Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6118/2015) общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 (судья Агеев А.Х.) по иску Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038) к обществу с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1028600613942, ИНН 8602148520) о взыскании 10 194 690 руб. 91 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Уют" - представитель Тосунов М.М. по доверенности N 3 от 23.06.2015 сроком действия до 31.12.2015,
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - представитель Лещева М.А. по доверенности N 220-07 от 16.10.2014 сроком действия 3 года,
установил:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее по тексту - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уют" (далее по тексту - ООО "Уют", ответчик) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в сумме 10 194 690 руб. 93 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) мотивированы неисполнением ответчиком денежных обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "Уют" в пользу СГМУП "ГТС" взыскано 10 194 690 руб. 93 коп. задолженности, а также 73 973 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В случае неисполнения решения суда с ООО "Уют" в пользу СГМУП "ГТС" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25% годовых, начисляемые на взыскиваемую настоящим решением суда денежную сумму в размере 10 268 663 руб. 91 коп., начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Возражая против принятого судом решения, ООО "Уют" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что вывод суда о том, что оборудование общедомовыми приборами учета относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и поэтому бремя расходов по приобретению и установке общедомовых приборов учета несет ответчик, неправомерен, так как управляющая организация не вправе производить капитальный ремонт по собственному решению. В таком случае ответчик считает, что ООО "Уют" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно собственники обязаны нести расходы на установку приборов учета. По мнению ответчика, управляющая компания может являться обязанным лицом по несению расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также если с управляющей компанией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты, однако, соответствующих доказательств не представлено.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Уют" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель СГМУП "ГТС" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно протоколам от 07.12.2006, от 09.12.2006, от 26.12.2006, от 21.03.2008 общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2, управляющей организацией в них избрано ООО "Уют".
На основании решения ООО "Уют" от 07.11.2012 N 10 в управление ответчика в порядке правопреемства ООО "УК РЭУ" перешли многоквартирные дома по ул. Лермонтова, д. 2, 4, 12; ул. Островского, 17, 21, 21/1, 29.
Между СГМУП "ГТС" (теплоснабжающая организация) и ООО "Уют" (потребитель) заключен договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.01.2013 N 937, по условиям которого для ресурсоснабжающей организации является поставка коммунальных ресурсов тепловой энергии и горячей воды исполнителю через присоединенные сети тепловодоснабжения от сети ресурсоснабжающей организации до границы эксплуатационной ответственности. Предметом для исполнителя является покупка коммунальных ресурсов тепловой энергии и горячей воды и организация коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения через присоединенные внутридомовые сети собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов, в отношении которых исполнитель осуществляет функции управления и (или) обслуживания.
Между Администрацией города Сургута и СГМУП "ГТС" заключено соглашение о предоставлении субсидии от 19.12.2013 N 187, по условиям которого администрация города Сургут предоставляет субсидию на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах в части жилых и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью получателю субсидии, а получатель субсидии обязуется использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
В соответствии с приложением N 1 к соглашению размер субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, составляет 262 007 руб. 09 коп.
Факт исполнения истцом обязательств по установке приборов учета горячей воды и тепловой энергии и принятие их ответчиком подтверждается представленными в дело актами приема-сдачи выполненных работ, подписанными представителями сторон и скрепленными печатями организаций. Для оплаты выставлены счета-фактуры.
Поскольку ответчиком не исполнены обязательства по оплате услуг, связанных с установкой приборов учета на сумму 10 194 690 руб. 93 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования СГМУП "ГТС" являются обоснованными и правильно удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 44 ЖК РФ).
Как указывалось выше, собранием собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2, принято решение об управлении многоквартирными домами ООО "Уют".
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2016 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 01.01.2016 (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Закона Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Закона обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее по тексту - Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды.
Пункт 11 Правил N 491 устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6 Приложения N 8 "Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда" к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы: оборудование общедомовыми приборами учета относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; организация работ по капитальному ремонту дома (в том числе, оборудование его общедомовыми приборами учета) входит в обязанности управляющей компании, если собственники выбрали такой способ управления (управляющей организацией); управляющая компания не вправе уклоняться от оборудования многоквартирного дома, находящегося в ее управлении, общедомовыми приборами учета.
Таким образом, ответчик не имел права уклониться от оборудования спорных многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
При этом, источником покрытия расходов на установку приборов учета являются в конечном итоге средства собственников помещений в жилом доме.
Однако, приведенные выше нормы не содержат норм, в соответствии с которыми организация, оборудовавшая жилой дом общедомовыми приборами учета, должна взыскивать эти средства непосредственно с собственников, игнорируя выбранный ими способ управления и избранную управляющую организацию, самостоятельно определяя актуальный состав собственников и долю расходов, приходящуюся на каждого из них. Такой вариант допустим только при непосредственном способе управления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
Указанные выводы согласуются с многочисленной судебной практикой по аналогичным спорам (в частности, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2014 по делу N А57-4142/2013, Арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2015 по делу N А14-11197/2013, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015 по делу N А27-11575/2014, определение Верховного Суда РФ от 29.05.2015 N 310-ЭС15-2721 по делу N А23-1450/2014).
В данном случае, как следует из материалов дела, истец в период с июня по ноябрь 2013 года установил общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2.
Доводы ООО "Уют" о том, что управляющая компания может являться обязанным лицом по несению расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Из систематического толкования норм права, содержащихся в статьях 154, 156 ЖК РФ и пункте 31 Правил N 491, следует, что размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (текущий и капитальный), устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме с учетом предложений управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ.
При этом в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании не принималось, такой размер устанавливается соответствующим органом местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы администрацией города Сургута вынесено постановление от 07.04.2015 N 2361 "Об установлении размеров платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов", которым определен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Согласно данному постановлению для установления размера платы в конкретном многоквартирном доме вправе обратиться управляющая многоквартирным домом организация с предоставлением перечня документов с указанием рекомендуемого для рассмотрения собственниками помещений на их общих собраниях перечня и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения. На основании такого обращения управляющей организации орган местного самоуправления подготавливает проект муниципального правового акта об установлении размера платы и утверждает его.
Соответствующих действий по установлению размера платы для конкретного многоквартирного дома с учетом расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды ООО "Уют" не произвело.
Доводы ООО "Уют" в данной части являются необоснованными и не принимаются судом апелляционной инстанции.
Отсутствие заключенного между ООО "Уют" и СГМУП "ГТС" договора на установку приборов учета энергетических ресурсов не исключает обязанности управляющей организации по несению соответствующих расходов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования СГМУП "ГТС" правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "Уют" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2015 N 08АП-6118/2015 ПО ДЕЛУ N А75-316/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N 08АП-6118/2015
Дело N А75-316/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6118/2015) общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 (судья Агеев А.Х.) по иску Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038) к обществу с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1028600613942, ИНН 8602148520) о взыскании 10 194 690 руб. 91 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Уют" - представитель Тосунов М.М. по доверенности N 3 от 23.06.2015 сроком действия до 31.12.2015,
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - представитель Лещева М.А. по доверенности N 220-07 от 16.10.2014 сроком действия 3 года,
установил:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее по тексту - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уют" (далее по тексту - ООО "Уют", ответчик) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в сумме 10 194 690 руб. 93 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) мотивированы неисполнением ответчиком денежных обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "Уют" в пользу СГМУП "ГТС" взыскано 10 194 690 руб. 93 коп. задолженности, а также 73 973 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В случае неисполнения решения суда с ООО "Уют" в пользу СГМУП "ГТС" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25% годовых, начисляемые на взыскиваемую настоящим решением суда денежную сумму в размере 10 268 663 руб. 91 коп., начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Возражая против принятого судом решения, ООО "Уют" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что вывод суда о том, что оборудование общедомовыми приборами учета относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и поэтому бремя расходов по приобретению и установке общедомовых приборов учета несет ответчик, неправомерен, так как управляющая организация не вправе производить капитальный ремонт по собственному решению. В таком случае ответчик считает, что ООО "Уют" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно собственники обязаны нести расходы на установку приборов учета. По мнению ответчика, управляющая компания может являться обязанным лицом по несению расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также если с управляющей компанией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты, однако, соответствующих доказательств не представлено.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Уют" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель СГМУП "ГТС" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно протоколам от 07.12.2006, от 09.12.2006, от 26.12.2006, от 21.03.2008 общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2, управляющей организацией в них избрано ООО "Уют".
На основании решения ООО "Уют" от 07.11.2012 N 10 в управление ответчика в порядке правопреемства ООО "УК РЭУ" перешли многоквартирные дома по ул. Лермонтова, д. 2, 4, 12; ул. Островского, 17, 21, 21/1, 29.
Между СГМУП "ГТС" (теплоснабжающая организация) и ООО "Уют" (потребитель) заключен договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.01.2013 N 937, по условиям которого для ресурсоснабжающей организации является поставка коммунальных ресурсов тепловой энергии и горячей воды исполнителю через присоединенные сети тепловодоснабжения от сети ресурсоснабжающей организации до границы эксплуатационной ответственности. Предметом для исполнителя является покупка коммунальных ресурсов тепловой энергии и горячей воды и организация коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения через присоединенные внутридомовые сети собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов, в отношении которых исполнитель осуществляет функции управления и (или) обслуживания.
Между Администрацией города Сургута и СГМУП "ГТС" заключено соглашение о предоставлении субсидии от 19.12.2013 N 187, по условиям которого администрация города Сургут предоставляет субсидию на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах в части жилых и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью получателю субсидии, а получатель субсидии обязуется использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
В соответствии с приложением N 1 к соглашению размер субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, составляет 262 007 руб. 09 коп.
Факт исполнения истцом обязательств по установке приборов учета горячей воды и тепловой энергии и принятие их ответчиком подтверждается представленными в дело актами приема-сдачи выполненных работ, подписанными представителями сторон и скрепленными печатями организаций. Для оплаты выставлены счета-фактуры.
Поскольку ответчиком не исполнены обязательства по оплате услуг, связанных с установкой приборов учета на сумму 10 194 690 руб. 93 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования СГМУП "ГТС" являются обоснованными и правильно удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 44 ЖК РФ).
Как указывалось выше, собранием собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2, принято решение об управлении многоквартирными домами ООО "Уют".
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2016 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 01.01.2016 (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Закона Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Закона обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее по тексту - Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды.
Пункт 11 Правил N 491 устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6 Приложения N 8 "Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда" к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы: оборудование общедомовыми приборами учета относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; организация работ по капитальному ремонту дома (в том числе, оборудование его общедомовыми приборами учета) входит в обязанности управляющей компании, если собственники выбрали такой способ управления (управляющей организацией); управляющая компания не вправе уклоняться от оборудования многоквартирного дома, находящегося в ее управлении, общедомовыми приборами учета.
Таким образом, ответчик не имел права уклониться от оборудования спорных многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
При этом, источником покрытия расходов на установку приборов учета являются в конечном итоге средства собственников помещений в жилом доме.
Однако, приведенные выше нормы не содержат норм, в соответствии с которыми организация, оборудовавшая жилой дом общедомовыми приборами учета, должна взыскивать эти средства непосредственно с собственников, игнорируя выбранный ими способ управления и избранную управляющую организацию, самостоятельно определяя актуальный состав собственников и долю расходов, приходящуюся на каждого из них. Такой вариант допустим только при непосредственном способе управления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
Указанные выводы согласуются с многочисленной судебной практикой по аналогичным спорам (в частности, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2014 по делу N А57-4142/2013, Арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2015 по делу N А14-11197/2013, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015 по делу N А27-11575/2014, определение Верховного Суда РФ от 29.05.2015 N 310-ЭС15-2721 по делу N А23-1450/2014).
В данном случае, как следует из материалов дела, истец в период с июня по ноябрь 2013 года установил общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Сургут, ул. Бахилова, дом 8; ул. Ленина, д. 46, ул. Маяковского, д. 16, 18; пр. Мира, д. 28, 32/2; ул. Островского, д. 3; ул. Профсоюзов, 14/1; ул. Студенческая, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2.
Доводы ООО "Уют" о том, что управляющая компания может являться обязанным лицом по несению расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Из систематического толкования норм права, содержащихся в статьях 154, 156 ЖК РФ и пункте 31 Правил N 491, следует, что размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (текущий и капитальный), устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме с учетом предложений управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ.
При этом в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании не принималось, такой размер устанавливается соответствующим органом местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы администрацией города Сургута вынесено постановление от 07.04.2015 N 2361 "Об установлении размеров платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов", которым определен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Согласно данному постановлению для установления размера платы в конкретном многоквартирном доме вправе обратиться управляющая многоквартирным домом организация с предоставлением перечня документов с указанием рекомендуемого для рассмотрения собственниками помещений на их общих собраниях перечня и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения. На основании такого обращения управляющей организации орган местного самоуправления подготавливает проект муниципального правового акта об установлении размера платы и утверждает его.
Соответствующих действий по установлению размера платы для конкретного многоквартирного дома с учетом расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды ООО "Уют" не произвело.
Доводы ООО "Уют" в данной части являются необоснованными и не принимаются судом апелляционной инстанции.
Отсутствие заключенного между ООО "Уют" и СГМУП "ГТС" договора на установку приборов учета энергетических ресурсов не исключает обязанности управляющей организации по несению соответствующих расходов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования СГМУП "ГТС" правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "Уют" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2015 по делу N А75-316/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)