Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
- от заявителя ЗАО "Управляющая компания "Академический" (ОГРН 1096658005905, ИНН 6658341762): Ивачева А.В., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ЗАО "Управляющая компания "Академический"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 апреля 2014 года
по делу N А60-338/2014,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению ЗАО "Управляющая компания "Академический"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Академический" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания N 29-13-02-2 от 10.01.2013.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в части раскрытия общей информации об управляющей организации указан юридический адрес, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации. Указывает на невозможность раскрытия информации о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты позднее, поскольку на момент проверки договоры управления еще действовали. Считает, что в решении суда не дано какой-либо оценки доводам общества по вопросу объединения нескольких многоквартирных домов в единый жилой комплекс на стадии проектирования и строительства, а не только исполнения функций управления общим имуществом.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.12.2013 Госжилинспекцией в присутствии представителей ЗАО "УК "Академический" Земерова П.Л., Федоровой Е.С. проведено систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной ЗАО "УК "Академический" на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru.
В ходе осмотра и анализа информации, опубликованной на сайте www.uk-akadem.ru в разделах "о компании", "объекты управления", "о районе", "информация", "клиентам", "контакты" с учетом активных ссылок и файлов для скачивания, находящихся в указанных разделах, установлено, что в нарушение требований п. 3, п. 5, п. 6, п. 8 "в", "д", "е", "ж", п. 9 "б", "в", п. 10 "б", п. 11 "б", 13 "а" Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации), ЗАО "УК "Академический" информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме, а именно:
1. В рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты сведения: - об адресе фактического местонахождения органов управления управляющей организации, официальный сайт в сети Интернет; - информации об общей площади помещений в многоквартирных домах (информация на сайте размещена по блокам, в которые входят несколько многоквартирных домов).
2. В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома: - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
3. В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома: - об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: - услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; - заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); - учете собственников помещений в многоквартирном доме; - иных услугах по управлению многоквартирным домом.
4. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Указанные нарушения отражены в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 05.12.2013 N 29-13-01-546.
05.12.2013 уполномоченным органом выдано предписание N 29-13-02-546, которым Обществу предписано в срок до 09.01.2014 раскрыть на официальном интернет-сайте общества информацию по управлению многоквартирными домами в соответствии со Стандартом раскрытия информации (л.д. 5 т. 2).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным оспариваемого предписания не имеется.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции признал, что совокупность указанных оснований для признания недействительным предписания в данном случае отсутствует.
Апелляционный суд считает, что данный вывод является правильным, поскольку соответствует нормам материального права, обстоятельствам дела и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а доводы, приведенные в жалобе, не могут быть приняты в связи со следующим.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации, независимо от цели ее получения в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Порядок раскрытия информации и объем информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, определены в пунктах 5, 9, 11 Стандарта.
В подп. "а" п. 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация (п. 6 Стандарта).
Согласно подп. "в" п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат такие сведения, как почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подп. "б, в" п. 9 Стандарта).
В соответствии с подп. "б" п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: об услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охране подъезда; охране коллективных автостоянок; учете собственников помещений в многоквартирном доме; иных услугах по управлению многоквартирным домом.
На основании подп. "б" п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 "а" Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
При этом информация, подлежащая раскрытию в соответствии с п. 9, 10, 11, 13 Стандарта, должна быть раскрыта в отношении каждого многоквартирного дома. Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации, безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечало бы целям размещения данной информации, необходимой, прежде всего, собственникам жилых помещений указанных многоквартирных домов для контроля за деятельностью управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисляемых собственниками в оплату коммунальных платежей.
Требование о раскрытии спорной информации по конкретному МКД в рассматриваемой ситуации в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (п. 9 Стандарта) соответствует положениям ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного соответствующие доводы апеллятора со ссылкой на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.09.2011, носящее информационный характер, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Как видно из материалов дела, ЗАО "УК "Академический" является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 05.12.2013 на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru. информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме.
При таких обстоятельствах Управление правомерно вынесло в адрес заявителя оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Довод заявителя о размещении им информации на своем официальном сайте в полном объеме правомерно отклонен судом первой инстанции, при этом суд обоснованно отметил, что положения Стандарта прямо указывают на необходимость раскрытия информации в отношении каждого многоквартирного дома.
Ссылка Общества на отсутствие у него обязанности по раскрытию информации в отношении каждого дома, обоснованно отклонена судом первой инстанции исходя из следующего.
Понятие "многоквартирный дом" сформулировано в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЗАО "УК "Академический", соответствуют признакам данного понятия, при этом все дома имеют разные адреса, кроме того, замеры площадей в многоквартирных домах и оформление документов проводились органами БТИ также в отношении каждого многоквартирного дома; договоры с подрядными организациями на выполнение работ, оказание услуг заключаются в отношении конкретных многоквартирных домов.
Согласно справок БТИ, каждый жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Павла Шаманова, 6, 8, 10, 12, и рассматриваемые заявителем как жилой комплекс - блок 2.5, учтены БТИ как самостоятельные объекты с присвоением каждому дому отдельного инвентарного номера, с указанием общей площади квартир, нежилых помещений и площади мест общего пользования.
Из разрешений на ввод в эксплуатацию N 773 от 31.12.2010, N 996 от 14.07.2011, N 716 от 23.12.2010, N 696 от 20.12.2010, N 695 от 20.12.2010 усматривается, что дома N 6, 8, 10, 12 по ул. Павла Шаманова вводились в эксплуатацию как самостоятельные объекты.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что в части раскрытия общей информации об управляющей организации указан юридический адрес, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации, поскольку правовое определение места нахождения общества не исключает обязанности по раскрытию этой информации на соответствующем сайте для третьих лиц, которые не обязаны проводить анализ законодательства.
Таким образом, поскольку информация в сети Интернет заявителем в полном объеме не размещена, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспоренное предписание законно и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанности, которые возложены на общество предписанием в виде раскрытия на официальном интернет-сайте информации по управлению многоквартирными домами в соответствии со Стандартом раскрытия информации, предусмотрены действующим законодательством, а потому не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителя. Иного материалы дела не содержат.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания (ст. 65 АПК РФ), и соблюден установленный порядок выдачи предписания, оспариваемое предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области соответствует требованиям действующего законодательства, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено. В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и не соответствующие установленным судом обстоятельствам. Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 2 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2014 г. по делу N А60-338/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Академический" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Академический" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченную платежным поручением N 596 от 30.04.2014 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2014 N 17АП-6770/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-338/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. N 17АП-6770/2014-АК
Дело N А60-338/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
- от заявителя ЗАО "Управляющая компания "Академический" (ОГРН 1096658005905, ИНН 6658341762): Ивачева А.В., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ЗАО "Управляющая компания "Академический"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 апреля 2014 года
по делу N А60-338/2014,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению ЗАО "Управляющая компания "Академический"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Академический" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания N 29-13-02-2 от 10.01.2013.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в части раскрытия общей информации об управляющей организации указан юридический адрес, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации. Указывает на невозможность раскрытия информации о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты позднее, поскольку на момент проверки договоры управления еще действовали. Считает, что в решении суда не дано какой-либо оценки доводам общества по вопросу объединения нескольких многоквартирных домов в единый жилой комплекс на стадии проектирования и строительства, а не только исполнения функций управления общим имуществом.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.12.2013 Госжилинспекцией в присутствии представителей ЗАО "УК "Академический" Земерова П.Л., Федоровой Е.С. проведено систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной ЗАО "УК "Академический" на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru.
В ходе осмотра и анализа информации, опубликованной на сайте www.uk-akadem.ru в разделах "о компании", "объекты управления", "о районе", "информация", "клиентам", "контакты" с учетом активных ссылок и файлов для скачивания, находящихся в указанных разделах, установлено, что в нарушение требований п. 3, п. 5, п. 6, п. 8 "в", "д", "е", "ж", п. 9 "б", "в", п. 10 "б", п. 11 "б", 13 "а" Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации), ЗАО "УК "Академический" информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме, а именно:
1. В рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты сведения: - об адресе фактического местонахождения органов управления управляющей организации, официальный сайт в сети Интернет; - информации об общей площади помещений в многоквартирных домах (информация на сайте размещена по блокам, в которые входят несколько многоквартирных домов).
2. В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома: - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
3. В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома: - об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: - услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; - заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); - учете собственников помещений в многоквартирном доме; - иных услугах по управлению многоквартирным домом.
4. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Указанные нарушения отражены в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 05.12.2013 N 29-13-01-546.
05.12.2013 уполномоченным органом выдано предписание N 29-13-02-546, которым Обществу предписано в срок до 09.01.2014 раскрыть на официальном интернет-сайте общества информацию по управлению многоквартирными домами в соответствии со Стандартом раскрытия информации (л.д. 5 т. 2).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным оспариваемого предписания не имеется.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции признал, что совокупность указанных оснований для признания недействительным предписания в данном случае отсутствует.
Апелляционный суд считает, что данный вывод является правильным, поскольку соответствует нормам материального права, обстоятельствам дела и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а доводы, приведенные в жалобе, не могут быть приняты в связи со следующим.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации, независимо от цели ее получения в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Порядок раскрытия информации и объем информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, определены в пунктах 5, 9, 11 Стандарта.
В подп. "а" п. 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация (п. 6 Стандарта).
Согласно подп. "в" п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат такие сведения, как почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подп. "б, в" п. 9 Стандарта).
В соответствии с подп. "б" п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: об услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охране подъезда; охране коллективных автостоянок; учете собственников помещений в многоквартирном доме; иных услугах по управлению многоквартирным домом.
На основании подп. "б" п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 "а" Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
При этом информация, подлежащая раскрытию в соответствии с п. 9, 10, 11, 13 Стандарта, должна быть раскрыта в отношении каждого многоквартирного дома. Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации, безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечало бы целям размещения данной информации, необходимой, прежде всего, собственникам жилых помещений указанных многоквартирных домов для контроля за деятельностью управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисляемых собственниками в оплату коммунальных платежей.
Требование о раскрытии спорной информации по конкретному МКД в рассматриваемой ситуации в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (п. 9 Стандарта) соответствует положениям ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного соответствующие доводы апеллятора со ссылкой на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.09.2011, носящее информационный характер, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Как видно из материалов дела, ЗАО "УК "Академический" является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 05.12.2013 на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru. информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме.
При таких обстоятельствах Управление правомерно вынесло в адрес заявителя оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Довод заявителя о размещении им информации на своем официальном сайте в полном объеме правомерно отклонен судом первой инстанции, при этом суд обоснованно отметил, что положения Стандарта прямо указывают на необходимость раскрытия информации в отношении каждого многоквартирного дома.
Ссылка Общества на отсутствие у него обязанности по раскрытию информации в отношении каждого дома, обоснованно отклонена судом первой инстанции исходя из следующего.
Понятие "многоквартирный дом" сформулировано в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЗАО "УК "Академический", соответствуют признакам данного понятия, при этом все дома имеют разные адреса, кроме того, замеры площадей в многоквартирных домах и оформление документов проводились органами БТИ также в отношении каждого многоквартирного дома; договоры с подрядными организациями на выполнение работ, оказание услуг заключаются в отношении конкретных многоквартирных домов.
Согласно справок БТИ, каждый жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Павла Шаманова, 6, 8, 10, 12, и рассматриваемые заявителем как жилой комплекс - блок 2.5, учтены БТИ как самостоятельные объекты с присвоением каждому дому отдельного инвентарного номера, с указанием общей площади квартир, нежилых помещений и площади мест общего пользования.
Из разрешений на ввод в эксплуатацию N 773 от 31.12.2010, N 996 от 14.07.2011, N 716 от 23.12.2010, N 696 от 20.12.2010, N 695 от 20.12.2010 усматривается, что дома N 6, 8, 10, 12 по ул. Павла Шаманова вводились в эксплуатацию как самостоятельные объекты.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что в части раскрытия общей информации об управляющей организации указан юридический адрес, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации, поскольку правовое определение места нахождения общества не исключает обязанности по раскрытию этой информации на соответствующем сайте для третьих лиц, которые не обязаны проводить анализ законодательства.
Таким образом, поскольку информация в сети Интернет заявителем в полном объеме не размещена, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспоренное предписание законно и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанности, которые возложены на общество предписанием в виде раскрытия на официальном интернет-сайте информации по управлению многоквартирными домами в соответствии со Стандартом раскрытия информации, предусмотрены действующим законодательством, а потому не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителя. Иного материалы дела не содержат.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания (ст. 65 АПК РФ), и соблюден установленный порядок выдачи предписания, оспариваемое предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области соответствует требованиям действующего законодательства, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено. В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и не соответствующие установленным судом обстоятельствам. Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 2 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2014 г. по делу N А60-338/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Академический" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Академический" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченную платежным поручением N 596 от 30.04.2014 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)