Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2014 ПО ДЕЛУ N А13-16091/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N А13-16091/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "ЖК Металлург-4" Соколова П.А. по доверенности от 19.08.2013 N 69,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЖК Металлург-4" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 февраля 2014 года по делу N А13-16091/2013 (судья Логинова О.П.),

установил:

закрытое акционерное общество "ЖК Металлург-4" (ОГРН 1093528006472; далее - Общество, ЗАО "ЖК Металлург-4") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - Инспекция) от 05.12.2013 N 291 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить. Признают факт административного правонарушения, однако считают, что применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей не оправдано, поскольку не соответствует тяжести правонарушения и степени вины Общества. Указывают на своевременное и полное предоставление информации по запросам, своевременное устранение выявленных нарушений. Полагают, что в данном случае отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, охраняемым законом интересам. Считают, что суд первой инстанции необоснованно не применил в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.
Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, ее представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, в период с 19.11.2013 по 22.11.2013 Инспекцией на основании распоряжения от 01.11.2013 N 405 проведена внеплановая выездная проверка Общества по обращению Вихарева А.М., по результатам которой составлен акт проверки от 22.11.2013 N 4051-26 и акт о раскрытии информации ЗАО "ЖК "Металлург-4" в сети "Интернет" на официальном сайте www. metallurg35.ru от 22.11.2013.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "ЖК "Металлург-4" осуществляет управление многоквартирным домом N 79 по улице М. Горького города Череповца на основании протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: г. Череповец, ул. М. Горького, д. 79, от 30.10.2009 и договора управления многоквартирным домом от 01.11.2009 N 1/79.
ЗАО "ЖК "Металлург-4" в нарушение части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Стандарта раскрытия информации управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации) не обеспечило свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе и в многоквартирном доме N 79 по ул. М. Горького г. Череповца, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В нарушение подпункта "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации ЗАО "ЖК "Металлург-4" информация по многоквартирном дому N 79 по ул. М. Горького г. Череповца, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, опубликована на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru, определенном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, с нарушениями подпунктов "б", "г", "е", "ж" пункта 8, подпунктами "а", "б", "в" пункта 9, пункта 9(2), подпунктом "б" пункта 11, пункта 12, подпункта "б" пункта 13 Стандарта раскрытия информации.
В рамках общей информации об управляющей организации не в полном объеме раскрыты сведения, предусмотренные подпунктами "б", "г", "е", "ж" пункта 8 Стандарта раскрытия информации: отсутствуют сведения о дате выдачи свидетельства о регистрации (ОГРН) и наименование органа принявшего решение о регистрации; режим работы ЗАО "ЖК Металлург-4" не соответствует режиму работы, указанному на сайте управляющей компании www.metallurg35.ru; не раскрыта информация о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году; отсутствуют сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" пункта 9, пункта 9(2) Стандарта раскрытия информации: отсутствует годовая бухгалтерская отчетность в виде электронного образа (копии) документов за 2012 год; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации: отсутствуют планы работ на 2012 и 2013 год, отчеты по выполнению договора управления за 2012 год по всем домам, находящимся под управлением ЗАО "ЖК Металлург-4"; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг.
В нарушение пункта 12 Стандарта раскрытия информации не раскрыты сведения о случаях привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
В нарушение подпункта "б" пункта 13 Стандарта раскрытия информации не в полном объеме раскрыта информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации: не указаны сведения о стоимости работы (услуги) в расчете на единицу измерения, в том числе по многоквартирному дому N 79 по ул. М. Горького г. Череповца: услуги по выдаче ключей от муниципальных помещений; контроль за качеством коммунальных услуг; услуги по начислению, сбору и обработке информации; услуги по регистрации граждан, выдача справок; осмотры конструктивных элементов зданий; хранение и ведение технической документации; снятие показаний общедомовых приборов учета; предоставление устных и письменных разъяснений граждан; расчеты с поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями; юридические услуги по оформлению договоров; услуги по проведению текущего и капитального ремонтов. Не указаны сведения о стоимости работы (услуги) в расчете на единицу измерения и цена за единицу измерения работы или услуги, в рублях по дополнительным услугам, в том числе по многоквартирному дому N 79 по ул. М. Горького г. Череповца: ремонт и отделка; электротехнические услуги; обслуживание лифтового оборудования; установка окон ПВХ; вывоз мусора; сантехнические услуги; обслуживание тепловых пунктов.
Информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, размещена на сайте ЗАО "ЖК Металлург-4" www.metallurg35.ru с нарушением подпункта "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации: планы работ на 2012, 2013 год размещены не по всем многоквартирным домам, находящимся под управлением ЗАО "ЖК Металлург-4"; в разделе план работ за 2012 год размещен план работ за 2011 год по многоквартирным домам по адресу: г. Череповец, ул. Гагарина, д. 14. 16, 18, ул. Ленина, 122, 122а, 126, 128, 132, 136, 140, 142, 153а, 155, 155а, 157, 159, 161, 165, 167, 169, 173, ул. Бардина, д. 2, 4, 8,10, 16, 17, 18, 19, 20, ул. Металлургов, д. 43, 45, 46, 49, 51, 59, 65, 67, ул. Жукова, д. 1, 3, ул. Чкалова, д. 19, 21,23, ул. Беляева, д. 80, 82,84, 86, 88, 90; в разделе план работ за 2013 год размещен план работ за 2012 год по многоквартирному дому по адресу: ул. Чкалова, д. 23.
По факту выявленных нарушений Инспекцией 25.11.2013 в отношении Общества составлен протокол N 4051-26 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Инспекции 05.12.2013 N 291 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытии информации не в полном объеме, либо предоставлении недостоверной информации.
В силу части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (пункт 1 Стандарта).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем:
- обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В соответствии с пунктом 8 Стандарта раскрытия информации в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации) (подпункт "б"); режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (подпункт "г"); перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт "е"); сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (подпункт "ж").
На основании подпунктов "а", "б", "в" пункта 9 Стандарта раскрытия информации в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (подпункт "а"); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункт "б"); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункт "в").
Сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9(1) настоящего документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций (пункт 9(2) Стандарта раскрытия информации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 12 Стандарта раскрытия информации в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
На основании подпункта "б" пункта 13 Стандарта раскрытия информации информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки установлено отсутствие надлежащим образом раскрытого Обществом ряда сведений, предусмотренных указанными выше пунктами Стандарта раскрытия информации.
Представитель Общества в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил, что информация, предусмотренная вышеуказанными пунктами Стандарта раскрытия информации, не раскрыта Обществом в полном объеме на момент проверки. В настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения устранены, что подтверждается актом проверки от 12.02.2014 N 4051-26/2, актами о раскрытии информации ЗАО "ЖК "Металлург-4" в сети Интернет на сайтах www.metallurg35.ru, www.reformagkh.ru от 12.02.2014.
Событие вмененного Обществу правонарушения подтверждается актом проверки от 22.11.2013 N 4051-26, протоколом об административном правонарушении от 25.11.2013 N 4051-26, оспариваемым постановлением, другими материалами дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Доказательств невозможности исполнения требований Стандарта раскрытия информации, как и принятия всех зависящих от Общества мер по их соблюдению, в материалы дела не представлено.
При этом факт раскрытия соответствующей информации одним из способов, предусмотренных пунктом 5 Стандарта раскрытия информации (путем размещения на информационных стендах (стойках) управляющей компании), не исключает обязанности со стороны управляющей организации раскрывать данную информацию в сети "Интернет" в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о возможности применить к совершенному административному правонарушению положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно пункту 18.1 указанного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, а также принимая во внимание приведенные обстоятельства его совершения, суд апелляционной инстанции не может признать его малозначительным.
Совершенное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.23.1, имеет формальный состав, то есть для привлечения Общества к административной ответственности не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий, важен лишь факт непредставления или ненадлежащего представления соответствующей информации о структуре собственности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Обстоятельства, указанные в обоснование данного довода в жалобе (принятие мер к устранению нарушений, отсутствие тяжких последствий) не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения, а относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность, и учтены Инспекцией при вынесении постановления. Административное наказание назначено в пределах минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 4.2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П использование возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они как таковые не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным. При этом следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения юридических лиц или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому не может быть отнесен к средствам, которые позволяли бы при определении меры административной ответственности скорректировать последствия законодательного установления значительных минимальных размеров административных штрафов и тем самым избежать непропорционального ограничения имущественных прав юридических лиц.
С учетом изложенного довод Общества о значительном размере штрафа не может быть принят во внимание и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Кроме того, указанным решением Конституционного Суда Российской Федерации признано не соответствующим статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающее минимальный размер административного штрафа, применяемого в отношении юридических лиц, совершивших данное административное правонарушение, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования это положение во взаимосвязи с закрепленными КоАП РФ общими правилами применения административных наказаний не допускает назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
С учетом изложенного Конституционный Суд Российской Федерации, принимая во внимание и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, указал, что до принятия надлежащих изменений в КоАП РФ принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Вместе с тем в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации сделана следующая специальная оговорка: "что касается не вступивших к моменту провозглашения настоящего Постановления в законную силу или вступивших в законную силу, но не исполненных или исполненных частично судебных актов, вынесенных на основании положений <...> статьи 19.7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц, а равно на основании иных статей данного Кодекса, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, то такие судебные акты пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием настоящего Постановления не подлежат".
В рассматриваемом случае обжалуемое решение суда первой инстанции, равно как и оспариваемое постановление Инспекции, приняты до 25.02.2014. Следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для снижения размера назначенного Обществу административного штрафа.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 февраля 2014 года по делу N А13-16091/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЖК Металлург-4" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)