Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2015 N 11АП-17031/2014 ПО ДЕЛУ N А55-10589/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А55-10589/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Авиакор-Стандарт" - представителя Верещетиной Е.В., доверенность от 04.03.2014 года,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 по делу N А55-10589/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Авиакор-Стандарт" (ИНН 6318197342, ОГРН 1116318009048), г. Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (ИНН 6314012801, ОГРН 1026300892529), г. Самара, об оспаривании предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК Авиакор-Стандарт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", об оспаривании предписания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания инженерных систем ВДГО, уже включены в пункт N 6 (Техническое обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в размере 3,83 руб. /кв. м/месяц) сметы ежемесячных расходов на управление, техническое обслуживание, осмотр и содержание общего имущества дома (приложение N 4 договора управления), входящий, в свою очередь, в тариф 14,55 руб. По мнению госжилинспекции, предоставление услуг по техническому обслуживанию ВДГО не может быть дополнительным условием договора управления многоквартирным жилым домом как самостоятельная услуга, так как уже включена в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества дома, в том числе в соответствующие тарифы.
Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" в отзыве на апелляционную жалобу ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК Авиакор-Стандарт" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 10.12.2014 на 14.01.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК Авиакор-Стандарт" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 14.01.2015 представители Государственной жилищной инспекции Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
23.04.2014 заинтересованным лицом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя.
В ходе проверки установлено, что общество в одностороннем порядке изменило условия договора управления многоквартирным домом N 98, ТО ВДГО входит в перечень услуг, за которые установлена плата в размере 14 руб. 55 коп. за кв. м, однако в смету ежемесячных расходов на управление, техническое обслуживание и содержание общего имущества дома дополнительно включены услуги ТО ВДГО - по факту.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 23.04.2014 (л.д. 14-16).
23.04.2014 Государственным жилищным инспектором Самарской области в адрес общества вынесено Предписание N СКГ - 5266, обязывающее общество в срок до 23.06.2014 принять меры по изменению условий договора управления многоквартирным домом N 98 мкр. Крутые ключи г.о. Самара согласно действующему законодательству, исключить пункт техническое обслуживание ВДГО в виде дополнительной услуги в договоре управления многоквартирным домом N 98 мкр. Крутые ключи (л.д. 17-18).
Заявитель, полагая, что вынесенное предписание противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 98 по адресу: г. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, от 27.12.2013 установлено, что размер платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме на 1 кв. м общей площади помещения в размере 14,55 руб. на срок с 01.01.2014 по 31.12.2014; ТО ВДГО, входящего в состав общедомового имущества, вывоз снега в зимний период, вывоз крупногабаритного мусора - по факту оказания услуг согласно предложенной к рассмотрению смете (л.д. 21).
В пункте 4.1. Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 указано, что ТО ВДГО включает в себя выполнение следующих работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
б) техническое обслуживание и ремонт групповых и индивидуальных баллонных установок;
в) техническое обслуживание (в том числе сезонное) и ремонт бытового газоиспользующего оборудования;
г) аварийное обслуживание потребителей газа и проведение аварийно-восстановительных работ.
Порядок и условия заключения договора на ТО ВДГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410.
Пунктом 16 Правил пользования газом предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункту 131 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом, либо управляющей организацией.
В связи с этим по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, согласно пункту 17 Правил пользования газом в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома являются - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно Правилам поставки газа для заключения договора о поставке газа заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, к которой в том числе должна быть приложена копия договора ТО ВДГО.
При этом отсутствие договора на ТО ВДГО, согласно пункту 13 Правил поставки газа, является одним из оснований отказа от заключения договора поставки газа. Кроме того, согласно пункту 45 Правил поставки газа поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента, в том числе в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, "специализированная организация" - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности требует получения государственной лицензии.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, данная эксплуатация включает в себя выполнение на Объектах работ, перечисленных в приложении к Положению.
Перечень работ, выполнение которых при эксплуатации Объектов требует получения лицензии, указан в приложении к Положению. К таким работам, в частности, относится использование (эксплуатация) на Объектах оборудования, работающего под избыточным давлением от 1,6 градуса Цельсия и под избыточным давлением более 0,07 МПа газа (пункт 7 приложения к Положению).
Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания инженерных систем ВДГО, включены в перечень услуг и работ по содержанию общего пользования дома и прилегающей к нему территории (приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом) и смету ежемесячных расходов, за которые установлена плата в размере 14 руб. 55 коп., однако в указанную смету включены услуги по техническому обслуживанию ВДГО, входящего в состав общего имущества - по факту, поскольку работы по ТО ВДГО относятся к перечню работ, выполнение которых при эксплуатации взрывопожароопасных объектов требует получения лицензии.
В этой связи работы по ТО ВДГО, могут осуществляться только лицами, имеющими лицензию, и не могут включаться в выполняемые непосредственно силами общества работы, которые оплачиваются собственниками дома в размере 14 руб. 55 коп. за 1 кв. м площади помещения.
Таким образом, заявитель, не имея соответствующей лицензии, не вправе осуществлять деятельность, которая подлежит лицензированию.
По этой причине общество не осуществляло своими силами работы по ТО ВДГО, а привлекло на основании заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования N 24/625/13 от 01.11.2013 ООО "СВГК" -специализированную организацию, имеющую лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (N ВП-53-002338 от 14.01.2009), выданную Ростехнадзором (л.д. 68-80).
Из материалов дела следует, что работы, указанные в приложении N 2 к договору управления многоквартирным домом и смете ежемесячных расходов, не включают в себя работы по ТО ВДГО.
Стоимость ТО ВДГО рассчитывается, исходя из вида (состава) и количества единиц определенного вида газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома на основании Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8.
Согласно письму ООО "СВГК" исх. N 03-12/3915 от 17.06.2014, при расчете стоимости ТО ВДГО по Договору на ТО ВДГО общая площадь помещений многоквартирного дома не учитывалась, следовательно, невозможно применить иной нерегулируемый тариф, который не определен ФСТ России (л.д. 67).
Размер платы за ТО ВДГО по договору определяется исходя из перечня и количества внутридомового газового оборудования.
Таким образом, ТО ВДГО вправе осуществлять только специализированная организация на основании договора на ТО ВДГО, который является необходимым условием для осуществления поставки газа потребителю; порядок осуществления расчетов по договору ТО ВДГО устанавливается в соответствующем договоре на ТО ВДГО и должен соответствовать нормам, предусмотренным Правилами пользования газом, взимание платы за услуги ТО ВДГО возможно только в рамках заключенного договора ТО ВДГО.
Кроме того, включение в договор управления многоквартирного дома пунктов платы за техническое обслуживание ВДГО было волеизъявлением самих собственников помещений, принятого решением, оформленного протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.12.2013. Указанное решение не оспорено, не признано в установленном порядке недействительным. Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
Доказательств изменения ООО "Авиакор-стандарт" в одностороннем порядке условий договора управления многоквартирным домом N 98 заинтересованным лицом не представлено.
Кроме того, подтвердился довод заявителя о нарушении госжилинспекцией Административного регламента.
В соответствии с п. 66, 66.5 Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Самарской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Самарской области, утвержденного приказом государственной жилищной инспекции Самарской области от 03 апреля 2012 года N 8/12-Пр, юридическими фактами для начала осуществления административной процедуры по проведению внеплановой документарной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является поступление в инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения.
Следовательно, предметом проверки может являться проверка порядка утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения. Однако проверка самих условий договоров управления многоквартирными домами не может быть предметом документарной проверки.
Принимая во внимание, что в ходе проверки были установлены несоответствия именно условий договора, а не нарушения порядка принятия решения общего собрания собственников, порядка заключения договора управления или утверждения условий договора управления, суд первой инстанции посчитал, что требование, изложенное в оспариваемом предписании, не может быть признано правомерным.
Установленные по рассматриваемому спору обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям п. 66, 66.5 Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Самарской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Самарской области, утвержденного приказом государственной жилищной инспекции Самарской области от 03 апреля 2012 года N 8/12-Пр, п. 2 ст. 162 ЖК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным.
Доводы апелляционной жалобы о том, предоставление услуг по техническому обслуживанию ВДГО не может быть дополнительным условием договора управления многоквартирным жилым домом как самостоятельная услуга, так как уже включена в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества дома, в том числе в соответствующие тарифы, не принимаются, так как не подтверждены надлежащими доказательствами.
Ссылка госжилинспекции на то, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания инженерных систем ВДГО, уже включены в пункт N 6 (Техническое обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в размере 3,83 руб. /кв. м/месяц) сметы ежемесячных расходов на управление, техническое обслуживание, осмотр и содержание общего имущества дома (приложение N 4 договора управления), входящий, в свою очередь, в тариф 14,55 руб., несостоятельна, поскольку из приложения N 4 к договору управления (т. 1, л.д. 35) не следует, что содержание инженерных систем ВДГО включено в указанные расходы. Надлежащих доказательств, подтверждающих, что спорные работы включены в тариф, госжилинспекция не представила.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госжилинспекция не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 06 октября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу госжилинспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на госжилинспекцию, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 по делу N А55-10589/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)