Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2015 N 44Г-46/2015

Требование: О понуждении управляющей организации осуществить приемку в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы за отопление, осуществлять расчеты за отопление по показаниям данных приборов, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. N 44г-46/15


Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Епифановой В.Н.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Кудряшовой В.В., Павлюченко М.А., Черкасовой Г.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрел в судебном заседании от 22 апреля 2015 года дело по иску Л.О.К. к ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" о понуждении управляющей организации осуществить приемку в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой электроэнергии, осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению и в дальнейшем осуществлять расчеты за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
на основании кассационной жалобы ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Миргородской И.В. от 31 марта 2015 года о передаче кассационной жалобы заявителя с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
заслушав доклад судьи Диденко Е.М. и объяснения представителя Л.О.К. - Б., президиум

установил:

Л.О.К. обратилась в суд с иском к ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" и просила возложить на ответчика обязанность принять и ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...>, установленных в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Просила также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленные в квартире распределителей затрат на отопление с <дата> и взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата> в принадлежащей ей квартире ООО "В" установлены распределители затрат на отопление <...>. Установленные приборы сертифицированы, допущены к применению в Российской Федерации, организация, выполнившая работы по установке, надлежаще допущена к выполнению такого вида работ.
Ее представитель <дата> обратился к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию установленных приборов учета тепловой энергии, проведении расчетов с использованием показаний таких приборов, представив копии паспортов на установленные приборы, копию акта установки.
Письмом от <дата> за исх. N <...> ей сообщено, что техническая возможность установки приборов учета отсутствует, так как по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" индивидуальный тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>, - оборудован с <дата> узлом учета тепловой энергии, который принят управляющей организацией на коммерческий учет.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июня 2014 года исковые требования Л.О.К. удовлетворены частично. Суд возложил на ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" обязанность принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> с номерами N <...>, установленные в квартире <адрес>, и производить расчет за потребленную тепловую энергию согласно показаниям индивидуальных приборов - распределителей затрат на отопление, начиная с <дата>. Также суд взыскал с ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" в пользу Л.О.К. компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей и в возмещение судебных расходов - <...> рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2014 года решение Дзержинского районного суда от 05.06.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 5 марта 2015 года, ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" в лице представителя Н. (доверенность от 27.02.2015 N <...>) просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части возложения на ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" обязанности производить расчет за потребленную тепловую энергию согласно показаниям индивидуальных приборов - распределителей затрат на отопление, начиная с <дата>, и взыскания с ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" в пользу Л.О.К. компенсации морального вреда в сумме <...> рублей и <...> рублей в возмещение судебных расходов. Просит взыскать с истца в пользу ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 11.03.2015 дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд.
Гражданское дело N 2-995/14 поступило в Санкт-Петербургский городской суд 23 марта 2015 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31.03.2015 кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Разрешая спор, суд установил, что Л.О.К. является собственником квартиры <адрес>.
ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" является управляющей организацией на основании контракта, то есть исполнителем работ по предоставлению услуг, связанных с содержанием дома <адрес>.
По инициативе истца <дата> в принадлежащей ей квартире ООО "В" установлены распределители затрат на отопление <...>, установленные приборы сертифицированы, допущены к применению в Российской Федерации, организация, выполнившая работы по установке, надлежаще допущена к выполнению такого вида работ.
Представитель истца <дата> обратился к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию установленных приборов учета тепловой энергии, проведении расчетов с использованием показаний таких приборов, представив копии паспортов на установленные приборы, копию акта установки.
Письмом от <дата> за исх. N <...> истцу сообщено, что техническая возможность установки приборов учета отсутствует, так как по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" индивидуальный тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>, - оборудован с <дата> узлом учета тепловой энергии, который принят управляющей организацией на коммерческий учет.
Из представленного ответчиком в ходе рассмотрения дела акта от <дата> следует, что технических препятствий к установке приборов индивидуального учета указанного типа не имеется, но расчет на основании показаний индивидуальных приборов не может производиться, со ссылкой на п. 42(1) и п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Удовлетворяя исковые требования Л.О.К. и обязывая ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...>, а также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истица распределителей затрат на отопление с <дата>, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Разрешая исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд руководствовался положениями статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пришел к правильному выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
Судебная коллегия согласилась с указанными выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив кассационную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района", выслушав объяснения участника процесса, проверив материалы дела, находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене в части возложения на заявителя обязанности производить расчет потребленной тепловой энергии согласно показаниям индивидуальных приборов учета.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора допущено существенное нарушение норм материального права, которое не может быть устранено без отмены состоявшихся судебных постановлений в обжалуемой части.
На основании части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы в интересах законности президиум не усматривает.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Следует принять во внимание, что данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению установлен с учетом критерия наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N АКПИ 13-1157.
Тот факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 и N 307 от 06 апреля 2013 года, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за отопление порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 на порядок оплаты коммунальной услуги, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный Л.О.К. способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных ею в квартире распределителей затрат на отопление, при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором она проживает, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного ею иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию.
Поскольку все обстоятельства были установлены судом при разрешении спора и не требуется дополнительно собирать и оценивать доказательства, судом допущена ошибка в применении норм материального права, президиум полагает возможным, отменив судебные постановления в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию, принять новое решение об отказе Л.О.К. в данной части исковых требований.
Поскольку частично исковые требования потребителя услуг удовлетворены, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и возмещения истцу судебных расходов не имеется.
Требование ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" о возмещении его расходов по оплате государственной пошлины в связи с обжалованием состоявшихся по делу судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке в сумме <...> рублей удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождены от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

Кассационную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" удовлетворить частично.
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июня 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2014 года отменить в части удовлетворении иска Л.О.К. к ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района Санкт-Петербурга" о понуждении осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начиная с <дата>.
В удовлетворении данной части исковых требований Л.О.К. к ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района Санкт-Петербурга" отказать.

Председательствующий
ЕПИФАНОВА В.Н.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)