Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4703

Требование: О признании незаконным бездействия по невключению жилого дома в план реализации программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом, в котором проживает истец, не был включен в план реализации программы по проведению капитального ремонта общего имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-4703


судья Минина С.В.

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Буйнова Ю.К., Акатьевой Т.Я.,
при секретаре Б.
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Удомельского городского суда Тверской области от 24 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление К. о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области по не включению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области по не включению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.
Возложить на Правительство Тверской области обязанность по включению в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, по виду ремонта: ремонт крыши."
Судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области по не включению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.
В обоснование заявления указал, что Правительством Тверской области принято Постановление от 12 августа 2014 года N 394-пп "Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы". В перечне многоквартирных домов, утвержденном указанным постановлением и подлежащих ремонту в 2014 году, отсутствует многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором проживает заявитель в принадлежащей ему на праве собственности квартире. Тем самым нарушены его права на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>, в котором крыша находится в аварийном состоянии.
Порядок, установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года N 210-пп.
Собственниками помещений в доме по <адрес> а также органами местного самоуправления города Удомля исполнены все требования, предъявляемые к ним данным постановлением, в частности проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Постановлением Администрации города Удомля от 06 июня 2014 года N 329 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта на территории города Удомля в 2014 году, в который включен дом по <адрес>.
В соответствии с критериями для формирования краткосрочного плана, являющимися приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта, наибольший вес имеет техническое состояние объектов общего имущества МКД (наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан).
Согласно заключению по техническому обследованию, проведенному ЗАО проектный институт "<данные изъяты>", выявлено сильное повреждение чердачного перекрытия. Имеющиеся дефекты и повреждения значительно снижают несущую способность конструкций, требуется усиление.
В соответствии с "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р) дальнейшая эксплуатация жилого дома возможна только после полной замены чердачных плит покрытия с устройством новой кровли. Данное заключение сделано в сентябре 2011 года. В соответствии с решением комиссии, по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Удомля, срок капитального ремонта крыши дома по <адрес> установлен на 2014 год, однако при утверждении краткосрочного плана капитального ремонта общего имущества МКД в 2014 году на уровне <адрес>, ремонт крыши дома по <адрес> не был включен в план на 2014 год.
Полагает, что Правительство Тверской области, при наличии всех необходимых документов и обоснований, незаконно не включило многоквартирный дом в котором проживает заявитель, в план капитального ремонта на 2014 год, чем нарушило его права, в то время как он своевременно оплачивал взнос на капитальный ремонт по квитанции, выставляемой ему Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Просит суд признать незаконным бездействие Правительства Тверской области по не включению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы; возложить на Правительство Тверской области обязанность по включению в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы данный дом по виду ремонта: ремонт крыши.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
В судебном заседании К., его представитель ФИО5 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представители заинтересованного лица - Администрации города Удомля по доверенностям ФИО6, ФИО7 суду пояснили, что 06 июня 2014 года администрацией города Удомля был утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта на территории города Удомля в 2014 году. 09 июня 2014 года администрацией города Удомля на основании вышеуказанного утвержденного краткосрочного плана в министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области была направлена заявка о включении <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области. 30 июля 2014 года Администрацией города Удомля было направлено в Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области письмо о необходимости включения <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области. Постановлением Правительства Тверской области от 12 августа 2014 года N 394-пп "Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы" была утверждена вышеназванная программа, в которую <адрес> включен не был. Письменных разъяснений о причинах не включения указанного дома в данную программу в администрацию города Удомля от министерства ТЭК и ЖКХ не поступало. 29 августа 2014 года администрация города Удомля повторно направило письмо о включении вышеуказанного дома в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области. 09 сентября 2014 года, администрация города Удомля вновь обратилась в Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области о включении <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и разъяснении причин отказа. Ответы на вышеуказанные письма в администрацию города Удомля до настоящего времени не поступили. Просят суд удовлетворить заявление К. и включить указанный многоквартирный дом в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Заинтересованное лицо Правительство Тверской области в судебное заседание не явилось, представив письменный отзыв на заявление К., в котором указано, что включение спорного дома в региональную программу по проведению ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, представляет собой фактическое внесение изменений в Постановление Правительства Тверской области от 12 августа 2014 года N 394-пп "Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы", то есть влечет за собой издание Правительством Тверской области соответствующего постановления. Указанное обстоятельство противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 22, части 1 статьи 254, статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вышеуказанное постановление Тверской области принято, в соответствии с рядом нормативных правовых актов Тверской области в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области. Требования К. сводятся к оспариванию нормативного правового акта и направлены на внесение изменений в него. Таким образом, заявление К. об оспаривании нормативного правового акта Правительства Тверской области подсудно Тверскому областному суду в качестве суда первой инстанции. В представленной администрацией города Удомля заявке от 09 июня 2014 года N на включение многоквартирного <адрес> в региональный краткосрочный план, рассмотренной Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в рабочем порядке, запланированный вид работ капитального характера (реконструкция кровли) не соответствует перечню работ установленных статьей 18 закона Тверской области. Заявленная в муниципальном краткосрочном плане стоимость работ превысила предельную стоимость более чем на 3,5 млн. рублей. Дополнительные источники финансирования администрацией города Удомля определены не были. Включить <адрес> в региональный краткосрочный план в 2014 году не представилось возможным. Просят суд прекратить производство по делу. Дело просят рассмотреть в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на заявление К., в котором указано, что отбор многоквартирных домов на включение в региональный краткосрочный план проходил на конкурсной основе. Заявленная в муниципальном краткосрочном плане стоимость работ превысила предельную стоимость более чем на 3,5 млн. рублей. Дополнительные источники финансирования администрацией города Удомля определены не были. Таким образом включить <адрес> в региональный краткосрочный план в 2014 году не представилось возможным. Полагают, что заявление К. подлежит рассмотрению в Тверском областном суде.
Суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения. В обоснование жалобы указано, что фактически заявителем обжалован нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти Тверской области, в связи с чем, дело подсудно Тверскому областному суду в качестве суда первой инстанции. Кроме того, отсутствовали основания для включения спорного жилого дома в Региональный краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 года. Также судом первой инстанции неправомерно возложена на орган государственной власти обязанность по внесению изменений или дополнений в нормативно правовой акт, поскольку это противоречит действующему законодательству и нарушает компетенцию органа принявшего указанный акт. При установлении бездействия органа, по обращению с заявкой на включение дома в программу по капитальному ремонту, суду надлежало обязать рассмотреть данные заявки и принять решение по данным обращениям. Таким образом, судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно применены нормы процессуального права, что является основанием для отмены постановленного по делу решения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Тверской области ФИО8 поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель К. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о дне и времени слушания дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя К. - ФИО9 возражал в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений администрации г. Удомля относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области по невключению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области 2014 - 2043 годы.
По делу установлено, что 28 июня 2013 года принят Закон Тверской области N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области".
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы" (с изменениями от 03.06.2014 года) утверждена региональная программа по проведению, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.
Постановлением Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года N 210-пп утвержден порядок, установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Согласно приложения к Постановлению Администрации города Удомля от 20 мая 2014 года "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на счете регионального оператора" N 277 в перечень домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта, включен жилой <адрес>.
Во исполнение законодательства собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором собственниками помещений принято решение, об обращении в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Администрации города Удомля с заявлением о необходимости срочного проведения капитального ремонта крыши <адрес>.
03 июня 2014 года распоряжением администрации города Удомля N 279-р создана комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Удомля.
Согласно протоколу заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Удомля от 05 июня 2014 года принято решение об определении срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в отношении многоквартирного <адрес> (пункт 2 Протокола).
09 июня 2014 года Администрацией города Удомля на основании вышеуказанного утвержденного краткосрочного плана в министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области была направлена заявка о включении <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
30 июля 2014 года Администрацией города Удомля было направлено в министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области письмо о необходимости включения <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 12 августа 2014 года N 394-пп "Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области из 2014 - 2043 годы" утверждена программа, в которую <адрес> включен не был.
Письменных разъяснений о причинах не включения указанного дома в данную программу в Администрацию города Удомля от Министерства ТЭК и ЖКХ не поступало.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, 29 августа 2014 года Администрация города Удомля повторно направила письмо о включении вышеуказанного дома в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
09 сентября 2014 года Администрация города Удомля также обратилась в Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области о включении <адрес> в 2014 году в краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и разъяснении причин отказа.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> и Администрацией города Удомля соблюдены критерии для формирования и подачи заявки по включению многоквартирного дома в региональный краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку действующее законодательство при соблюдении процедуры и сроков подачи заявки не предусматривает безусловное включение дома в краткосрочный план на 2014 год для проведения капитального ремонта.
Кроме того, основанием для не включения в краткосрочный план на 2014 год <адрес> явилось несоответствие заявки требованиям закона, а именно не соответствие перечню вида работ капитального характера и превышение установленной предельной стоимости услуг или работ по капитальном ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу вышеизложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания действия (бездействия) по невключению жилого дома в краткосрочный план по капитальному ремонту незаконным.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости обязать включить в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 год указанный дом по виду ремонта: ремонт крыши.
Доводы, изложенные заявителем в заявлении, по своей сути направлены на проверку целесообразности обжалуемого постановления Правительства Тверской области. Способ защиты нарушенного права, избранный заявителем, а именно возложение на Правительство Тверской области обязанность по включению в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, не может быть применен судебной коллегией, поскольку, судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов государственной власти субъекта РФ, к компетенции которых относится определение очередности проведения ремонта многоквартирных домов.
Суд при рассмотрении указанного дела должен проверить законность действия (бездействия) органа, а не его целесообразность.
Заявитель выражает свое несогласие с невключением дома в указанное Постановление, что не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Правительства Тверской области.
Следует отметить, что в данном конкретном случае судебной коллегией не усматривается бездействия Правительства Тверской области, поскольку указание заявителя на то, что жилой дом не включен в краткосрочный план по капитальному ремонту не свидетельствует о бездействии Правительства, а лишь указывает на тот факт, что данный орган не нашел оснований для выполнения данного действия.
Таким образом, оснований, свидетельствующих о бездействии Правительства Тверской области, судебной коллегией не установлено.
Довод жалобы о неподсудности данного дела районному суду не нашел своего подтверждения и противоречит ГПК РФ, данному доводу судом первой инстанции дана оценка в постановленном по делу решении, в связи с чем оснований для прекращения дела не имелось.
На основании изложенного, решение Удомельского городского суда Тверской области нельзя признать законным и обоснованным.
В связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене, а требования К. оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Удомельского городского суда Тверской области от 24 сентября 2014 года отменить. Принять новое решение, которым заявление К. о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области по не включению многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы и возложении на Правительство Тверской области обязанности по включению в краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по виду ремонта: ремонт крыши, оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)