Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что потребленная тепловая энергия ответчиком была оплачена частично.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ФГУП "Росразмещение" не явилось, извещено
от ответчика ТСЖ "Кольцовская 27, 29" не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Росразмещение" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А14-2970/2014,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (далее - ФГУП "Росразмещение") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к товариществу собственников жилья "Кольцовская 27, 29" с иском о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.10.2013 г. по 30.04.2014 г. тепловую энергию по договору N 509-Р13-И/25 от 01.11.2013 г. в сумме 419 602 руб. 94 коп. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2014 г. исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 указанное решение изменено. Исковые требования удовлетворены частично.
С ТСЖ "Кольцовская 27, 29" в пользу ФГУП "Росразмещение" взыскано 360 937 руб. 49 коп., в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в сумме 58 665 руб. 45 коп., ФГУП "Росразмещение" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что счета на оплату тепловой энергии должны выставляться собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах в размере двойного норматива, не только в период отопительного сезона, а также в октябре 2013 и апреле 2014.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Росразмещение" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Кольцовская 27, 29" (Абонент), 01.11.2013 г. заключен договор на отпуск тепловой энергии N 214-Р13-И/25 (с учетом протокола согласования разногласий от 18.11.2013 г.).
Дополнительным соглашением от 01.11.2013 г. номер договора был изменен и изложен в следующей редакции: "Договор N 509-Р13-И/25 на отпуск тепловой энергии от 01.11.2013" (далее - Договор).
Согласно условиям Договора Энергоснабжающая организация подает (отпускает) Абоненту через присоединенную сеть до границы его эксплуатационной ответственности тепловую энергию для нужд отопления, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию для нужд отопления и невозвращенный теплоноситель, согласно Приложению N 1, для обеспечения коммунальными услугами "Абонента", соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведение инженерных сетей и исправность используемых приборов и оборудования (при их наличии).
В соответствии с п. 3.1.1 Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в порядке и на условиях предусмотренных Договором.
Настоящий договор заключен на срок с 19.07.2013 г. по 30.09.2014 г., с возможностью пролонгации (пункт 8.1 договора).
В период с 01.10.2013 г. по 31.04.2014 г. Энергоснабжающая организация осуществляла подачу тепловой энергии для нужд отопления в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Кольцовская д. 25, 27, 29, 31 (далее - многоквартирные жилые дома (МЖД), поставив 1554,418 Гкал по тарифам 1053,81 руб. за 1 Гкал и 1047,84 руб. за 1 Гкал, на общую сумму 1 926 582 руб. 78 коп.
Оплата за потребленную тепловую энергию в вышеуказанный период ответчиком произведена частично, в размере 1 506 979 руб. 84 коп. Тепловая энергия на сумму 419 602 руб. 94 коп. за период с 01.10.2013 по 30.04.2014 ответчиком не оплачена.
Ссылаясь на то, что потребленная тепловая энергия ответчиком была оплачена частично, вследствие чего образовалась задолженность в сумме 419 602 руб. 94 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности действий истца по предъявлению ко взысканию задолженности, рассчитанной исходя из двойного норматива потребления тепловой энергии за период октябрь 2013 - апрель 2014.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отказал во взыскании суммы 58 665 руб. 45 коп., придя к выводу о том, что за отопительный сезон 2013 - 2014 года ответчиком была потреблена тепловая энергия в объеме 529,18 Гкал, рассчитанная по удвоенному нормативу, что на 47,23 Гкал меньше, чем объем, определенный истцом.
При этом суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора не применены нормы материального права, подлежащие применению и не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как свидетельствуют материалы дела, разногласия между сторонами возникли по вопросу порядка определения объема тепловой энергии за спорный период, подлежащей оплате.
Задолженность за октябрь 2013 года - апрель 2014 года по расчетам истца составила 419 602 руб. 94 коп.
При этом истец расчет объема тепловой энергии выполнил исходя из удвоенного норматива потребления за спорный (отопительный период), руководствуясь нормами Правил N 354.
Как указывал ответчик, оплата коммунального ресурса, используемого для оказания коммунальной услуги по отоплению, должна производиться по утвержденному нормативу ежемесячно в течение всего календарного года.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Министерством регионального развития РФ в Письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 "О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению" сообщается о том, что с принятием Правил N 354 изменился порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовый прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Кроме того, с 1 июля 2012 г. изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258.
Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 1 июля 2012 г., на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 1 июля 2012 г. устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 года было принято Постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 1 названного постановления Правительства установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Как следует из смысла подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 857, решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в названных подпунктах, органы государственной власти субъектов могут принять до 15.09.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Суд признал обоснованным расчет объема тепловой энергии, произведенный в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 с использованием формулы для расчета объемов отопления, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 857 постановлением Правительства Воронежской области от 14.09.2012 N 813 "Об определении размера платы за предоставленную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах на территории Воронежской области" установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В силу пункта 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно вышеуказанному постановлению для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ТСЖ "Кольцовская 27, 29", действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате.
Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении настоящего спора не применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, а именно, положения Правил N 307, а также не учел то обстоятельство, что норматив на отопление установлен исходя из равных долей в течение всего календарного года (месяц).
Правовая позиция Высшего Арбитражного суда о порядке определения объема тепловой энергии на отопление, исходя из утвержденного норматива потребления, определена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8413/11.
Учитывая, что органом государственной власти субъекта РФ в установленном Постановлением Правительства РФ 857 от 27.08.2012 года порядке и сроки было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу на отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., расчет истца, принятый за основу арбитражным судом при вынесении обжалуемых судебных актов, выполненный в соответствии с Правилами N 354, нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного, при новом рассмотрении спора суду следует предложить истцу предоставить расчет объема тепловой энергии, потребленной в спорный период и подлежащей оплате с учетом принятого Правительством Воронежской области Постановления от 14.09.2012 N 813.
Принимая во внимание, что арбитражным судом применены положения Правил N 354 об оплате всего объема тепловой энергии в течение отопительного периода, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А14-2970/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2015 N Ф10-4874/2014 ПО ДЕЛУ N А14-2970/2014
Требование: О взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию по договору.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что потребленная тепловая энергия ответчиком была оплачена частично.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N Ф10-4874/2014
Дело N А14-2970/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ФГУП "Росразмещение" не явилось, извещено
от ответчика ТСЖ "Кольцовская 27, 29" не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Росразмещение" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А14-2970/2014,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (далее - ФГУП "Росразмещение") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к товариществу собственников жилья "Кольцовская 27, 29" с иском о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.10.2013 г. по 30.04.2014 г. тепловую энергию по договору N 509-Р13-И/25 от 01.11.2013 г. в сумме 419 602 руб. 94 коп. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2014 г. исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 указанное решение изменено. Исковые требования удовлетворены частично.
С ТСЖ "Кольцовская 27, 29" в пользу ФГУП "Росразмещение" взыскано 360 937 руб. 49 коп., в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в сумме 58 665 руб. 45 коп., ФГУП "Росразмещение" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что счета на оплату тепловой энергии должны выставляться собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах в размере двойного норматива, не только в период отопительного сезона, а также в октябре 2013 и апреле 2014.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Росразмещение" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Кольцовская 27, 29" (Абонент), 01.11.2013 г. заключен договор на отпуск тепловой энергии N 214-Р13-И/25 (с учетом протокола согласования разногласий от 18.11.2013 г.).
Дополнительным соглашением от 01.11.2013 г. номер договора был изменен и изложен в следующей редакции: "Договор N 509-Р13-И/25 на отпуск тепловой энергии от 01.11.2013" (далее - Договор).
Согласно условиям Договора Энергоснабжающая организация подает (отпускает) Абоненту через присоединенную сеть до границы его эксплуатационной ответственности тепловую энергию для нужд отопления, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию для нужд отопления и невозвращенный теплоноситель, согласно Приложению N 1, для обеспечения коммунальными услугами "Абонента", соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведение инженерных сетей и исправность используемых приборов и оборудования (при их наличии).
В соответствии с п. 3.1.1 Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в порядке и на условиях предусмотренных Договором.
Настоящий договор заключен на срок с 19.07.2013 г. по 30.09.2014 г., с возможностью пролонгации (пункт 8.1 договора).
В период с 01.10.2013 г. по 31.04.2014 г. Энергоснабжающая организация осуществляла подачу тепловой энергии для нужд отопления в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Кольцовская д. 25, 27, 29, 31 (далее - многоквартирные жилые дома (МЖД), поставив 1554,418 Гкал по тарифам 1053,81 руб. за 1 Гкал и 1047,84 руб. за 1 Гкал, на общую сумму 1 926 582 руб. 78 коп.
Оплата за потребленную тепловую энергию в вышеуказанный период ответчиком произведена частично, в размере 1 506 979 руб. 84 коп. Тепловая энергия на сумму 419 602 руб. 94 коп. за период с 01.10.2013 по 30.04.2014 ответчиком не оплачена.
Ссылаясь на то, что потребленная тепловая энергия ответчиком была оплачена частично, вследствие чего образовалась задолженность в сумме 419 602 руб. 94 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности действий истца по предъявлению ко взысканию задолженности, рассчитанной исходя из двойного норматива потребления тепловой энергии за период октябрь 2013 - апрель 2014.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отказал во взыскании суммы 58 665 руб. 45 коп., придя к выводу о том, что за отопительный сезон 2013 - 2014 года ответчиком была потреблена тепловая энергия в объеме 529,18 Гкал, рассчитанная по удвоенному нормативу, что на 47,23 Гкал меньше, чем объем, определенный истцом.
При этом суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора не применены нормы материального права, подлежащие применению и не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как свидетельствуют материалы дела, разногласия между сторонами возникли по вопросу порядка определения объема тепловой энергии за спорный период, подлежащей оплате.
Задолженность за октябрь 2013 года - апрель 2014 года по расчетам истца составила 419 602 руб. 94 коп.
При этом истец расчет объема тепловой энергии выполнил исходя из удвоенного норматива потребления за спорный (отопительный период), руководствуясь нормами Правил N 354.
Как указывал ответчик, оплата коммунального ресурса, используемого для оказания коммунальной услуги по отоплению, должна производиться по утвержденному нормативу ежемесячно в течение всего календарного года.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Министерством регионального развития РФ в Письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 "О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению" сообщается о том, что с принятием Правил N 354 изменился порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовый прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Кроме того, с 1 июля 2012 г. изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258.
Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 1 июля 2012 г., на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 1 июля 2012 г. устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 года было принято Постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 1 названного постановления Правительства установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Как следует из смысла подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 857, решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в названных подпунктах, органы государственной власти субъектов могут принять до 15.09.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Суд признал обоснованным расчет объема тепловой энергии, произведенный в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 с использованием формулы для расчета объемов отопления, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 857 постановлением Правительства Воронежской области от 14.09.2012 N 813 "Об определении размера платы за предоставленную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах на территории Воронежской области" установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В силу пункта 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно вышеуказанному постановлению для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ТСЖ "Кольцовская 27, 29", действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате.
Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении настоящего спора не применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, а именно, положения Правил N 307, а также не учел то обстоятельство, что норматив на отопление установлен исходя из равных долей в течение всего календарного года (месяц).
Правовая позиция Высшего Арбитражного суда о порядке определения объема тепловой энергии на отопление, исходя из утвержденного норматива потребления, определена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8413/11.
Учитывая, что органом государственной власти субъекта РФ в установленном Постановлением Правительства РФ 857 от 27.08.2012 года порядке и сроки было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу на отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., расчет истца, принятый за основу арбитражным судом при вынесении обжалуемых судебных актов, выполненный в соответствии с Правилами N 354, нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного, при новом рассмотрении спора суду следует предложить истцу предоставить расчет объема тепловой энергии, потребленной в спорный период и подлежащей оплате с учетом принятого Правительством Воронежской области Постановления от 14.09.2012 N 813.
Принимая во внимание, что арбитражным судом применены положения Правил N 354 об оплате всего объема тепловой энергии в течение отопительного периода, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А14-2970/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)