Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 14.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5388/2015

Требование: О признании незаконным бездействия и обязании организовать проведение ремонта дорожного полотна.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что во внутриквартальном проезде имеется разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающее предельно допустимые значения требований ГОСТ Р 50597-93.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N 33-5388/2015


Судья: Миннегалиева Р.М.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Каминского Э.С.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционному представлению прокурора Приволжского района города Казани на решение Приволжского районного суда города Казани от 5 февраля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Приволжского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать проведение ремонта дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокуратуры Приволжского района города Казани И. в поддержку апелляционного представления, пояснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Т. и представителя Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районного Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" З., с апелляционным представлением не согласившихся, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" В., оставившего решение вопроса на усмотрение суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

прокурор Приволжского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать проведение ремонта дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда.
Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, ООО УК ЖКХ Приволжского района г. Казани о признании незаконными бездействия, возложении обязанности организовать проведение ремонта дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда возле домов <адрес>, устранив образовавшиеся просадки и выбоины.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Приволжского района города Казани проведена проверка исполнения ответчиками жилищного законодательства, законодательства в сфере благоустройства, а также об общих принципах организации местного самоуправления при содержании придомовой территории и внутриквартального проезда домов <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на внутриквартальном проезде, пролегающем возле указанных домов (внутри двора), имеется разрушение асфальтобетонного покрытия (выбоины и ямы глубиной более 5 сантиметров, длиной более 15 метров, шириной более 60 сантиметров), превышающие предельно допустимые значения требований ГОСТ Р 50597-93.
Просит признать незаконным бездействие ответчиков, которые не обеспечили надлежащее состояние дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда возле домов <адрес> и обязать ответчиков организовать проведение ремонта дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда возле вышеуказанных, устранив образовавшиеся просадки и выбоины.
В ходе рассмотрения дела прокурор Приволжского района города Казани требования уточнил, просил обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет города Казани и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" провести ремонт дорожного полотна внутриквартального (дворового) проезда возле домов <адрес>, устранив образовавшиеся просадки и выбоины, в срок до мая 2015 года.
В судебном заседании представитель прокуратуры Приволжского района города Казани И. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" В. с исковыми требованиями не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении прокурор Приволжского района города Казани выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на то, что обязанность по ремонту внутриквартальных проездов возложена на муниципальное образование.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Приволжского района города Казани И. апелляционное представление поддержал.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Т. и представитель Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районного Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" З. с апелляционным представлением не согласились.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района города Казани" В. оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой Приволжского района города Казани проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на дорожном полотне внутриквартального (дворового) проезда возле домов <адрес> имеются выбоины глубиной более 5 сантиметров, длиной более 15 сантиметров, шириной более 60 сантиметров, а также просадки проезжей части, что является нарушением СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Приволжского района города Казани, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого правовых оснований.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 12 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Согласно письму Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10 ноября 2014 года земельный участок площадью 30 963 квадратных метров под многоквартирными домами <адрес> сформирован постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 6484 от 10 октября 2008 года. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, вышеуказанный земельный участок размежеван на 4 земельных участка: <адрес>, площадью 6 476 квадратных метров с кадастровым номером ...; <адрес>, площадью 11 024 квадратных метров с кадастровым номером ...; <адрес>, площадью 6 778 квадратных метров с кадастровым номером ...; <адрес>, площадью 6 685 квадратных метров с кадастровым номером ... Право общей долевой собственности закреплено за собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
Согласно кадастровой выписке, составленной Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан по состоянию на 18 ноября 2014 года, земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 6 685 +/- 29 кв. м, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под многоквартирный жилой дом, правообладателями указаны собственники помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади помещений.
Согласно кадастровой выписке, составленной Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан по состоянию на 18 ноября 2014 года, земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 6 778 +/- 29 кв. м, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под многоквартирный жилой дом, правообладателями указаны собственники помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади помещений.
Согласно кадастровой выписке, составленной Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан по состоянию на 18 ноября 2014 года, земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 11 024 +/- 37 кв. м, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под многоквартирный жилой дом, правообладателями указаны собственники помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади помещений.
Согласно кадастровой выписке, составленной Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан по состоянию на 18 ноября 2014 года, земельный участок с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 6 476 +/- 28 кв. м, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под многоквартирный жилой дом, правообладателями указаны собственники помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади помещений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 и пунктов 1 и 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 1 и пунктов 5 и 8 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств их владельцев и иных не запрещенных законом источников.
Таким образом, внутриквартальный (дворовой) проезд возле домов <адрес>, расположенный на земельном участке, находящемся в собственности собственников помещений указанных многоквартирных домов, является частной дорогой общего пользования, ремонт и содержание которого законом прямо возложена на его владельцев.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что бремя содержания и решение вопросов проведения текущего и капитального ремонта общего имущества, к которому относится и внутриквартальный (дворовой) проезд, возложено на собственников помещений многоквартирных домов, в общей долевой собственности которых находится земельный участок, на котором расположен внутриквартальный проезд, и решается ими самостоятельно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления прокурора Приволжского района города Казани не имеется.
Довод апелляционного представления о том, что обязанность по ремонту внутриквартальных проездов возложена на муниципальное образование, судебной коллегией отклоняется в силу вышеизложенного.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционное представление не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда города Казани от 5 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Приволжского района города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)