Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: Бек А.В. по дов. от 21.05.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 по делу N А67-3465/2014 (судья Павлов Г.Д.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск, об оспаривании предписания N К-1001 от 23.05.2014, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Заводской массив",
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным предписания N К-1001 от 23.05.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Заводской массив" (далее - ООО "Заводской массив", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания N К-1001 от 23.05.2014 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Учебная, 50, на основании договора энергоснабжения, в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Департамент и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с ее доводами, просят оставить ее без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ООО "Заводской массив", суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан в прокуратуру Томской области по вопросу начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды и.о. заместителя начальника Департамента 28.04.2014 вынесено распоряжение N К-1001 о проведении внеплановой проверки ОАО "Томскэнергосбыт" в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 23.05.2014 N К-1001.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
23.05.2014 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N К-1001, которым заявителю предписано устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, с 01.07.2014.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Учебная, 50, осуществляется управляющей организацией ООО "Заводской массив", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 1497 от 01.01.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "Заводской массив", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 19.12.2008.
01.01.2009 между собственниками жилых помещений и ООО "Заводской массив" заключен договор управления многоквартирным домом.
01.01.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "Заводской массив" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 1497, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "Заводской массив".
16.09.2008 ООО "Заводской массив" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию по договору электроснабжения от 01.01.2007 N 1497, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям услуг по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с Потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 07.11.2011, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томскэнергосбыт" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "Заводской массив", а ОАО "Томскэнергосбыт" - как ресурсоснабжающая организация.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Учебная, 50, на основании договора энергоснабжения N 1497 от 01.01.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
Между тем, данный довод апеллянта опровергается материалами дела, а именно Приложением N 3 к договору энергоснабжения N 1497: Точки поставки электрической энергии потребителя с указанием места установки, разрешенной (установленной) мощности, категорийности объектов, в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаментом полномочий.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента N К-1001 от 23.05.2014 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Государственная пошлина в размере 1500 руб., как излишне уплаченная по платежному поручению от 01.07.2015 N 4970 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета, учитывая положения подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 по делу N А67-3465/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 01.07.2015 N 4970.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2015 N 07АП-6450/2015 ПО ДЕЛУ N А67-3465/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу N А67-3465/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: Бек А.В. по дов. от 21.05.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 по делу N А67-3465/2014 (судья Павлов Г.Д.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск, об оспаривании предписания N К-1001 от 23.05.2014, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Заводской массив",
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным предписания N К-1001 от 23.05.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Заводской массив" (далее - ООО "Заводской массив", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания N К-1001 от 23.05.2014 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Учебная, 50, на основании договора энергоснабжения, в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Департамент и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с ее доводами, просят оставить ее без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ООО "Заводской массив", суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан в прокуратуру Томской области по вопросу начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды и.о. заместителя начальника Департамента 28.04.2014 вынесено распоряжение N К-1001 о проведении внеплановой проверки ОАО "Томскэнергосбыт" в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 23.05.2014 N К-1001.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
23.05.2014 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N К-1001, которым заявителю предписано устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, с 01.07.2014.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Учебная, 50, осуществляется управляющей организацией ООО "Заводской массив", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 1497 от 01.01.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "Заводской массив", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 50, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 19.12.2008.
01.01.2009 между собственниками жилых помещений и ООО "Заводской массив" заключен договор управления многоквартирным домом.
01.01.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "Заводской массив" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 1497, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "Заводской массив".
16.09.2008 ООО "Заводской массив" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию по договору электроснабжения от 01.01.2007 N 1497, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям услуг по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с Потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 07.11.2011, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томскэнергосбыт" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "Заводской массив", а ОАО "Томскэнергосбыт" - как ресурсоснабжающая организация.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Учебная, 50, на основании договора энергоснабжения N 1497 от 01.01.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
Между тем, данный довод апеллянта опровергается материалами дела, а именно Приложением N 3 к договору энергоснабжения N 1497: Точки поставки электрической энергии потребителя с указанием места установки, разрешенной (установленной) мощности, категорийности объектов, в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Учебная, 50.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаментом полномочий.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента N К-1001 от 23.05.2014 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Государственная пошлина в размере 1500 руб., как излишне уплаченная по платежному поручению от 01.07.2015 N 4970 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета, учитывая положения подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 28.05.2015 по делу N А67-3465/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 01.07.2015 N 4970.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)