Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация муниципального образования не исполнила свои обязательства по предоставлению ТСЖ субсидии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от товарищества собственников жилья "52-55" Кремлевой М.Е. (доверенность от 21.04.2014), от Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. (доверенность от 25.06.2015), рассмотрев 26.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А66-6837/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710; ИНН 6949003895; далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - Администрация) о взыскании за счет казны муниципального образования 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии в соответствии с соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2014 по 27.01.2015 (с учетом уточнения исковых требований).
Судом принят встречный иск Администрации о взыскании с ТСЖ 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.08.2014 по 01.09.2014 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 03.03.2015 иск удовлетворен, в пользу ТСЖ с муниципального образования в лице Администрации за счет казны муниципального образования взыскано 7 202 556 руб. 40 коп. основного долга, 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения.
Администрации в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в первоначальном иске и об удовлетворении встречного иска.
По мнению подателя жалобы, неисполнение обязательства по перечислению ТСЖ субсидии вызвано непредставлением Тверской областью софинансирования капитального ремонта, в связи с чем оснований для ее взыскания за счет казны муниципального образования не имеется. Ввиду направления ТСЖ части средств субсидии по их целевому назначению за пределами сроков, установленных соглашением о предоставлении субсидии, встречный иск Администрации следует удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель ТСЖ просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Администрацией и ТСЖ в целях реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" заключено соглашение от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52-55 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Бурашевское сельское поселение, с. Бурашево.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта, утвержденной получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляющей 15 843 339 руб., из которых 10% (1 584 336 руб.) составляет размер финансирования получателем субсидии, 40% (6 337 335 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета муниципального образования, 50% (7 921 668 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Согласно пункту 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области предоставляется получателю субсидии после проведения капитального ремонта многоквартирных домов и представления в Администрацию надлежащим образом оформленных акта выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также копии выписки с отдельного банковского счета, подтверждающей перечисление денежных средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Как определено пунктом 4.1.1 соглашения, после предоставления получателем субсидии документов, предусмотренных пунктом 2.4 соглашения, Администрация обязана в течение 5 рабочих дней направить в Министерство акт выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме.
Срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов установлен до 01.12.2013 (пункт 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013).
В целях выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных домов ТСЖ заключило договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп.
Согласно акту государственной приемочной комиссии по приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию от 30.10.2013 работы по капитальному ремонту многоквартирных домов закончены и приняты.
Субсидия в размере 6 337 335 руб., предоставляемая за счет средств бюджета муниципального образования, перечислена ТСЖ Администрацией платежными поручениями от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403.
Документы, предусмотренные пунктом 2.4 соглашения, 27.11.2013 переданы ТСЖ Администрации, которая 03.02.2014 направила в Министерство документы, предусмотренные пунктом 4.1.1 соглашения.
Министерство письмом от 17.03.2014 сообщило Администрации, что поскольку денежные средства в областном бюджете на софинансирование расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы были предусмотрены только на 2012 год, по итогам которого полный пакет документов Администрацией в адрес Министерства представлен не был, долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" не реализуется ввиду утраты силы утвердившего ее постановления Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па, а заявку на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках действующей государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы Администрация не подала, профинансировать ремонтные работы из областного бюджета не представляется возможным.
ТСЖ, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направило ей претензию от 25.04.2014, которой предложило выплатить задолженность за выполненные работы, составляющую сумму субсидии, определенную пунктом 2.1 соглашения, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Отклонение претензии Администрацией явилось основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация, сославшись на то, что ТСЖ не полностью освоена субсидия, предоставленная ему из бюджета муниципального образования, обратилась в арбитражный суд со встречным иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ТСЖ исходя из того, что оснований для неисполнения Администрацией принятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении субсидии не имеется.
Установив, что доказательств использования средств субсидии не по целевому назначению не имеется, суд отказал Администрации в удовлетворении встречного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Постановлением Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па (признано утратившим силу с 01.01.2013 постановлением Правительства Тверской области от 10.12.2012 N 752-пп) утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета Тверской области. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям и перечень муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются Правительством Тверской области.
В рамках Программы Администрация Тверской области постановлением от 01.11.2010 N 552-па утвердила Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Порядок).
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство, получателями субсидии - муниципальные образования Тверской области.
В общий объем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов включаются средства областного фонда софинансирования расходов, бюджетов муниципальных образований Тверской области, а также средства собственников помещений многоквартирного дома (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области на капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирного дома в муниципальном образовании Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования Тверской области и внебюджетного источника с учетом фактически выполненных работ.
В силу пункта 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением Администрации Тверской области.
Как предусмотрено пунктом 11 Порядка, для осуществления финансирования из областного бюджета Тверской области муниципальные образования Тверской области представляют в Министерство ежемесячно до 5 числа текущего месяца отчет о финансировании за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по форме согласно приложению, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
В соответствии с пунктом 13 Порядка условия отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и порядок перечисления средств на эти цели определяются органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" из областного бюджета предусмотрено предоставление субсидии на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52-55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб.
Совет депутатов Бурашевского сельского поселения решениями от 14.11.2012 N 47, 48 утвердил порядок финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 года в рамках Программы, средств бюджета муниципального образования, а также средств получателей субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории данного муниципального образования (далее - Порядок финансирования) и порядок привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка финансирования Администрация является получателем средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Предоставление субсидии осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании за счет средств муниципального бюджета с учетом фактически выполненных работ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в полном объеме; акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов в эксплуатацию подписаны без замечаний; претензий по качеству и срокам выполнения работ Администрацией не заявлено; документы, необходимые для получения субсидии за счет средств бюджета Тверской области переданы ТСЖ Администрации в объеме, предусмотренном пунктом 2.4 соглашения; размер субсидии, подлежащей предоставлению ТСЖ, должен составлять 13 539 891 руб. 86 коп., фактически ТСЖ перечислена субсидия в размере 6 337 335 руб.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном неисполнении Администрацией взятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, а также об обоснованности исковых требований ТСЖ и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Администрации, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Отклоняя довод Администрации о невозможности исполнения ею обязательств по соглашению ввиду непредоставления Тверской областью средств субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов из средств областного бюджета, суд апелляционной инстанции сослались на пункт 4 Порядка, а также на постановление Правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп, указав, что Администрация не лишена возможности защитить свои бюджетные интересы путем обращения с соответствующими требованиями о предоставлении субсидии к уполномоченным органам государственной власти Тверской области, а в случае отказа в их удовлетворении - защитить свои интересы в судебном порядке.
При этом апелляционным судом отмечено, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. В равной степени не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов о правомерности исковых требований ТСЖ в части взыскания с Администрации 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии в соответствии с соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, равно как и выводы судов двух инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в уплате, неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
По общему правилу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как усматривается из соглашения о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в нем отсутствует условие об ответственности Администрации за нарушение срока предоставления субсидии.
Согласно пункту 12 Порядка субсидии из областного бюджета зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах.
Судами установлено, что 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии из бюджета Тверской области в бюджет муниципального образования не перечислено.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для взыскания с Администрации в пользу ТСЖ процентов за пользование чужими денежными средствами недостаточно обоснованны.
В связи с этим обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания с Администрации в пользу ТСЖ процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить наличие вины Администрации в неисполнении обязательства, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии, после чего с учетом доводов всех лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Суду также следует учесть, что в соответствии с пунктом 133 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" признан не подлежащим применению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А66-6837/2014 отменить в части взыскания с муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области за счет казны муниципального образования в пользу товарищества собственников жилья "52-55" 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2015 N Ф07-6201/2015 ПО ДЕЛУ N А66-6837/2014
Требование: О взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация муниципального образования не исполнила свои обязательства по предоставлению ТСЖ субсидии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. по делу N А66-6837/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от товарищества собственников жилья "52-55" Кремлевой М.Е. (доверенность от 21.04.2014), от Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. (доверенность от 25.06.2015), рассмотрев 26.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А66-6837/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710; ИНН 6949003895; далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - Администрация) о взыскании за счет казны муниципального образования 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии в соответствии с соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2014 по 27.01.2015 (с учетом уточнения исковых требований).
Судом принят встречный иск Администрации о взыскании с ТСЖ 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.08.2014 по 01.09.2014 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 03.03.2015 иск удовлетворен, в пользу ТСЖ с муниципального образования в лице Администрации за счет казны муниципального образования взыскано 7 202 556 руб. 40 коп. основного долга, 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения.
Администрации в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в первоначальном иске и об удовлетворении встречного иска.
По мнению подателя жалобы, неисполнение обязательства по перечислению ТСЖ субсидии вызвано непредставлением Тверской областью софинансирования капитального ремонта, в связи с чем оснований для ее взыскания за счет казны муниципального образования не имеется. Ввиду направления ТСЖ части средств субсидии по их целевому назначению за пределами сроков, установленных соглашением о предоставлении субсидии, встречный иск Администрации следует удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель ТСЖ просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Администрацией и ТСЖ в целях реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" заключено соглашение от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52-55 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Бурашевское сельское поселение, с. Бурашево.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта, утвержденной получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляющей 15 843 339 руб., из которых 10% (1 584 336 руб.) составляет размер финансирования получателем субсидии, 40% (6 337 335 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета муниципального образования, 50% (7 921 668 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Согласно пункту 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области предоставляется получателю субсидии после проведения капитального ремонта многоквартирных домов и представления в Администрацию надлежащим образом оформленных акта выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также копии выписки с отдельного банковского счета, подтверждающей перечисление денежных средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Как определено пунктом 4.1.1 соглашения, после предоставления получателем субсидии документов, предусмотренных пунктом 2.4 соглашения, Администрация обязана в течение 5 рабочих дней направить в Министерство акт выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме.
Срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов установлен до 01.12.2013 (пункт 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013).
В целях выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных домов ТСЖ заключило договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп.
Согласно акту государственной приемочной комиссии по приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию от 30.10.2013 работы по капитальному ремонту многоквартирных домов закончены и приняты.
Субсидия в размере 6 337 335 руб., предоставляемая за счет средств бюджета муниципального образования, перечислена ТСЖ Администрацией платежными поручениями от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403.
Документы, предусмотренные пунктом 2.4 соглашения, 27.11.2013 переданы ТСЖ Администрации, которая 03.02.2014 направила в Министерство документы, предусмотренные пунктом 4.1.1 соглашения.
Министерство письмом от 17.03.2014 сообщило Администрации, что поскольку денежные средства в областном бюджете на софинансирование расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы были предусмотрены только на 2012 год, по итогам которого полный пакет документов Администрацией в адрес Министерства представлен не был, долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" не реализуется ввиду утраты силы утвердившего ее постановления Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па, а заявку на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках действующей государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы Администрация не подала, профинансировать ремонтные работы из областного бюджета не представляется возможным.
ТСЖ, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направило ей претензию от 25.04.2014, которой предложило выплатить задолженность за выполненные работы, составляющую сумму субсидии, определенную пунктом 2.1 соглашения, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Отклонение претензии Администрацией явилось основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация, сославшись на то, что ТСЖ не полностью освоена субсидия, предоставленная ему из бюджета муниципального образования, обратилась в арбитражный суд со встречным иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ТСЖ исходя из того, что оснований для неисполнения Администрацией принятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении субсидии не имеется.
Установив, что доказательств использования средств субсидии не по целевому назначению не имеется, суд отказал Администрации в удовлетворении встречного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Постановлением Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па (признано утратившим силу с 01.01.2013 постановлением Правительства Тверской области от 10.12.2012 N 752-пп) утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета Тверской области. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям и перечень муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются Правительством Тверской области.
В рамках Программы Администрация Тверской области постановлением от 01.11.2010 N 552-па утвердила Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Порядок).
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство, получателями субсидии - муниципальные образования Тверской области.
В общий объем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов включаются средства областного фонда софинансирования расходов, бюджетов муниципальных образований Тверской области, а также средства собственников помещений многоквартирного дома (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области на капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирного дома в муниципальном образовании Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования Тверской области и внебюджетного источника с учетом фактически выполненных работ.
В силу пункта 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением Администрации Тверской области.
Как предусмотрено пунктом 11 Порядка, для осуществления финансирования из областного бюджета Тверской области муниципальные образования Тверской области представляют в Министерство ежемесячно до 5 числа текущего месяца отчет о финансировании за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по форме согласно приложению, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
В соответствии с пунктом 13 Порядка условия отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и порядок перечисления средств на эти цели определяются органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" из областного бюджета предусмотрено предоставление субсидии на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52-55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб.
Совет депутатов Бурашевского сельского поселения решениями от 14.11.2012 N 47, 48 утвердил порядок финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 года в рамках Программы, средств бюджета муниципального образования, а также средств получателей субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории данного муниципального образования (далее - Порядок финансирования) и порядок привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка финансирования Администрация является получателем средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Предоставление субсидии осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании за счет средств муниципального бюджета с учетом фактически выполненных работ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в полном объеме; акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов в эксплуатацию подписаны без замечаний; претензий по качеству и срокам выполнения работ Администрацией не заявлено; документы, необходимые для получения субсидии за счет средств бюджета Тверской области переданы ТСЖ Администрации в объеме, предусмотренном пунктом 2.4 соглашения; размер субсидии, подлежащей предоставлению ТСЖ, должен составлять 13 539 891 руб. 86 коп., фактически ТСЖ перечислена субсидия в размере 6 337 335 руб.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном неисполнении Администрацией взятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, а также об обоснованности исковых требований ТСЖ и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Администрации, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Отклоняя довод Администрации о невозможности исполнения ею обязательств по соглашению ввиду непредоставления Тверской областью средств субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов из средств областного бюджета, суд апелляционной инстанции сослались на пункт 4 Порядка, а также на постановление Правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп, указав, что Администрация не лишена возможности защитить свои бюджетные интересы путем обращения с соответствующими требованиями о предоставлении субсидии к уполномоченным органам государственной власти Тверской области, а в случае отказа в их удовлетворении - защитить свои интересы в судебном порядке.
При этом апелляционным судом отмечено, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. В равной степени не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов о правомерности исковых требований ТСЖ в части взыскания с Администрации 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии в соответствии с соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, равно как и выводы судов двух инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в уплате, неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
По общему правилу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как усматривается из соглашения о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в нем отсутствует условие об ответственности Администрации за нарушение срока предоставления субсидии.
Согласно пункту 12 Порядка субсидии из областного бюджета зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах.
Судами установлено, что 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии из бюджета Тверской области в бюджет муниципального образования не перечислено.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для взыскания с Администрации в пользу ТСЖ процентов за пользование чужими денежными средствами недостаточно обоснованны.
В связи с этим обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания с Администрации в пользу ТСЖ процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить наличие вины Администрации в неисполнении обязательства, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии, после чего с учетом доводов всех лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Суду также следует учесть, что в соответствии с пунктом 133 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" признан не подлежащим применению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А66-6837/2014 отменить в части взыскания с муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области за счет казны муниципального образования в пользу товарищества собственников жилья "52-55" 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)