Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства", Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ГЖИ, заинтересованное лицо), в котором просит суд признать недействительным предписание N ТАвз-8351 от 27.06.2014 года.
Определением суда от 12 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (л.д. 39).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 отменить и вынести по делу новое решение.
В материалы дела поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 28, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский.
Руководителем Государственной жилищной инспекции Самарской области принято Распоряжение "Органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" от 27 мая 2014 года N ТАвз-8351 (л.д. 18-19) на основании которого Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" проведена проверка, результаты которой оформлены Актом проверки от 27 июня 2014 года N ТАвз-8351 (л.д. 15-17).
Из указанного Акта проверки от 27 июня 2014 года следует, что в ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Самарской области внеплановой, выездной проверки было установлено, что ООО "УК N 2 ЖКХ" исполняя функции управляющей компании многоквартирным жилым домом N 28, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, осуществляется управляющей компаний без учета требований Приказа N 197 от 27.08.2012 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области".
В результате внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Государственной жилищной инспекцией Самарской области по соблюдению ООО "УК N 2 ЖКХ" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, заявителю было выдано Предписание N ТАвз-8351 от 27.06.2014 года, которым предписано в течение 3 (трех) месяцев устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
-производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 28, в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - "Правила N 354"), утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 и с учетом ограничений установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" N 197 от 27.08.2012 года (л.д. 4-5).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно информации, представленной управляющей компанией в жилищную инспекцию, в многоквартирном доме по адресу: г, Тольятти, б-р. Приморский, д. 28 установлены 3-и двухтарифные общедомовые приборы учета электроэнергии (1 счетчик - учитывает потребление населения, 1 счетчик - учитывает потребление МОП, 1 счетчик - потребление эл.энергии лифтами).
В ходе проверки Инспекция установила, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2013 года, январь, март 2014 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 28 (по кв. 16, 17, 18, 19) порядок расчета за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", однако в январе и марте 2014 года распределение между потребителями объемов коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды осуществлялось без учета ограничений, установленных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Жилищный кодекс Российской Федерации определение порядка начисления платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относит.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 36 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 29433-ВК/19.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, которые вступили в силу с 01 июня 2013 года.
Согласно указанным изменениям (пункт 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды).
Довод заявителя о необходимости региональным властям при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг прописывать состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади которых, учтены при установлении нормативов (в частности в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 27 августа 2012 года N 197), заявлен без учета Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В пункте 27 Приложения к указанным Правилам приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться основанием для признания оспариваемых предписаний недействительными.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на ОДН помимо площади, которая учтена при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги, установленных Правилами, соответственно: N 354 и N 306.
Изложенная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 года N АКПИ 13-205, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-17191/2014 от 24 февраля 2015 года.
В ходе судебного разбирательства заявителем не представлено суду соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 28, расположенном по адресу: г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 28, по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового), прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что порядок расчета, применяемый заявителем, за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, относительно указанного в оспариваемом Предписании многоквартирного жилого дома, не соответствует требованиям пунктов 40, 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197, что является нарушением установленного указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации и данным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено каких-либо нарушений со стороны Государственной жилищной инспекции Самарской области положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относительно назначения и проведения в отношении заявителя внеплановых, документарных проверок, при этом надлежащих доказательств обратного последним в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого заявителем предписания незаконным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2015 года по делу N А55-17191/2014. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2015 N 11АП-2481/2015 ПО ДЕЛУ N А55-23446/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. по делу N А55-23446/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства", Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ГЖИ, заинтересованное лицо), в котором просит суд признать недействительным предписание N ТАвз-8351 от 27.06.2014 года.
Определением суда от 12 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (л.д. 39).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 отменить и вынести по делу новое решение.
В материалы дела поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 28, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский.
Руководителем Государственной жилищной инспекции Самарской области принято Распоряжение "Органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" от 27 мая 2014 года N ТАвз-8351 (л.д. 18-19) на основании которого Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" проведена проверка, результаты которой оформлены Актом проверки от 27 июня 2014 года N ТАвз-8351 (л.д. 15-17).
Из указанного Акта проверки от 27 июня 2014 года следует, что в ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Самарской области внеплановой, выездной проверки было установлено, что ООО "УК N 2 ЖКХ" исполняя функции управляющей компании многоквартирным жилым домом N 28, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, осуществляется управляющей компаний без учета требований Приказа N 197 от 27.08.2012 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области".
В результате внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Государственной жилищной инспекцией Самарской области по соблюдению ООО "УК N 2 ЖКХ" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, заявителю было выдано Предписание N ТАвз-8351 от 27.06.2014 года, которым предписано в течение 3 (трех) месяцев устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
-производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 28, в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - "Правила N 354"), утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 и с учетом ограничений установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" N 197 от 27.08.2012 года (л.д. 4-5).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно информации, представленной управляющей компанией в жилищную инспекцию, в многоквартирном доме по адресу: г, Тольятти, б-р. Приморский, д. 28 установлены 3-и двухтарифные общедомовые приборы учета электроэнергии (1 счетчик - учитывает потребление населения, 1 счетчик - учитывает потребление МОП, 1 счетчик - потребление эл.энергии лифтами).
В ходе проверки Инспекция установила, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2013 года, январь, март 2014 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 28 (по кв. 16, 17, 18, 19) порядок расчета за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", однако в январе и марте 2014 года распределение между потребителями объемов коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды осуществлялось без учета ограничений, установленных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Жилищный кодекс Российской Федерации определение порядка начисления платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относит.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 36 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 29433-ВК/19.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, которые вступили в силу с 01 июня 2013 года.
Согласно указанным изменениям (пункт 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды).
Довод заявителя о необходимости региональным властям при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг прописывать состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади которых, учтены при установлении нормативов (в частности в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 27 августа 2012 года N 197), заявлен без учета Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В пункте 27 Приложения к указанным Правилам приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться основанием для признания оспариваемых предписаний недействительными.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на ОДН помимо площади, которая учтена при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги, установленных Правилами, соответственно: N 354 и N 306.
Изложенная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 года N АКПИ 13-205, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-17191/2014 от 24 февраля 2015 года.
В ходе судебного разбирательства заявителем не представлено суду соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 28, расположенном по адресу: г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 28, по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового), прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что порядок расчета, применяемый заявителем, за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, относительно указанного в оспариваемом Предписании многоквартирного жилого дома, не соответствует требованиям пунктов 40, 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197, что является нарушением установленного указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации и данным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено каких-либо нарушений со стороны Государственной жилищной инспекции Самарской области положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относительно назначения и проведения в отношении заявителя внеплановых, документарных проверок, при этом надлежащих доказательств обратного последним в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого заявителем предписания незаконным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2015 года по делу N А55-17191/2014. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 января 2015 года по делу N А55-23446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)