Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 N 09АП-9151/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-155217/13

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N 09АП-9151/2014-ГК

Дело N А40-155217/13

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
Судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-155217/13, принятое судьей Константиновской Н.А. (шифр судьи 159-1395),
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, юр. адрес: 111141, г. Москва, ул. Электродная, д. 4-А)
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" (ОГРН 1087746796796, юр. адрес: 115551, г. Москва, Шипиловский пр-д, д. 43, к. 5)
о взыскании 31 866 680 руб. 29 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Ракчеев А.Н. по доверенности от 31.05.2012;
- от ответчика: Яновская М.В. по доверенности от 17.02.2014,

установил:

В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "МОЭК", с учетом уточнения заявленных требований, с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" о взыскании возмещения разницы в тарифах в размере 27 594 580 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-155217/13 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что в соответствии с договорами энергоснабжения: N 06.14, N 06.27230, N 06.501001-ТЭ, N 06.510057-ТЭ, N 06.510057ГВС, N 06.510060-ТЭ, N 06.510060ГВС, N 06.518402-ТЭ, N 06.520006-ТЭ, N 06.520011-ТЭ, N 06.520202-ТЭ, N 06.520404-ТЭ, N 06.520404ГВС, N 06.541028-ТЭ, N 06.541042-ТЭ, N 06.545028-ТЭ, N 06.545028-ГВ, N 06.545034-ТЭ, N 06.545034-ГВ, N 06.545056-ТЭ, N 06.590056-ТЭ, N 06/077, N 14046, N 5.00268/0, N 5.30207/0, N 06.501601-ТЭ, N 06.501601-ГВС, N 06.518265-ТЭ, N 06.517000-ТЭ, N 06.517000-ГВС, заключенными между ОАО "МОЭК" и управляющими организациями ЖСК "Баку", ООО "Мосреконструкция", ТСЖ "Загорье 1", ЖСК "Орион", ЖСК "Сириус", ТСЖ "Каширка 16", ЖСК "Тихвин", ЖСК "Марс-4", ТСЖ "Высокая 7", ТСЖ "Алма-Атинская, 11-1", ЖСК "Фиалка", ЖСК "Дерзкий", ЖСК "Чертаново-1", ЖСК "Образцовый", ЖСК "Сигнальный", ЖСК "Романтика", ТСЖ "Чертановская 48, корп. 3", ЖСК "Геракл", ЖСК "Журналист-2", ЖСК "Лазурный-2", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Нагатинский Затон", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Нагатино-Садовники", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Орехово-Борисово Южное", в период с января 2013 года по июнь 2013 года была осуществлена поставка тепловой энергии в жилые дома перечисленных управляющих организаций.
Расчеты с данными управляющими организациями за поставленную тепловую энергию с января по июнь 2013 года производились по тарифам для населения, установленным Постановлением Правительства Москвы 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
В соответствии с данным Постановлением ОАО "МОЭК" установлен тариф, который должен применяться для расчетов с населением в 2013 году - 50 руб./Гкал с НДС по услуге "отопление" и 116 руб./м3 с НДС по услуге "горячее водоснабжение".
В силу прямого указания Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тарифы на тепловую энергию, применяемые ОАО "МОЭК" в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
РЭК Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы (постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы").
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект РФ, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифам установленным для ОАО "МОЭК" (1558,47 руб./Гкал. без НДС по услуге "отопление" - утвержденным Постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 381, 125,53 руб./м3 без НДС по услуге "горячее водоснабжение" - утвержденным Постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 383) и тарифам для населения (1440, 50 руб./Гкал с НДС по услуге "отопление" и 98,31 руб./м3 без НДС по услуге "горячее водоснабжение" - установленным Постановлением Правительства г. Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год").
В целях возмещения ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению, Правительство города Москвы Постановлением от 31.10.2012 N 602-ПП утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения и Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом г. Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете г. Москвы на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт поставки тепловой энергии и количество поставленной тепловой энергии жилищным организациям подтверждается: показаниями приборов учета, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель, справками о количестве потребленной тепловой энергии, посуточными ведомостями учета параметров теплопотребления, оплатами управляющих компаний за фактически потребленную тепловую энергию.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно п. 1.2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП на государственные казенные учреждения города Москвы дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов возложены функции получателей бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов теплоснабжающим организациям в связи с применением последними государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, и полномочия распоряжения указанными бюджетными средствами (п. 3.9).
Префектуры административных округов города Москвы при этом являются главными распорядителями бюджетных средств по жилищному фонду, находящемуся на территории соответствующего административного округа города Москвы (п. 1.3 Порядка).
Таким образом, на территории Южного административного округа города Москвы ГКУ "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЮАО" является уполномоченной организацией, которая в целях покрытия убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения, предоставляет теплоснабжающим организациям субсидии, в том числе и истцу.
Пунктом 3.7 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП установлено, что сумма субсидии из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, исчисленной по тарифу, утвержденному постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы для теплоснабжающей организации, и ее стоимостью, исчисленной по тарифам на тепловую энергию для нужд населения, установленным правовым актом Правительства Москвы.
Стоимость рассчитывается как произведение фактически поставленного объема тепловой энергии для бытовых нужд населения на тарифы без НДС, утвержденные в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы и Правительством Москвы, действующих на момент поставки тепловой энергии.
При этом объем фактически поставленной тепловой энергии рассчитывается на основании актов, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами и получателем субсидий в рамках заключенных между ними договоров поставки тепловой энергии.
Исходя из положений Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, основанием для получения субсидий теплоснабжающей организацией является (п. 2.8):
- наличие заключенных договоров на поставку ресурсов, заключенных с организациями, осуществляющими функции управления многоквартирным домом и претендентом на получение субсидий;
- наличие тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией города Москвы для претендента на получение субсидий;
- отсутствие проведения в отношении претендента на получение субсидии процедуры ликвидации или несостоятельности (банкротства).
То есть выплата субсидий поставлена в зависимость от факта оказания ресурсоснабжающей организацией услуг, по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Из материалов дела видно, что между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" и ОАО "МОЭК" 05.03.2013 заключены договоры N 1/0 и N 1/ГВ о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов), при продаже товаров (работ, услуг) населению, предметом которых является предоставление теплоснабжающей организации субсидии в объемах, предусмотренных сводной бюджетной росписью города Москвы на 2013 год.
Согласно п. 3.6.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП одним из условий предоставления субсидий является наличие актов о фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирным домом, и получателем субсидии в рамках заключенного между ними договора поставки тепловой энергии.
В соответствии с п. 2.3 договоров, объем фактически поставленной тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения определяется на основании актов приемки-передачи, подписанных организациями, выполняющими функции управления многоквартирными домами и ресурсоснабжающей организацией в рамках заключенных между ними договоров поставки тепловой энергии и горячей воды.
Согласно п. 2.4 договоров, расчет суммы субсидии производится уполномоченной организацией и ресурсоснабжающей организацией путем оформления акта-расчета суммы субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения по форме приложения 2 к договору в соответствии с объемами фактически поставленной тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, определенными согласно п. 2.3 договора.
В соответствии с условиями договоров, расчеты по договорам осуществляются в следующем порядке:
В соответствии с п. 3.1 договора график перечисления субсидии (приложение 1 к договорам) составляется на основании заявки ресурсоснабжающей организации исходя из фактического объема тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления, поставленной в аналогичных месяцах предыдущего года, с учетом тарифов, утвержденных на соответствующий период.
Согласно п. 3.2 уполномоченная организация ежемесячно до 20-го числа перечисляет Ресурсоснабжающей организации субсидию, в соответствии с Графиком перечисления субсидии (приложение 1 к договорам).
Пунктом 3.3 договоров предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет уполномоченной организации для подписания Акт-расчет размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления (приложение 2 к договорам) с приложением актов приемки-передачи, подписанных управляющими организациями (п. 2.3), а также отчет о целевом и эффективном использовании субсидии (приложение 4 к договорам).
В соответствии с п. 3.4. договора, уполномоченная организация в течение 3-рабочих дней после предоставления Ресурсоснабжающей организацией Актов-расчетов размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления (п. 3.5) осуществляет их проверку и подписание.
Согласно п. 3.5 договоров, ежемесячно в течение 3-рабочих дней после подписания актов-расчетов размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, уполномоченная организация и ресурсоснабжающая организация проводят выверку расчетов с натуральных показателей по отпуску тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, которые оформляются актом выверки расчетов.
Пунктом 3.6 договоров предусмотрено, что после осуществления выверки расчетов уполномоченная организация корректирует размер очередного платежа с учетом фактического объема поставленной горячей воды для бытовых нужд населения в отчетном месяце.
Пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 договоров установлена обязанность теплоснабжающей организации, а именно:
4.1.2. - обеспечить подписание управляющими организациями в рамках заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров поставки тепловой энергии, горячей воды актов приемки-передачи, фиксирующих объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения.
4.1.3. - представлять уполномоченному органу в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, для подписания акты-расчеты размера субсидии за фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения (приложение 2 к договорам) с приложением актов приемки-передачи, подписанных управляющими организациями (п. 4.1.2).
4.1.4. - ежемесячно в течение 3-рабочих дней после подписания уполномоченной организацией актов-расчетов размера субсидии, осуществлять выверку расчетов с уполномоченной организацией с оформлением акта выверки расчетов (п. 3.5).
В настоящем случае, в нарушение вышеуказанных пунктов договоров, актов приемки-передачи, фиксирующих объем фактически поставленной тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, подписанных между управляющими организациями и ресурсоснабжающей организацией (ОАО "МОЭК") в адрес ответчика не поступало.
В силу ст. 309 - 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-155217/13 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
О.Н.СЕМИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)