Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N А82-6051/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N А82-6051/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.06.2014 по делу N А82-6051/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ОГРН 1077604029590, ИНН 7604119315)
к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (ОГРН 1057600606612, ИНН 7604077295)
о признании недействительным предписания от 31.01.2014 N 139-09-2/1,

установил:

открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (Общество, Управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - инспекция, ответчик) от 31.01.2014 N 139-09-2/1 (далее по тексту - Предписание).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.06.2014 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Общество считает, что лицом, обязанным привести помещение чердака в надлежащее состояние, является собственник квартиры N 12, указывает, что данные обстоятельства установлены заочным решением Кировского районного суда города Ярославля от 04.07.2014 по делу N 2-2706/2014.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным.
Более подробно доводы заявителя и ответчика изложены в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Инспекция направила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 24.01.2014 в инспекцию поступило обращение гражданки Епишиной В.Д., проживающей в квартире N 2 дома N 12 по ул. Ушинского в г. Ярославле о проведении ремонтных работ в квартире N 12 и на чердаке дома, в ходе которых демонтированы стены и перегородки, потолок, стропила крыши.
Приказом руководителя инспекции от 30.01.2014 N 09-163 назначена внеплановая выездная проверка в отношении заявителя, так как жилой дом по адресу: г. Ярославль, ул. Ушинского, 12 находится под управлением Общества.
Собственниками помещений вышеуказанного дома с заявителем заключен договор N 3-112 от 29.12.2007 на управление многоквартирным домом (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора Управляющая компания на основании решения общего собрания собственников приняла на себя полномочия по управлению домом за счет средств собственников в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в доме жилищных и коммунальных услуг, благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества.
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора Общество обязалось обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений в доме услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества (приложения 2, 3) Приложением N 3 к указанному договору определены перечень и периодичность работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
В ходе проверки установлен демонтаж (частично) чердачного перекрытия площадью 2 х 3 м над квартирой N 12 (подъезд 2), наличие строительных материалов, строительного и бытового мусора в помещении чердака, чем частично ограничен доступ к трубопроводам отопления, что является нарушением пунктов 4.3.1, 4.3.3, 3.3.1, 3.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170.
Инспекцией в адрес заявителя выдано предписание от 31.01.2014 N 139-09-2/1, в соответствии с которым Управляющая компания обязана в срок до 28.04.2014 произвести ремонтные работы по восстановлению чердачного перекрытия и провести очистку помещения чердака от строительных материалов и мусора.
Считая Предписание незаконным, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующими требованиями.
Арбитражный суд при принятии решения об отказе в удовлетворении требований заявителя руководствовался тем, что оспариваемое предписание является законным, поскольку Общество как компания, осуществляющая техническое обслуживание дома, обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество дома, в том числе чердачные помещения, а также производить его ремонт, обеспечивая безопасные условия проживания граждан. Вопрос о том, за чей счет должны быть выполнены работы, не подлежит рассмотрению судом в рамках настоящего дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая плату за содержание дома, обязана соблюдать положения действующего законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать в процессе управления, обслуживания и ремонта общего имущества, закреплены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества входят, в том числе, чердаки, а также ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с разделом II "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда" Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Пунктом 3.3.1 Правил N 170 предусмотрена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения. В силу пункта 3.3.4 Правил N 170 чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении (пункт 3.3.5 Правил N 170).
В силу пункта 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.3.3 Правил N 170 усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность по обеспечению исправного состояния конструкций чердачного помещения.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами организаций по обслуживанию жилищного фонда, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу N 6464/10 от 29.09.2010 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из анализа вышеизложенных норм права, а также условий договора от 25.12.2007 суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Общество, как организация, осуществляющая техническое обслуживание дома, обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество дома, в том числе, чердачные помещения, перекрытия; при обнаружении деформаций перекрытий принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения; не допускать захламления чердачных помещений строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Таким образом, Инспекция по результатам проверки правомерно выдала Обществу предписание, обязывающее его устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано Инспекцией в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля, не нарушает права и законные интересы Общества.
Доводам заявителя жалобы об обращении Управляющей компании в суд с иском к собственникам квартиры N 12 о понуждении к приведению помещения чердака в первоначальное состояние дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции в оспариваемом судебном акте. Как правильно указал суд, такое обращение является одним из способов устранения Обществом выявленных нарушений. То обстоятельство, что на момент обращения с апелляционной жалобой Кировским районным судом г. Ярославля вынесено решение от 04.07.2014 по иску Управляющей компании об удовлетворении ее требований к одному из собственников квартиры N 12, не имеет правового значения для результатов рассмотрения данного дела, поскольку не снимает с Общества обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что данные о вступлении решения суда от 04.07.2014 отсутствуют.
Ссылка Управляющей компании на положения договора управления многоквартирным домом от 25.12.2007 (пункты 2.4.3, 2.4.4), согласно которым установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме соблюдать интересы других собственников, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обязанность устранять за свой счет ущерб, нанесенный общему имуществу, если их вина установлена, отклоняется судом. Данные положения договора не освобождают Управляющую компанию от возложенной законом обязанности по содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе в части устранения повреждений, причиненных действиями собственников помещений.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.06.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.06.2014 по делу N А82-6051/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.М.ОЛЬКОВА

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Г.Г.БУТОРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)