Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2015 N 18АП-11613/2015 ПО ДЕЛУ N А76-13049/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. N 18АП-11613/2015

Дело N А76-13049/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 августа 2015 года по делу N А76-13049/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" - Кузнецов В.А. (паспорт, доверенность от 22.07.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" (далее - заявитель, ООО "Галс ЛТД", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, администрация, Администрация г. Челябинска) о признании незаконным отказа о внесении изменений в градостроительный план земельного участка N RU74315000-0000000004715 и обязании совершить действия.
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ, управление).
Решением суда от 11 августа 2015 года (резолютивная часть объявлена 04 августа 2015 года) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество указало, что в графе 2.2.3 градостроительного плана (далее - градплан) должен отражаться законно принятый показатель, который в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 (далее - Правила) и "Свод правил. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 N 820 (далее - СП 42.13330.2011, Свод правил) составляет максимальный коэффициент застройки - 0,4, в условиях реконструкции - 0,6.
Заявитель считает, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что само по себе указание незаконного индивидуального показателя коэффициента застройки в границах земельного участка г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, в подп. 2.2.3. градплана не должно мешать внесению иных требуемых показателей. В графической части градплана отражен только существующий объект капитального строительства и не определены минимальные отступы от границ земельного участка, что свидетельствует о несоответствии градплана нормам ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
Заинтересованное и третье лица отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - администрация и управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения явившегося представителя заявителя, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного и третьего лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.09.2014 обществом подано заявление в адрес Главы Администрации г. Челябинска на подготовку, утверждение и выдачу градплана земельного участка по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, площадью 2 365 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0322003:10, для реконструкции существующего объекта (т. 1, л.д. 9).
Распоряжением администрации от 08.12.2014 N 8401 утвержден градплан земельного участка N RU 74315000-0000000004715 (т. 1, л.д. 11-21).
Согласно п. 2.2.3. градплана земельного участка N RU 74315000-0000000004715 "Максимальный процент застройки (существующее здание) в границах земельного участка - 37,7%".
Посчитав, что установление в градплане земельного участка показателя "Максимальный процент застройки в границах земельного участка в размере 37,7%" противоречит положению СП 42.13330.2011, общество 26.01.2015 обратилось с жалобой на имя главы администрации (т. 1, л.д. 10).
Письмом от 24.02.2015 N 10-611/15-0-1 администрация отказала в приведении коэффициента застройки земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10 в соответствие с нормативными документами (т. 1, л.д. 12).
Не согласившись со сведениями, внесенными в вышеуказанный градплан земельного участка, с отказом во внесении в него изменений, ООО "Галс ЛТД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законодательству Российской Федерации не противоречит указание администрации в п. 2.2.3. градплана N RU 74315000-0000000004715 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10, по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" - 37,7%".
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Для признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу с ч. 3 ст. 36 Кодекса действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Частью 6 ст. 30 Кодекса предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 2).
На основании п. 4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В силу со ст. 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно с ч. 1, 2 ст. 44 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для строительства объекта, требуется подготовка градостроительного плана, которая осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
На основании ч. 3 ст. 44 ГрК РФ градостроительный план представляет собой план земельного участка в составе которого указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, ч. 3 ст. 44 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
В силу ч. 5 ст. 44 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время такая форма утверждена приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 N 207 (далее - Приказ N 207).
Согласно ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (ч. 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).
Таким образом, согласно со ст. 44 ГрК РФ и Приказом N 207 подготовка градостроительного плана должна осуществляться в виде единого документа, по специально установленной форме.
В силу с п. 1 типовой формы, в состав градостроительного плана включается чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.
Согласно п. 2.2 формы градплана земельного участка предусматривает отражение следующей информации: "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства".
Пункт 2.2 формы градплана земельного участка, обеспечивая соблюдение требований данной нормы, вводит строки для заполнения указанных в ней сведений для соответствующей категории земельных участков и, следовательно, не может ей противоречить (решение Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 N АКПИ 12-290).
Применительно к п. 2.2 формы градплана земельного участка сделана ссылка на то, что данный пункт заполняется на земельные участки, на которые распространяется действие градостроительного регламента.
В силу с п. 2.2.3 указанной типовой формы градплана земельного участка для земельных участков, на которые действие градостроительного регламента распространяется, обязательным является указание, в числе прочего, максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Из дела следует, что в силу п. 2.2.3. градплана N RU 74315000-0000000004715 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10, по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, площадью 2 365 кв. м, "Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 37,7%", тогда как, по мнению общества, в соответствии с СП 42.13330.2011 следовало указать коэффициент застройки при реконструкции - 0,6.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Размеры и параметры, в том числе: и минимальные отступы от границ земельных участков, устанавливаются в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п. 3 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ).
Согласно ст. 42 - 43 Кодекса допустимые параметры объектов градостроительной деятельности для нового строительства или реконструкции существующих или реконструкции существующих должны быть определены и обоснованы документацией по планировке территории (проектом планировки и межевания).
На основании подп. 1 п. 7 Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 N 21/2, ГУАиГ обеспечивает подготовку градостроительного плана земельного участка на основании документации по планировке территории.
Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" (ч. 3. Градостроительные регламенты (приложение 3).
Так, согласно градостроительным регламентам (ч. 3 Правил), спорный земельный участок соответствует территориальной зоне В.2.2. "Жилая территориальная зона (зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше)".
В таблице "Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" указаны все необходимые параметры для занесения в градостроительный план земельного участка, в том числе и максимальный коэффициент застройки - 0,4, в условиях реконструкции - 0,6.
Согласно п. 5 ст. 3 Правил, они обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории города Челябинска.
Из содержания указанных норм следует, что градостроительный регламент устанавливает предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства"; указаны, в том числе: и максимальный коэффициент застройки, то есть тот максимум, который может установить орган местного самоуправления при утверждении и выдаче застройщику градостроительного плана земельного участка. Каких-либо ограничений по установлению минимального коэффициента застройки законодательством не предусмотрено.
СП 42.13330.2011; актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, введенный в действие 20.05.2011.
В силу п. 1.1 Свода правил настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Таблицей Г 1 установлен коэффициент застройки земельных участков территориальной зоны, где предусмотрена застройка многоквартирными жилыми домами, в пределах - 0,4, а при реконструкции - 0,6.
Данные показатели коэффициента застройки земельных участков, также являются максимально допустимыми.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указание администрации в п. 2.2.3. градплана N RU 74315000-0000000004715 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10, по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" - 37,7% (менее максимального коэффициента застройки земельного участка, предусмотренного положениями Правил N 207 и СП 42.13330.2011), само по себе не противоречит законодательству Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что в Приложении Г указанного свода правил предусмотрено, что в региональных, местных градостроительных нормативах и правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка, число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт) (Г.2).
Из дела видно, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, входит в состав проекта планировки с межеванием территории в границах улиц: Новороссийская - Л. Чайкиной - Масленникова - Машиностроителей, утвержденного постановлением главы города Челябинска от 07.08.2008 N 199-п (т. 1, л.д. 48).
Согласно указанному проекту планировки площадь застройки здания на земельном участке по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9А, составляет 750 кв. м, что по отношению к спорному земельному участку (площадь земельного участка 2 365 кв. м) составляет 31,7%.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для изменения площади застройки спорного земельного участка необходимо внести изменения в документацию по планировке и межеванию территории в границах улиц: Новороссийская, Чайкиной, Масленникова, Машиностроителей, в Ленинском районе города Челябинска (с необходимостью проведения публичных слушаний по данному вопросу).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Всем доводам и возражениям сторон дана надлежащая правовая оценка, в том числе и тем, которые заявлены обществом в апелляционной жалобе. Поэтому ссылка заявителя на то, что судом не дана оценка всем обстоятельствам дела, опровергается материалами дела.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы ООО "Галс ЛТД" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 августа 2015 года по делу N А76-13049/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)