Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ нарушает права граждан на реализацию права на безопасное жилье.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лебедев Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 августа 2015 г. апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. по делу по заявлению С.Э. <данные изъяты> об оспаривании отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в создании межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома на предмет его непригодности (пригодности) для проживания,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения С.Э.,
установила:
С.Э. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в создании межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 28 января 2006 г. N 47. Ссылался на то, что он зарегистрирован и проживает в указанном доме, принадлежащим на праве собственности его супруге С.О., в начале 2012 года жилой дом стал непригодным для проживания и он с семьей вынужден проживать у знакомых. Просил обязать заинтересованное лицо создать межведомственную комиссию по оценке соответствия жилого помещения.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением суда, администрация городского округа Домодедово Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что С.Э. не является собственником жилого помещения, не указывает какой отказ оспаривает и не ясно какой отказ признан судом незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Делегируя данные полномочия, Правительство Российской Федерации 28 января 2006 г. приняло Постановление N 47, которым утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), согласно которому его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Положением установлено, что жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 5); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8).
Названным Положением предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения (пункт 42); по результатам работы комиссия принимает одно из соответствующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям (пункт 47).
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что администрация городского округа Домодедово создала препятствия к осуществлению прав и свобод С.Э., зарегистрированного по месту жительства в доме, находящемся по указанному выше адресу. Межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником жилого помещения или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с пунктом 47 Положения, нарушает права заявителя, поскольку он в отсутствие соответствующего решения не имеет возможности выбора способа защиты своих жилищных прав в дальнейшем.
Вывод суда соответствует действующему законодательству, регулирующего спорное правоотношение.
Поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, то суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ администрации по созданию межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома пригодности либо непригодности.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся собственности у граждан, является правом администрации, а не обязанностью необоснован, поскольку в соответствии с названным выше Положением вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Ссылка администрации в апелляционной жалобе на то, что в суд обратился не собственник жилого дома, не имеет правового значения. Как усматривается из материалов дела, С.Э. и его супруга неоднократно обращались в администрацию с заявлениями о создании межведомственной комиссии. В письменном ответе от 26 декабря 2014 г. N <данные изъяты> администрация сообщила С.Э., что по данному вопросу ему ранее были направлены ответы, следовательно, данный отказ он имел право оспорить в суде.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-18203/2015
Требование: Об оспаривании отказа в создании межведомственной комиссии по оценке жилого дома на предмет его непригодности для проживания.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ нарушает права граждан на реализацию права на безопасное жилье.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. по делу N 33-18203/2015
Судья: Лебедев Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 августа 2015 г. апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. по делу по заявлению С.Э. <данные изъяты> об оспаривании отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в создании межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома на предмет его непригодности (пригодности) для проживания,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения С.Э.,
установила:
С.Э. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в создании межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 28 января 2006 г. N 47. Ссылался на то, что он зарегистрирован и проживает в указанном доме, принадлежащим на праве собственности его супруге С.О., в начале 2012 года жилой дом стал непригодным для проживания и он с семьей вынужден проживать у знакомых. Просил обязать заинтересованное лицо создать межведомственную комиссию по оценке соответствия жилого помещения.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением суда, администрация городского округа Домодедово Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что С.Э. не является собственником жилого помещения, не указывает какой отказ оспаривает и не ясно какой отказ признан судом незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Делегируя данные полномочия, Правительство Российской Федерации 28 января 2006 г. приняло Постановление N 47, которым утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), согласно которому его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Положением установлено, что жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 5); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8).
Названным Положением предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения (пункт 42); по результатам работы комиссия принимает одно из соответствующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям (пункт 47).
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что администрация городского округа Домодедово создала препятствия к осуществлению прав и свобод С.Э., зарегистрированного по месту жительства в доме, находящемся по указанному выше адресу. Межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником жилого помещения или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с пунктом 47 Положения, нарушает права заявителя, поскольку он в отсутствие соответствующего решения не имеет возможности выбора способа защиты своих жилищных прав в дальнейшем.
Вывод суда соответствует действующему законодательству, регулирующего спорное правоотношение.
Поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, то суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ администрации по созданию межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого дома пригодности либо непригодности.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся собственности у граждан, является правом администрации, а не обязанностью необоснован, поскольку в соответствии с названным выше Положением вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Ссылка администрации в апелляционной жалобе на то, что в суд обратился не собственник жилого дома, не имеет правового значения. Как усматривается из материалов дела, С.Э. и его супруга неоднократно обращались в администрацию с заявлениями о создании межведомственной комиссии. В письменном ответе от 26 декабря 2014 г. N <данные изъяты> администрация сообщила С.Э., что по данному вопросу ему ранее были направлены ответы, следовательно, данный отказ он имел право оспорить в суде.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)