Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 N 12АП-12861/2014 ПО ДЕЛУ N А12-30971/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А12-30971/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2014 года по делу N А12-30971/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. XIX Партсъезда, д. 30, ИНН 3435110561, ОГРН 1043400050759)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "НИГМА" (404122, г. Волгоград, ул. Кирова, д. 7, ИНН 3435094850, ОГРН 1083435004795),
о признании незаконными действий (бездействий) и предписания,
лица, участвующие в деле явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом,

установил:

Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий (бездействий) инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) с 18.02.2014 по неотзыву предписания N 1840 от 01.07.2013, о признании незаконным предписания N 729 от 28.04.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2014 года по делу N А12-30971/2014 требования комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области удовлетворены.
Признаны незаконными действия (бездействия) инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области с 18.02.2014 по неотзыву предписания N 1840 от 01.07.2013, признано незаконным предписание N 729 от 28.04.2014, выданное комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, как несоответствующие требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12.10.2012 N 285.
Не согласившись с принятым решением, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменных отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проведения 01.07.2013 внеплановой выездной проверки технического состояния общего имущества многоквартирных домов N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области установлены факты нарушений обязательных требований к содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, постановлению Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.11.2008 N 57/36, постановлению главы администрации города Волжского Волгоградской области от 29.03.2005 N 1235, постановлению Волжской городской Думы Волгоградской области от 29.12.2004 N 124/10, постановлению администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области от 27.02.2009 N 851 многоквартирные жилые дома N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области включены в реестр муниципальной собственности.
Собственником указанных жилых домов является городской округ -город Волжский Волгоградской области.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.21 Положения о комитете по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 15.12.2010 N 1194-ГО, Комитет наделен полномочиями по организации работ по содержанию муниципального жилищного фонда, заключению от имени администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области договоров социального найма.
На основании изложенного, Инспекцией было установлено, что лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и выполнение ремонта многоквартирных домов N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области являлся Комитет.
По результатам проверки 01.07.2013 Комитету выдано предписание N 1840 об устранении выявленных нарушений требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), со сроком исполнения до 01.10.2013. Указанный срок исполнения предписания продлен Инспекцией по ходатайству Комитета до 15.04.2014.
Проверкой 18.02.2014, проведенной по исполнению требований ранее выданного предписания N 3722 от 10.12.2013, Инспекцией установлено, что Комитетом с ООО "НИГМА" заключены договоры б/н от 15.01.2014 управления многоквартирными домами N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области.
Проверкой 28.04.2014, проведенной по истечению установленного срока исполнения требований предписания N 1840 от 01.07.2013, выявлен факт неисполнения указанного предписания.
28 апреля 2014 года в отношении Комитета составлен протокол N 729 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 62 города Волжского Волгоградской области от 15.07.2014 производство по данному делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В постановлении указано, что 15.01.2014 Комитетом был установлен порядок управления многоквартирными домами N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области путем заключения договоров управления многоквартирными домами с ООО "НИГМА"; постановлениями главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.07.2013 указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
Кроме того, Инспекцией выдано новое предписание N 729 от 28.04.2014 об устранении выявленных тех же нарушений требований Правил содержания, ПиН, со сроком исполнения до 01.07.2014.
Проверкой 14.07.2014, проведенной по истечению установленного срока исполнения требований предписания от 28.04.2014 N 729, выявлен факт неисполнения указанного предписания.
14 июля 2014 года в отношении Комитета составлен новый протокол N 1170-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 28.04.2014 N 729, с действиями Инспекции по не отзыву предписания от 01.07.2013 N 1840, в связи с тем, что с 15.01.2014 лицом, ответственным за выполнение мероприятий, указанных в предписаниях, является ООО "НИГМА", согласно договорам управления б/н от 15.01.2014, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия (бездействие) Инспекции по не отзыву предписания N 1840 от 01.07.2013 и предписание N 729 от 28.04.2014 не соответствуют ЖК РФ, Административному регламенту и нарушают законные права и интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как было указано выше, в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.11.2008 N 57/36, постановлением главы администрации города Волжского Волгоградской области от 29.03.2005 N 1235, постановлению Волжской городской Думы Волгоградской области от 29.12.2004 N 124/10, постановлением администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области от 27.02.2009 N 851 многоквартирные жилые дома N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области включены в реестр муниципальной собственности.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и т.д.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определяются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Согласно пунктам 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил N 491).
В соответствии со ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (часть 1). Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса (часть 2).
Согласно пунктам 3.1, 3.21 Положения о комитете по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 15.12.2010 N 1194-ГО, Комитет наделен полномочиями по организации работ по содержанию муниципального жилищного фонда, заключению от имени администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области договоров социального найма.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что порядок управления многоквартирными жилыми домами N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области установлен договорами управления б/н от 15.01.2014, заключенными Комитетом с ООО "НИГМА".
Таким образом, с 15.01.2014 лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания указанных жилых домов является ООО "НИГМА".
Как было указано выше, проверкой, проведенной 18.02.2014 по исполнению требований ранее выданного предписания N 3722 от 10.12.2013, Инспекцией установлено, что Комитетом с ООО "НИГМА" заключены договоры от 15.01.2014 управления многоквартирными домами N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области.
Таким образом, Инспекция была уведомлена о смене лица, ответственного за обеспечение надлежащего содержания многоквартирных жилых домов N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской.

Таким образом, в связи с заключением договоров управления (которые представлены Комитетом Инспекции в момент проверки 18.02.2014), в силу пункта 3.36.4 Административного регламента Инспекция была обязана отозвать выданное Комитету предписание от 01.07.2013 N 1840.
Вместе с тем, проверкой 28.04.2014, проведенной по истечению установленного срока исполнения требований предписания N 1840 от 01.07.2013, Инспекция устанавливает факт неисполнения указанного предписания и выдает Комитету новое предписание N 729 от 28.04.2014 об устранении выявленных тех же нарушений требований Правил содержания, ПиН, со сроком исполнения до 01.07.2014.
Поскольку на момент проверки 28.04.2014 Комитет не являлся лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания многоквартирных жилых домов N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской, предписание Инспекции от 28.04.2014 N 729 является незаконным, поскольку выдано ненадлежащему лицу.
Кроме того, как следует из постановления мирового судьи судебного участка N 62 города Волжского Волгоградской области от 15.07.2014 по делу N 5-62-426/2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу об отсутствии вины Комитета в совершении вменяемого правонарушения и необходимости прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку 15.01.2014 Комитетом был установлен порядок управления многоквартирными домами N 18/1, N 18/2 по ул. Автодорога N 6 в г. Волжский Волгоградской области путем заключения договоров управления многоквартирными домами с ООО "НИГМА"; постановлениями главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.07.2013 указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия (бездействия) Инспекции по неотзыву предписания N 1840 от 01.07.2013 и предписание N 729 от 28.04.2014 не соответствуют ЖК РФ, Административному регламенту и нарушают законные права и интересы заявителя.
Вынесение органом государственного контроля предписания в любом случае затрагивает законные права лица, в отношении которого оно вынесено, с учетом статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за неисполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, в связи с чем доводы административного органа об отсутствии предусмотренной частью 4 статьи 200 АПК РФ совокупности обстоятельств, необходимых для признания недействительными предписаний Инспекции, осуществляющей публичные полномочия, суд не принимает во внимание.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2012 по делу N А65-22325/2011.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2014 года по делу N А12-30971/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Ю.КАПЛИН
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)