УТЭЦ-1), который является единым объектом недвижимости, в связи с чем земельный участок под ЭПТК (УТЭЦ-1) является неделимым и не подлежит приватизации.
На основании заявления Теруправления о снятии с государственного кадастрового учета от 05.03.2013 исходного земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36, земельный участок с кадастровым номером 73:24:030101:6203 был снят с государственного кадастрового учета 21.03.2013.
Полагая, что действия Теруправления, выразившиеся в отказе в принятии решения о разделе и передаче в собственность земельного участка нарушает права и интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок образования земельных участков путем раздела регулируется нормами главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Реализация прав собственников зданий, предоставленных статьей 36 ЗК РФ, не должна осуществляться с нарушением иных правил, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Частью 3 статьи 38 Закона о кадастре установлено, что если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Наличие данной информации направлено также на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
В данном случае на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и Обществу. Фактически заявитель имеет намерение выделить свою долю в праве на указанный земельный участок.
Между тем, Обществом не представлено доказательств согласования границ земельного участка с правообладателем объекта недвижимости - защитного сооружения N 3 ГО, интересы которого представляет Теруправление.
При не достижении согласия между Обществом и Теруправлением раздел земельного участка, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 11.2 ЗК РФ, может быть осуществлен на основании решения суда.
Как правильно указано судебными инстанциями, Теруправление не обязано давать согласие на раздел находящегося в федеральной собственности земельного участка в тех границах, которые были определены без его согласия Обществом и сделан правильный вывод о том, что поскольку Общество обратилось в арбитражный суд не с требованием о разделе (выделе) земельного участка, а с требованием о признании незаконным отказа Теруправления в передаче в собственность заявителя земельного участка, сформированного заявителем без участия собственника путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка, в предмет рассматриваемого спора не входит вопрос о разделе (выделе) земельного участка.
Также суд кассационной инстанции принимает во внимание довод Теруправления о том, что при формировании границ земельного участка под защитным сооружением N 3 ГО не предусмотрен доступ (проезд) к формируемому участку, в результате чего самостоятельное использование объекта невозможно, что подтверждается схемой раздела земельного участка. При этом представитель Общества в суде кассационной инстанции указал, что проезд к земельному участку под защитным сооружением N 3 ГО будет возможен путем установления сервитута.
Установив названные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно указали на наличие между Теруправлением (представителем федерального собственника объекта недвижимости) и Обществом спора о разделе земельного участка. Такой спор не подлежит разрешению по правилам главы 24 АПК РФ. Следовательно, Обществом избран ненадлежащий (не соответствующий характеру спорного правоотношения) способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А72-520/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А72-520/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А72-520/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовым К.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:
заявителя - Дивиченко Т.С. (доверенность от 06.05.2013),
заинтересованного лица (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области) - Москвичевой Ю.С. (доверенность от 05.08.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-520/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного управления МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Геопроектизыскания" (ИНН 7722587408, ОГРН 5067746457169), г. Москва, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, кадастрового инженера Алексеенко Веры Владимировны, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа в разделе и передаче в собственность земельного участка и обязании совершить действия,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Теруправление) и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Теруправления, содержащегося в письмах от 20.11.2012 N 8090 и от 29.11.2012 N 8358, о разделе и передаче в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления обратиться с заявлением для государственной регистрации в установленном порядке права собственности Российской Федерации на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36 в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геопроектизыскания" 25.10.2012; обязании Теруправления подготовить договор купли-продажи на вышеуказанный участок и направить его проект в адрес Общества.
Исковые требования мотивированы тем, что Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:36, и в силу закона оно имеет исключительное право на приобретение в собственность данного земельного участка. Отказ Теруправления в передаче Обществу земельного участка в собственность со ссылкой на неделимость земельного участка, находящегося под Ульяновской ТЭЦ-1, не основан на нормах права, так как сам факт постановки земельного участка под защитным сооружением N 3 ГО на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:24:030101:6203 свидетельствует о формировании данного земельного участка надлежащим образом, то есть о делимости земельного участка под Ульяновской ТЭЦ-1. Несогласие Теруправления с предложенным Обществом вариантом раздела, по мнению заявителя, не может свидетельствовать о неделимости земельного участка в указанных границах. Кадастровым инженером ООО "Геопроектизыскания" при определении площади земельного участка, подлежащего выделу, был учтен весь комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 решение суда первой инстанции от 05.07.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что Общество обратилось не с требованием о разделе земельного участка, а также с выводом о том, что избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:36 по адресу: г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 84: Ульяновская теплоэлектроцентраль-1 - энергетический производственно-технологический комплекс (УТЭЦ-1), кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259102000; производственная база, общей площадью 13914,78 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259103000; ремонтно-строительный цех-2, общая площадь 586,66 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 73:24:0:36:0259100011; производственная база строительно-ремонтного производственного предприятия пускового комплекса котлоагрегата N 14 УТЭЦ-1, общая площадь 9422,65 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 73:24:0:36:0259104000.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит защитное сооружение N 3 ГО, назначение: нежилое, общая площадь 118,90 кв. м, литеры: 1Г-1, 1Г-2, 1Г-3, с кадастровым (условным) номером 73:24:000000:10:0259100006, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Азовская, N 84, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2007.
На земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, общей площадью 932 462,04 кв. м, кадастровый номер 73:24:0:36, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 84, согласно свидетельству от 07.09.2007 серии 73 АТ N 616066 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Земельный участок, представляющий собой единое землепользование с кадастровым номером 73:24:000000:36 (предыдущий номер 73:24:000000:10), площадью 932 462,04 кв. м, разрешенным использованием - под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Азовская, 84, поставлен на государственный кадастровый учет 21.09.2006 на основании заявки и описания земельных участков от 08.09.2006 и является ранее учтенным в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
На основании договора аренды земельного участка от 29.12.2007 указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду.
Общество заключило с ООО "Геопроектизыскания" договор от 23.09.2012 N 7800-FA041/02-014/0287-2012 на выполнение кадастровых работ по выделу земельного участка, на котором расположено защитное сооружение N 3 ГО (литеры: 1Г-1, 1Г-2, 1Г-3). В соответствии со схемой раздела земельного участка и межевого плана, выполненных ООО "Геопроектизыскания", площадь земельного участка (кадастровый номер 73:24:030101:6203) под объектом гражданской обороны составляет 420 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 73:24:030101:6203, площадью 420 кв. м, разрешенным использованием - под размещение Ульяновской ТЭЦ-1, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Азовская, был поставлен на государственный кадастровый учет 15.11.2012 на основании заявления Общества от 29.10.2012, межевого плана от 29.10.2012, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 73:24:030101:157, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:24:000000:36.
На заявления Общества к Теруправлению о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:030101:157, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:24:0:36, принятии решения о разделе земельного участка и предоставлении в собственность Общества земельного участка в измененных границах, Теруправление письмами от 20.11.2012 N 8090 и от 29.11.2012 N 8358 ответило отказом, сообщив, что согласно представленным документам защитное сооружение N 3 ГО является неотъемлемой частью энергетического производственно-технологического комплекса (УТЭЦ-1), который является единым объектом недвижимости, в связи с чем земельный участок под ЭПТК (УТЭЦ-1) является неделимым и не подлежит приватизации.
На основании заявления Теруправления о снятии с государственного кадастрового учета от 05.03.2013 исходного земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:36, земельный участок с кадастровым номером 73:24:030101:6203 был снят с государственного кадастрового учета 21.03.2013.
Полагая, что действия Теруправления, выразившиеся в отказе в принятии решения о разделе и передаче в собственность земельного участка нарушает права и интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок образования земельных участков путем раздела регулируется нормами главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Реализация прав собственников зданий, предоставленных статьей 36 ЗК РФ, не должна осуществляться с нарушением иных правил, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Частью 3 статьи 38 Закона о кадастре установлено, что если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Наличие данной информации направлено также на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
В данном случае на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и Обществу. Фактически заявитель имеет намерение выделить свою долю в праве на указанный земельный участок.
Между тем, Обществом не представлено доказательств согласования границ земельного участка с правообладателем объекта недвижимости - защитного сооружения N 3 ГО, интересы которого представляет Теруправление.
При не достижении согласия между Обществом и Теруправлением раздел земельного участка, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 11.2 ЗК РФ, может быть осуществлен на основании решения суда.
Как правильно указано судебными инстанциями, Теруправление не обязано давать согласие на раздел находящегося в федеральной собственности земельного участка в тех границах, которые были определены без его согласия Обществом и сделан правильный вывод о том, что поскольку Общество обратилось в арбитражный суд не с требованием о разделе (выделе) земельного участка, а с требованием о признании незаконным отказа Теруправления в передаче в собственность заявителя земельного участка, сформированного заявителем без участия собственника путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка, в предмет рассматриваемого спора не входит вопрос о разделе (выделе) земельного участка.
Также суд кассационной инстанции принимает во внимание довод Теруправления о том, что при формировании границ земельного участка под защитным сооружением N 3 ГО не предусмотрен доступ (проезд) к формируемому участку, в результате чего самостоятельное использование объекта невозможно, что подтверждается схемой раздела земельного участка. При этом представитель Общества в суде кассационной инстанции указал, что проезд к земельному участку под защитным сооружением N 3 ГО будет возможен путем установления сервитута.
Установив названные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно указали на наличие между Теруправлением (представителем федерального собственника объекта недвижимости) и Обществом спора о разделе земельного участка. Такой спор не подлежит разрешению по правилам главы 24 АПК РФ. Следовательно, Обществом избран ненадлежащий (не соответствующий характеру спорного правоотношения) способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А72-520/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)