Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г., рассмотрев 30.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А21-3875/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" (место нахождения: 236023, город Калининград, Советский проспект, дом 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (место нахождения: 236006, город Калининград, Московский проспект, дом 95, ОГРН 1083925015030, ИНН 3906195516; далее - Инспекция) от 03.04.2014 N 1007 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО) в виде 350 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоблюдение судами положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку основаны на неправильной оценке представленных Инспекцией документов и материалов административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 19.03.2014 должностными лицами Инспекции проведен осмотр общедоступных территорий, находящихся на обслуживании Общества, по адресам: город Калининград, улица Щорса дом 14, улица мл. л-та Родителева дома 8-10, 16-22, улица М.Борзова дом 103, улица пер. Броненосный дома 7, 13, улица Старорусская дома 18-20, 22-24, улица Окуловская дом 4, улица Рыбников дом 15, улица Велижская дом 7, улица Ставропольская дом 7, улица Красная дома 272-274, 284-286, улица Светлая дома 12-26, улица Чекистов дома 82-88, 141, улица Дунайская дом 9-11, улица проспект Советский дома 144-118.
В ходе названного осмотра выявлены нарушения пунктов 2.35, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила), а именно: не установлены урны у входа в подъезды; не обеспечено бережное отношение к фасаду зданий (наличие надписей, рисунков); не организована уборка придомовых территорий от бытового мусора и строительных отходов (наличие листвы, веток); допущена установка объектов малой архитектурной формы (металлический забор, ворота, калитка, ограждение) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград"; не установлен на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты (акт фиксации выявленного административного правонарушения от 19.03.2014).
Инспекция составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 21.03.2014 N 1007 применительно к части 4 статьи 73 КоАП КО, в котором отражены вышеприведенные факты несоблюдения пунктов 2.35, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил.
Постановлением Инспекции от 03.04.2014 N 1007 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 73 КоАП КО, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административным органом правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО, невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территории, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Часть 4 названной статьи предусматривает ответственность за повторное совершение правонарушения в течение года после наложения взыскания в виде штрафа в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб.
Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", исходя из пункта 1.2 которых названный нормативный правовой акт устанавливает единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа.
К объектам малых архитектурных форм и элементам внешнего благоустройства относятся: навесы, контейнеры и контейнерные площадки, скамейки и урны, скульптура; посты регулирования уличного движения, указатели и знаки; вывески, парковочные устройства и т.п. (пункту 2.35 Правил).
Согласно пункту 3.6.6 Правил на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных на центральных магистралях (территориях), определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Пункт 3.6.8 Правил указывает на обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда по содержанию придомовых территорий в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом (пункты 3.6.7, 3.6.7.2 Правил).
В силу пункта 7.1 Правил установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
Пунктом 10.2 Правил запрещается устанавливать на фасадах, а также на крышах рекламу, плакаты и другие оформления без специального проекта, согласованного с администрацией городского округа. На наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы (пункт 10.3 Правил).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, приняв во внимание, что дома по вышеприведенным адресам находятся на обслуживании у Общества, суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество приняло на себя обязательства по содержанию основной и прилегающей территории в надлежащем состоянии, а потому должно соблюдать вышеприведенные нормы Правил.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что у Общества не было непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюдения требований Правил, в то время как меры для недопущения нарушений до момента их выявления административным органом Обществом не предпринимались.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о наличии в действиях Общества события и состава вмененного Инспекцией административного правонарушения. Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
Довод подателя жалобы о возможности применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку исходя из обстоятельств дела не позволяет считать назначенный Обществу административный штраф свидетельствующим о чрезмерном (избыточном) ограничении имущественных прав юридического лица, существенных для заявителя обременениях, не соотносимых с предупредительными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А21-3875/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2015 ПО ДЕЛУ N А21-3875/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N А21-3875/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г., рассмотрев 30.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А21-3875/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" (место нахождения: 236023, город Калининград, Советский проспект, дом 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (место нахождения: 236006, город Калининград, Московский проспект, дом 95, ОГРН 1083925015030, ИНН 3906195516; далее - Инспекция) от 03.04.2014 N 1007 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО) в виде 350 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоблюдение судами положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку основаны на неправильной оценке представленных Инспекцией документов и материалов административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 19.03.2014 должностными лицами Инспекции проведен осмотр общедоступных территорий, находящихся на обслуживании Общества, по адресам: город Калининград, улица Щорса дом 14, улица мл. л-та Родителева дома 8-10, 16-22, улица М.Борзова дом 103, улица пер. Броненосный дома 7, 13, улица Старорусская дома 18-20, 22-24, улица Окуловская дом 4, улица Рыбников дом 15, улица Велижская дом 7, улица Ставропольская дом 7, улица Красная дома 272-274, 284-286, улица Светлая дома 12-26, улица Чекистов дома 82-88, 141, улица Дунайская дом 9-11, улица проспект Советский дома 144-118.
В ходе названного осмотра выявлены нарушения пунктов 2.35, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила), а именно: не установлены урны у входа в подъезды; не обеспечено бережное отношение к фасаду зданий (наличие надписей, рисунков); не организована уборка придомовых территорий от бытового мусора и строительных отходов (наличие листвы, веток); допущена установка объектов малой архитектурной формы (металлический забор, ворота, калитка, ограждение) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград"; не установлен на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты (акт фиксации выявленного административного правонарушения от 19.03.2014).
Инспекция составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 21.03.2014 N 1007 применительно к части 4 статьи 73 КоАП КО, в котором отражены вышеприведенные факты несоблюдения пунктов 2.35, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил.
Постановлением Инспекции от 03.04.2014 N 1007 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 73 КоАП КО, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административным органом правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО, невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территории, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Часть 4 названной статьи предусматривает ответственность за повторное совершение правонарушения в течение года после наложения взыскания в виде штрафа в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб.
Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", исходя из пункта 1.2 которых названный нормативный правовой акт устанавливает единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа.
К объектам малых архитектурных форм и элементам внешнего благоустройства относятся: навесы, контейнеры и контейнерные площадки, скамейки и урны, скульптура; посты регулирования уличного движения, указатели и знаки; вывески, парковочные устройства и т.п. (пункту 2.35 Правил).
Согласно пункту 3.6.6 Правил на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных на центральных магистралях (территориях), определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Пункт 3.6.8 Правил указывает на обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда по содержанию придомовых территорий в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом (пункты 3.6.7, 3.6.7.2 Правил).
В силу пункта 7.1 Правил установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
Пунктом 10.2 Правил запрещается устанавливать на фасадах, а также на крышах рекламу, плакаты и другие оформления без специального проекта, согласованного с администрацией городского округа. На наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы (пункт 10.3 Правил).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, приняв во внимание, что дома по вышеприведенным адресам находятся на обслуживании у Общества, суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество приняло на себя обязательства по содержанию основной и прилегающей территории в надлежащем состоянии, а потому должно соблюдать вышеприведенные нормы Правил.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что у Общества не было непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюдения требований Правил, в то время как меры для недопущения нарушений до момента их выявления административным органом Обществом не предпринимались.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о наличии в действиях Общества события и состава вмененного Инспекцией административного правонарушения. Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
Довод подателя жалобы о возможности применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку исходя из обстоятельств дела не позволяет считать назначенный Обществу административный штраф свидетельствующим о чрезмерном (избыточном) ограничении имущественных прав юридического лица, существенных для заявителя обременениях, не соотносимых с предупредительными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А21-3875/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 14" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)