Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии:
заявителя - Костенко И.А., доверенность от 23.11.2012,
ответчика - Новицкой И.А., доверенность от 20.10.2013 N 76, Резвова Д.А., доверенность от 22.10.2012 N 77,
прокуратуры - Дындова Д.В., удостоверение,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области и администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013
по делу N А12-31821/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Камышина "Тепловые сети" (ИНН 3436000357, ОГРН 1023404961018) к администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623) о признании недействующим нормативного правового акта, с участием заинтересованного лица - Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, с участием в деле - Прокуратуры Волгоградской области,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Камышина "Тепловые сети" (далее - МУП "Теплосети", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 10 листы дела 51 - 54), о признании недействующим постановления Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п "Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине" (далее - постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п).
В качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в рассмотрении дела участвует министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Отказ в удовлетворении заявленного обществом требования суд мотивировал его недоказанностью и неправомерностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п признано недействующим.
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - Администрация г. Камышин, ответчик) просят отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МУП "Теплосети" требований.
В отзыве МУП "Теплосети", полагая решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзыв от Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в суд кассационной инстанции не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области явку своего представителя в суд не обеспечило.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 10.12.2013 до 11 час. 00 мин. 17.12.2013.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, ответчика, прокуратуры Волгоградской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п установлен для потребителей, не имеющих приборов учета, норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по г. Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц, данное постановление опубликовано в Камышинской ежедневной общественно-политической газете "Диалог" N 201 (16516) 15.10.2005.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), предприятие обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с рассматриваемых заявлением.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что с учетом положений статей 7, 14 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующих на момент принятия постановления от 14.10.2005 N 1882-п, глава муниципального образования являлся уполномоченным органом на установление рассматриваемого норматива.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13.08.2010, часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации"), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 29.05.2006 N 22 и "Российской газете" от 31.05.2006 N 114) определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительством Волгоградской области принято постановление от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах", устанавливающее необходимость применения по 31.12.2014 при расчете размера платы за отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
На указанную дату (30.06.2012) в городе Камышине продолжал действовать норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда, установленный постановлением Администрации г. Камышина от 14.10.2005 N 1882-п.
Суд первой инстанции правильно указал, что правомочиями по установлению, изменению и пересмотру норматива ответчик обладал только до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено, что расчет норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине произведен в соответствии с Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в городе Камышине, утвержденной постановлением Администрации г. Камышина от 13.10.2005 N 1838-п.
Данная методика основана на Методических рекомендациях по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда муниципальных образований Волгоградской области, утвержденных комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области от 19.11.2003.
Согласно представленному Администрацией г. Камышина расчету для определения средневзвешенного норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м площади жилых домов в г. Камышине учитывалась структура площади городских домов (общая площадь жилых и нежилых помещений) в разрезе этажности.
Между тем, критерием экономической обоснованности составляющих оспариваемого норматива теплопотребления, в силу введения в действие Правил N 306, могут служить результаты проверки соответствия установленного ранее органом местного самоуправления норматива с учетом (либо без учета) параметров, характеризующих степень благоустройства жилых домов, иных параметров; применения (не применения) показателей, предусмотренных техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом проанализирован расчет Администрации г. Камышина с приложенными к нему документами (т. 1 л.д. 138, т. 10 л.д. 35, 40, 41) применительно к положениям пунктов 5, 10, 11, 44 Правил N 306 (раздел II Правил, формула 6, в редакции, действующей до 13.08.2010), предусматривающих также иные критерии при определении норматива, кроме площади домов, этажности и температурных параметров.
Судом первой инстанции на основании приведенного в оспариваемом судебном акте сравнения формул расчета нормативов отопления, установленных Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине от 13.10.2005 N 1838-п, и Правилами РФ от 23.05.2006 N 306, установлено, что применяемые Администрацией г. Камышина расчеты фактически не учитывают такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, которые должны быть учтены в соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил N 306.
При этом дома, в которые поставлялась предприятием тепловая энергия, имеют различный год постройки, различные технические и конструктивные характеристики, этажность, а установленный оспариваемым постановлением норматив теплопотребления установлен единый для всех многоквартирных домов и жилых домов г. Камышина без дифференциации с учетом конструктивных и технических параметров, без учета степени благоустройства отапливаемых домов.
Судом первой инстанции также отмечено, что в нарушение пункта 25 Правил N 306 (в редакции, действовавшей с 08.06.2006 по 08.06.2011 г., относящейся к спорному периоду применения норматива МУП "Теплосети" и возможности его корректировки Администрацией до 13.08.2010) ответчиком в оспариваемом постановлении Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п не учитывались нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
МУП "Теплосети" неоднократно обращалось в Администрацию г. Камышин об изменении норматива с приложением к обращениям документов, содержащих соответствующие расчеты и обоснования (от 26.06.2007 N 1022, от 20.08.2007 исх. N 796, от 23.07.2007 N 42а, от 28.01.2009 N 47а).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, придя к выводу, что в нарушение требований пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 установленный ранее и действующий по настоящее время норматив теплопотребления в г. Камышин в размере 0,014 Гкалл/кв. м в месяц не обеспечивал баланс интересов предприятия и потребителей коммунальных услуг, не позволял предприятию производить полное возмещение экономически обоснованных затрат, признал оспариваемое постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п недействующим. При этом судом обоснованно отмечено, что пункт 13 Правил N 306 предусматривал, в том числе, и возможность изменения норматива органом местного самоуправления самостоятельно, без обращения заинтересованных организаций в их изменении (установлении нового норматива).
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация г. Камышин оспаривают выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что норматив теплоснабжения, рассчитанный ответчиком в 2005 году, содержал параметры, которые позднее были предусмотрены Правилами N 306, и представленные предприятием расчеты размеров убытков не подтверждают возникновение убытков именно в результате применения норматива теплоснабжения 0.014 Гкал, установленного оспариваемым постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п.
Кроме этого, Администрацией г. Камышин в кассационной жалобе указано, что после введения в действие Правил N 306 определение и расчет норматива являлось правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Между тем, как видно из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции дал полную оценку по существу всем доводам, заявленным в кассационных жалобах.
Доводы заявителей кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2012 требования МУП "Теплосети" о взыскании с муниципального образования городской округ город Камышин за счет казны муниципального образования городской округ город Камышин в пользу заявителя убытков за период с 2009 по 30.06.2012 в сумме 168 605 726,88 рублей обоснованно выделены из настоящего дела судом первой инстанции в отдельное производство с присвоением N А12-31892/2012.
По делу N А12-31892/2012 определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2013 назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, в том числе для установления за период с 2009 по 30.06.2012 наличия (отсутствия) убытков предприятия и их размера, а производство по делу приостановлено.
Судебными актами по настоящему делу N А12-31821/2012 лишь констатировано нарушение порядка установления норматива теплопотребления в г. Камышине, введенного постановлением от 14.10.2005 N 188-п, в виде не приведения его в соответствие с утвержденными 23.05.2006 Правительством Российской Федерации Правилами N 306 путем корректировки с учетом параметров, указанных в Правилах N 306.
При этом по настоящему делу судом не исследовалось и судебными актами не устанавливалось фактическое наличие (отсутствие) и размер убытков МУП "Теплосети", это является предметом судебного разбирательства по делу N А12-31892/2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 по делу N А12-31821/2012 оставить без изменений, а кассационные жалобы прокуратуры Волгоградской области и Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31821/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А12-31821/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии:
заявителя - Костенко И.А., доверенность от 23.11.2012,
ответчика - Новицкой И.А., доверенность от 20.10.2013 N 76, Резвова Д.А., доверенность от 22.10.2012 N 77,
прокуратуры - Дындова Д.В., удостоверение,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области и администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013
по делу N А12-31821/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Камышина "Тепловые сети" (ИНН 3436000357, ОГРН 1023404961018) к администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623) о признании недействующим нормативного правового акта, с участием заинтересованного лица - Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, с участием в деле - Прокуратуры Волгоградской области,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Камышина "Тепловые сети" (далее - МУП "Теплосети", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 10 листы дела 51 - 54), о признании недействующим постановления Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п "Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине" (далее - постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п).
В качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в рассмотрении дела участвует министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Отказ в удовлетворении заявленного обществом требования суд мотивировал его недоказанностью и неправомерностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 N 1882-п признано недействующим.
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - Администрация г. Камышин, ответчик) просят отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МУП "Теплосети" требований.
В отзыве МУП "Теплосети", полагая решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзыв от Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в суд кассационной инстанции не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области явку своего представителя в суд не обеспечило.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 10.12.2013 до 11 час. 00 мин. 17.12.2013.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, ответчика, прокуратуры Волгоградской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п установлен для потребителей, не имеющих приборов учета, норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по г. Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц, данное постановление опубликовано в Камышинской ежедневной общественно-политической газете "Диалог" N 201 (16516) 15.10.2005.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), предприятие обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с рассматриваемых заявлением.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что с учетом положений статей 7, 14 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующих на момент принятия постановления от 14.10.2005 N 1882-п, глава муниципального образования являлся уполномоченным органом на установление рассматриваемого норматива.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13.08.2010, часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации"), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 29.05.2006 N 22 и "Российской газете" от 31.05.2006 N 114) определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительством Волгоградской области принято постановление от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах", устанавливающее необходимость применения по 31.12.2014 при расчете размера платы за отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
На указанную дату (30.06.2012) в городе Камышине продолжал действовать норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда, установленный постановлением Администрации г. Камышина от 14.10.2005 N 1882-п.
Суд первой инстанции правильно указал, что правомочиями по установлению, изменению и пересмотру норматива ответчик обладал только до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в ЖК Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено, что расчет норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине произведен в соответствии с Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в городе Камышине, утвержденной постановлением Администрации г. Камышина от 13.10.2005 N 1838-п.
Данная методика основана на Методических рекомендациях по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда муниципальных образований Волгоградской области, утвержденных комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области от 19.11.2003.
Согласно представленному Администрацией г. Камышина расчету для определения средневзвешенного норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м площади жилых домов в г. Камышине учитывалась структура площади городских домов (общая площадь жилых и нежилых помещений) в разрезе этажности.
Между тем, критерием экономической обоснованности составляющих оспариваемого норматива теплопотребления, в силу введения в действие Правил N 306, могут служить результаты проверки соответствия установленного ранее органом местного самоуправления норматива с учетом (либо без учета) параметров, характеризующих степень благоустройства жилых домов, иных параметров; применения (не применения) показателей, предусмотренных техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом проанализирован расчет Администрации г. Камышина с приложенными к нему документами (т. 1 л.д. 138, т. 10 л.д. 35, 40, 41) применительно к положениям пунктов 5, 10, 11, 44 Правил N 306 (раздел II Правил, формула 6, в редакции, действующей до 13.08.2010), предусматривающих также иные критерии при определении норматива, кроме площади домов, этажности и температурных параметров.
Судом первой инстанции на основании приведенного в оспариваемом судебном акте сравнения формул расчета нормативов отопления, установленных Временной методикой по формированию норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине от 13.10.2005 N 1838-п, и Правилами РФ от 23.05.2006 N 306, установлено, что применяемые Администрацией г. Камышина расчеты фактически не учитывают такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, которые должны быть учтены в соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил N 306.
При этом дома, в которые поставлялась предприятием тепловая энергия, имеют различный год постройки, различные технические и конструктивные характеристики, этажность, а установленный оспариваемым постановлением норматив теплопотребления установлен единый для всех многоквартирных домов и жилых домов г. Камышина без дифференциации с учетом конструктивных и технических параметров, без учета степени благоустройства отапливаемых домов.
Судом первой инстанции также отмечено, что в нарушение пункта 25 Правил N 306 (в редакции, действовавшей с 08.06.2006 по 08.06.2011 г., относящейся к спорному периоду применения норматива МУП "Теплосети" и возможности его корректировки Администрацией до 13.08.2010) ответчиком в оспариваемом постановлении Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п не учитывались нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
МУП "Теплосети" неоднократно обращалось в Администрацию г. Камышин об изменении норматива с приложением к обращениям документов, содержащих соответствующие расчеты и обоснования (от 26.06.2007 N 1022, от 20.08.2007 исх. N 796, от 23.07.2007 N 42а, от 28.01.2009 N 47а).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, придя к выводу, что в нарушение требований пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 установленный ранее и действующий по настоящее время норматив теплопотребления в г. Камышин в размере 0,014 Гкалл/кв. м в месяц не обеспечивал баланс интересов предприятия и потребителей коммунальных услуг, не позволял предприятию производить полное возмещение экономически обоснованных затрат, признал оспариваемое постановление Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п недействующим. При этом судом обоснованно отмечено, что пункт 13 Правил N 306 предусматривал, в том числе, и возможность изменения норматива органом местного самоуправления самостоятельно, без обращения заинтересованных организаций в их изменении (установлении нового норматива).
В кассационных жалобах прокуратура Волгоградской области и Администрация г. Камышин оспаривают выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что норматив теплоснабжения, рассчитанный ответчиком в 2005 году, содержал параметры, которые позднее были предусмотрены Правилами N 306, и представленные предприятием расчеты размеров убытков не подтверждают возникновение убытков именно в результате применения норматива теплоснабжения 0.014 Гкал, установленного оспариваемым постановлением Администрации г. Камышин от 14.10.2005 N 1882-п.
Кроме этого, Администрацией г. Камышин в кассационной жалобе указано, что после введения в действие Правил N 306 определение и расчет норматива являлось правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Между тем, как видно из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции дал полную оценку по существу всем доводам, заявленным в кассационных жалобах.
Доводы заявителей кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2012 требования МУП "Теплосети" о взыскании с муниципального образования городской округ город Камышин за счет казны муниципального образования городской округ город Камышин в пользу заявителя убытков за период с 2009 по 30.06.2012 в сумме 168 605 726,88 рублей обоснованно выделены из настоящего дела судом первой инстанции в отдельное производство с присвоением N А12-31892/2012.
По делу N А12-31892/2012 определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2013 назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, в том числе для установления за период с 2009 по 30.06.2012 наличия (отсутствия) убытков предприятия и их размера, а производство по делу приостановлено.
Судебными актами по настоящему делу N А12-31821/2012 лишь констатировано нарушение порядка установления норматива теплопотребления в г. Камышине, введенного постановлением от 14.10.2005 N 188-п, в виде не приведения его в соответствие с утвержденными 23.05.2006 Правительством Российской Федерации Правилами N 306 путем корректировки с учетом параметров, указанных в Правилах N 306.
При этом по настоящему делу судом не исследовалось и судебными актами не устанавливалось фактическое наличие (отсутствие) и размер убытков МУП "Теплосети", это является предметом судебного разбирательства по делу N А12-31892/2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 по делу N А12-31821/2012 оставить без изменений, а кассационные жалобы прокуратуры Волгоградской области и Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)