Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2015 N Ф01-1003/2015 ПО ДЕЛУ N А43-13478/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А43-13478/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 12.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Варнава строй-инвест"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-13478/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Варнава строй-инвест"

к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
о признании недействительным предписания
и
установил:

закрытое акционерное общество "Варнава строй-инвест" (далее - ЗАО "Варнава строй-инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 25.03.2014 N 515-10-123/2014.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ЗАО "Варнава строй-инвест" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, содержание и текущий ремонт жилых помещений в многоквартирном доме N 4, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Выкса, микрорайон Юбилейный, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, а выявленные в ходе проверки нарушения не были устранены Обществом в связи с отсутствием кворума при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу организации работ по ремонту подъездов дома с установлением дополнительного тарифа на указанные работы. ЗАО "Варнава строй-инвест" указывает, что им приняты все необходимые меры по соблюдению жилищного законодательства при осуществлении содержания общего имущества многоквартирного дома; собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили финансирование выполнения работ, а задолженность по выполнению работ по замене трубопроводов так и не погашена; в распоряжении Общества отсутствовали денежные средства в сумме, необходимой для выполнения работ по ремонту подъездов. Кроме того, Общество утверждает, что суды проигнорировали требование жилищного законодательства, указав на то, что для выполнения текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Представитель Инспекции в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
ЗАО "Варнава строй-инвест", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях проверки поступившей от жителей дома N 4 микрорайона Юбилейный в городе Выксе информации о неудовлетворительном техническом состоянии подъездов N 1, 2, 3, 4, 5, 6 на основании приказа заместителя руководителя от 21.03.2014 N 515-10-123/2014 уполномоченные лица ГЖИ Нижегородской области провели внеплановую выездную проверку соблюдения ЗАО "Варнава строй-инвест" обязательных требований жилищного законодательства.
В ходе проверки уполномоченный орган установил нарушение подпунктов 3.2.8, 3.2.9, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.7, 4.7.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а именно: наличие разрушения окрасочного, штукатурного и побелочного слоев стен, потолков в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (растрескивание, шелушение и отслоение окрасочных слоев стен: повсеместно наблюдаются несмываемые надписи и рисунки, подпалины от горящих спичек; побелочный слой потолка и стен утратил первоначальный белый цвет, наблюдается его разрушение в виде растрескивания, отслоения и желтых следов протечек кровли; на лестничной клетке второго этажа подъезда N 3 имеются следы пожара (четыре пятна от дыма и копоти)), нарушена периодичность текущего ремонта указанных подъездов (текущий ремонт не проводился более 5 лет); наличие частичного повреждения (отслоение) окрасочного слоя окон в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5, 6; местами отсутствует фурнитура, одно стекло двойного остекления, рамы со стеклом; внутренние и наружные поверхности остекления окон не очищены от загрязнений; наличие частичного разрушения окрасочного слоя дверных полотен тамбурных дверей в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5, 6. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.03.2014 N 515-10-123/2014.
По итогам проведенной проверки ГЖИ Нижегородской области выдала ЗАО "Варнава строй-инвест" предписание от 25.03.2014 N 515-10-123/2014, об устранении в срок до 25.05.2014 выявленных нарушений.
Не согласившись с предписанием, ЗАО "Варнава строй-инвест" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании данного документа незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктами 2, 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, статьей 5 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность предписания.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 данной статьи.
В части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Инспекция входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (пункт 3 статьи 162 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В статье 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов. В частности, установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна: производить окраску лестничных клеток улучшенными высококачественными, безводными составами, должна иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускать просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, пятен, подтеков; не допускать в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (подпункт 3.2.8); соблюдать периодичность ремонта подъездов один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (подпункт 3.2.9).
В пункте 4.7.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
В силу пункта 4.7.4 Правил N 170 окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Окраску световых фонарей с наружной и внутренней стороны следует производить через каждые пять лет. Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком. Все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения - устраняться.
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы (пункт 4.7.7 Правил N 170).
Лестничные клетки должны соответствовать пункту 4.8.14 Правил N 170, а именно должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, (далее - Правила N 491).
В пункте 2 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), технические подвалы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременно выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 29 Правил N 491 плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно договору управления многоквартирным жилым домом от 23.10.2009 N 31 Общество (управляющая компания) приняло на себя обязательства по выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N 4, расположенного по адресу: Нижегородская область город Выкса, микрорайон Юбилейный, а собственники - вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Следовательно, именно Общество как управляющая организация, получающая от жителей дома денежные средства, является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а значит, оно обязано исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере: организовывать и осуществлять такое техническое обслуживание, которое в должной мере обеспечит критерии безопасности строительных конструкций - общего имущества многоквартирного дома, то есть весь комплекс мероприятий, направленных на недопущение аварийных ситуаций в жилом доме.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии факта нарушения Обществом Правил N 170; доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности и правомерности выданного предписания об устранении Обществом, на которое возложены функции по управлению и обслуживанию многоквартирного дома, выявленных нарушений.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе на момент ее подачи составляла 3000 рублей. В связи с тем, что заявитель не доплатил 1000 рублей государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, данная сумма подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А43-13478/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Варнава строй-инвест" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Варнава строй-инвест" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)