Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая организация не произвела оплату электроэнергии, поставленной в многоквартирные жилые дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Марьянковой Н.В., Старченковой В.В., рассмотрев 09.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 (судья Глухоедов М.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Шестакова М.А.) по делу N А21-805/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", место нахождения 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14", место нахождения: 236023, Калининград, Советский пр., д. 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849 (далее - ООО "ЖЭУ-14"), о взыскании 1 563 240 руб. 43 коп. задолженности по оплате электрические энергии, потребленной в августе - октябре 2013 года.
Решением от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ-14", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.07.2014 и постановление от 19.01.2015, производство по делу прекратить.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в соответствии с выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 правовой позицией, управляющая организация не может являться исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Поскольку собственники помещений многоквартирных домов фактически потребляют электрическую энергию и являются собственниками всех энергопринимающих устройств, расположенных в доме, а договорные отношения между управляющей организацией и гарантирующим поставщиком отсутствуют, то именно потребители электроэнергии обязаны оплачивать коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Действующее законодательство не предусматривает погашение управляющей организацией задолженности населения за коммунальные ресурсы за счет собственных средств.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Янтарьэнергосбыт" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Янтарьэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининграда. Оно поставляет электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "ЖЭУ-14".
В период с августа по октябрь 2013 года ОАО "Янтарьэнергосбыт" поставило в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "ЖЭУ-14", электрическую энергию на общую сумму 2 373 930 руб. 21 коп., которую ответчик оплатил частично.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "ЖЭУ-14" обязанности по оплате электрической энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, ОАО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе управляющей компанией), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ-14" осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в Калининграде. В спорный период ОАО "Янтарьэнергосбыт" осуществляло снабжение этих жилых домов электрической энергией.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "ЖЭУ-14" является компанией, управляющей многоквартирными домами, то есть в силу закона наделено статусом исполнителя коммунальных услуг. Суды установили, что в период с августа по октябрь 2013 года истец поставил в многоквартирные дома электрическую энергию, задолженность по оплате которой составила 1 563 240 руб. 43 коп. Доказательства, подтверждающие оплату в полном объеме электрической энергии, поставленной в жилые дома, в деле отсутствуют.
Довод подателя жалобы о том, что он не должен оплачивать потребленную электроэнергию в силу того обстоятельства, что отсутствуют договорные отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, а также в связи с тем, что управляющей организации не передаются во владение, пользование и распоряжение энергопринимающие устройства многоквартирного дома, а фактическими участниками правоотношений по потреблению электроэнергии являются собственники помещений в многоквартирном доме, является несостоятельным в связи со следующим.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг, неотъемлемая обязанность которого - предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "ЖЭУ-14" не уплатило государственную пошлину, то на основании пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А21-805/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок -14", место нахождения: 236023, город Калининград, Советский пр., д. 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Н.В.МАРЬЯНКОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2015 N Ф07-3239/2015 ПО ДЕЛУ N А21-805/2014
Требование: О взыскании долга по оплате потребленной электрической энергии.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая организация не произвела оплату электроэнергии, поставленной в многоквартирные жилые дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N А21-805/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Марьянковой Н.В., Старченковой В.В., рассмотрев 09.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 (судья Глухоедов М.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Шестакова М.А.) по делу N А21-805/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", место нахождения 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14", место нахождения: 236023, Калининград, Советский пр., д. 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849 (далее - ООО "ЖЭУ-14"), о взыскании 1 563 240 руб. 43 коп. задолженности по оплате электрические энергии, потребленной в августе - октябре 2013 года.
Решением от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ-14", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.07.2014 и постановление от 19.01.2015, производство по делу прекратить.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в соответствии с выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 правовой позицией, управляющая организация не может являться исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Поскольку собственники помещений многоквартирных домов фактически потребляют электрическую энергию и являются собственниками всех энергопринимающих устройств, расположенных в доме, а договорные отношения между управляющей организацией и гарантирующим поставщиком отсутствуют, то именно потребители электроэнергии обязаны оплачивать коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Действующее законодательство не предусматривает погашение управляющей организацией задолженности населения за коммунальные ресурсы за счет собственных средств.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Янтарьэнергосбыт" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Янтарьэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининграда. Оно поставляет электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "ЖЭУ-14".
В период с августа по октябрь 2013 года ОАО "Янтарьэнергосбыт" поставило в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "ЖЭУ-14", электрическую энергию на общую сумму 2 373 930 руб. 21 коп., которую ответчик оплатил частично.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "ЖЭУ-14" обязанности по оплате электрической энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, ОАО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе управляющей компанией), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ-14" осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в Калининграде. В спорный период ОАО "Янтарьэнергосбыт" осуществляло снабжение этих жилых домов электрической энергией.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "ЖЭУ-14" является компанией, управляющей многоквартирными домами, то есть в силу закона наделено статусом исполнителя коммунальных услуг. Суды установили, что в период с августа по октябрь 2013 года истец поставил в многоквартирные дома электрическую энергию, задолженность по оплате которой составила 1 563 240 руб. 43 коп. Доказательства, подтверждающие оплату в полном объеме электрической энергии, поставленной в жилые дома, в деле отсутствуют.
Довод подателя жалобы о том, что он не должен оплачивать потребленную электроэнергию в силу того обстоятельства, что отсутствуют договорные отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, а также в связи с тем, что управляющей организации не передаются во владение, пользование и распоряжение энергопринимающие устройства многоквартирного дома, а фактическими участниками правоотношений по потреблению электроэнергии являются собственники помещений в многоквартирном доме, является несостоятельным в связи со следующим.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг, неотъемлемая обязанность которого - предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "ЖЭУ-14" не уплатило государственную пошлину, то на основании пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А21-805/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-14" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок -14", место нахождения: 236023, город Калининград, Советский пр., д. 49, ОГРН 1113926045749, ИНН 3906253849, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Н.В.МАРЬЯНКОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)