Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2015 N 07АП-2931/2015 ПО ДЕЛУ N А67-5698/2014

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2015 г. по делу N А67-5698/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Макагон Е.Б. на основании протокола общего собрания от 13.01.2011 года
от заинтересованного лица: Потемника О.В. по доверенности от 12.01.2015 года (сроком до 31.12.2015 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Комфорт Быт Сервис"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 12.02.2015 года по делу N А67-5698/2014 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Комфорт Быт Сервис" (ИНН 7017277363, ОГРН 1117017001045; 634006, г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, д. 5 кв. 21)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436; 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 55),
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 и незаконным бездействия по невозврату документов и государственной пошлины,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Комфорт Быт Сервис" (далее по тексту - ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту - Инспекция, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 года и незаконным бездействия по невозврату документов и государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12 февраля 2015 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования, поскольку в рассматриваемом случае у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, поскольку решение об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям действующего законодательства, основания для возврата представленных на государственную регистрацию документов и уплаченной государственной пошлины у регистрирующего органа отсутствовали.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал ранее заявленное ходатайство об освобождении Общества от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис"; ходатайства о принятии дополнительных доказательств по делу и о приостановлении производства по данному делу не поддержал.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 12 февраля 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.05.2014 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением заинтересованного лица от 29.05.2014 года заявителю отказано в государственной регистрации на основании подпунктов "а, з" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией от 29.05.2014 года соответствует требованиям Закона N 129-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулирует Законом N 129-ФЗ.
Согласно положениям статьи 63 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61 - 64 ГК РФ) во взаимосвязи с положениями главы 7 Закона N 129-ФЗ установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом (статья 23 Закона N 129-ФЗ).
Из анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию юридического лица в связи с ликвидацией ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" представлены следующие документы: заявление о ликвидации (по решению учредителя или иного органа); протокол общего собрания учредителей ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис"; документ об уплате государственной пошлины; справка из Пенсионного фонда РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; бухгалтерская отчетность (ликвидационный баланс).
В свою очередь, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 года вынесено в связи с отсутствием среди представленных для регистрации документов:
- - документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ 01.04.1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с честью 4 статьи 9 Федерального закона N 56-ФЗ от 30.04.2008 года "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пепсин и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
- - ликвидационного баланса (Общество имеет задолженность).
Как следует из материалов дела, представленная Обществом справка из Пенсионного фонда РФ (о представлении предусмотренных федеральными законами N 27-ФЗ от 01.04.1996 года и N 56-ФЗ от 30.04.2008 года сведений) датирована 12.03.2014 года.
В подпункте "г" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ответа Пенсионного фонда РФ Обществом на дату проведения проверки 23.05.2014 года вышеуказанные сведения не представлялись.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства представления Обществом в Пенсионный фонд сведений за первый квартал 2014 года (заявление о ликвидации от 22.05.2014 года).
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент составления ликвидационного баланса у ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" имелась задолженность по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 600 рублей.
Так, на основании решения N 24-35/8907 от 30.05.2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 400 рублей за непредставление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 12 месяцев 2012 года, в срок, установленный пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 года N 120-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Для уплаты данной суммы штрафа заявителю направлено 05.06.2013 года требование N 11352 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2013 года.
Указанное требование вручено адресату 07.06.2013 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым реестром на отправку корреспонденции.
Сумма штрафа частично (в размере 200 руб.) оплачена 14.05.2014 года. Оставшаяся сумма задолженности по штрафу в размере 200 руб. до настоящего времени не уплачена.
На основании решения N 24-35/24041 от 15.10.2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 400 рублей за непредставление в установленный пунктом 2 статьи 80 НК РФ срок единой (упрощенной) налоговой декларации за первый кварки 2013 года.
Для уплаты данной суммы штрафа заявителю направлено 10.12.2013 года требование N 17922 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.12.2013 года, которое вручено адресату 12.12.2013 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым реестром на отправку корреспонденции. Сумма штрафа до настоящего времени не оплачена.
Таким образом, Обществом знало о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет, но не отразило эту задолженность в ликвидационном балансе.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Следовательно, представление Обществом ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения об отсутствии кредиторской задолженности, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Апелляционная инстанция отмечает, что составление ликвидационного баланса при наличии не погашенной задолженности свидетельствует о нарушении Обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса РФ, так как ликвидационный баланс не является достоверным, поэтому регистрирующий орган правомерно отказал в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Довод заявителя об отсутствии оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности в связи с освобождением от административной ответственности ликвидатора (руководителя) Общества Макагон Е.Б., не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пункту 4 статьи 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Таким образом, факт привлечения руководителя заявителя к административной ответственности (отказа в привлечении в связи с малозначительностью) не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения юридического лица - ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" к налоговой ответственности за те же нарушения.
Доводы Общества о незаконности решений налогового органа о привлечении Общества к налоговой ответственности, требований об уплате штрафов, не принимаются во внимание апелляционной инстанцией, поскольку указанные выше решения и требования в судебном порядке оспорены не были. Кроме того, данные ненормативные акты налогового органа не являются предметом спора, в связи с чем возражения заявителя в указанной части рассмотрению не подлежат.
Довод заявителя о том, что бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате документов, представленных на государственную регистрацию и уплаченной в связи с этим государственной пошлины, является незаконным, не принимается судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина - сбор, взымаемый с лица, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень случаев, при которых уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью.
Ни к одному из вышеперечисленных случаев возврата госпошлины не относится вынесение решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Учитывая, что заявление Общества о государственной регистрации юридического лица Инспекцией рассмотрено (до совершения юридически значимого действия отказ не поступал), по результатам рассмотрения заявления вынесено решение, в связи с чем, нет оснований для возврата заявителю госпошлины уплаченной при обращении в Инспекцию.
Как было указано выше, порядок действий регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона N 129-ФЗ, согласно которой регистрирующий орган обязан принять в установленный срок решение об отказе в государственной регистрации и выдать его заявителю.
В случае отказа в государственной регистрации возврат документов, представленных заявителем в регистрирующий орган при обращении за государственной регистрацией юридического лица, Законом N 129-ФЗ не предусмотрен.
В связи с чем, у Инспекции отсутствовали основания для возврата документов, представленных ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" при обращении за государственной регистрацией юридического лица при ликвидации после вынесения решения об отказе в государственной регистрации. Обратного апеллянтом не доказано.
Таким образом, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем решение и бездействие регистрирующего органа не противоречит положениям действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя и оценив приложенные к нему доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, считает возможным его удовлетворить, освободить ООО ЖСК "Комфорт Быт Сервис" от уплаты госпошлины по апелляционной жалобе на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 12 февраля 2015 года по делу N А67-5698/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)