Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области (ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265) - Варламовой А.В. (доверенность от 13.01.2014), Ежовой Е.П. (доверенность от 03.02.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" (ИНН 6140032652, ОГРН 1126188002819), прокурора Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 по делу N А53-17506/2013 (судьи Паутова Л.Н., Бондарчук Е.В., Чернышева И.В.), установил следующее.
ООО "Управляющая организация ЖКХ А" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - служба по тарифам) от 28.05.2013 N 13/2 в части применения расчетного метода как не соответствующего пунктам 21 и 22 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 306); признать недействующим Приложение N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме как не соответствующего пунктам 21 и 22 Постановления N 306 (уточненные требования).
По мнению общества, служба по тарифам неправильно применила при установлении нормативов потребления расчетный метод, а не метод аналогов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд признал пункт 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" (далее - постановление от 28.05.2013 N 13/2) в части применения расчетного метода и Приложение N 1 к постановлению от 28.05.2013 N 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме соответствующими Постановлению N 306. Судебный акт мотивирован тем, что нормативный правовой акт службы по тарифам в оспариваемой части соответствует Постановлению N 306, не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает иных препятствий в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд установил наличие у службы по тарифам объективных обстоятельств для применения расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг и невозможность применения метода аналогов.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу служба по тарифам и прокурор Ростовской области просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители службы по тарифам поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителей службы по тарифам, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, службой по тарифам принято постановление от 28.05.2013 N 13/2.
Согласно пункту 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Приложением N 1 к постановлению от 28.05.2013 N 13/2 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равные 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Постановление от 28.05.2013 N 13/2 опубликовано в официальном печатном издании - газете "Наше время" от 05.06.2013 N 255 (21705).
Общество обжаловало в арбитражный суд данное постановление в части применения расчетного метода, а не метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды и установление данного норматива равным 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением N 306 (далее - Правила), пункту 2.1.5 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение) служба по тарифам устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг. Таким образом, оспариваемое постановление от 28.05.2013 N 13/2 принято в рамках компетенции службы по тарифам.
Проанализировав положения указанных обществом нормативных правовых актов, суд пришел к выводу о том, что пункт 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 в части применения расчетного метода и Приложение N 1 к названному постановлению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды соответствуют Постановлению N 306.
В соответствии частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию регламентированы Правилами.
Согласно Правилам установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В силу пунктов 11, 12 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21).
Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 16 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением службы по тарифам от 24.08.2012 N 29/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования Город Азов Ростовской области " установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "Город Азов" Ростовской области.
Нормативы потребления по холодному водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в мес.) составили (в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда) - от 0,019 до 0,133; нормативы потребления по горячему водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в мес.) составили 0,035.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) внесены изменения в Правила.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июня 2013 года необходимо обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными вышеуказанным постановлением.
Службой по тарифам во исполнение пункта 2 Постановления N 344 принято постановление от 28.05.2013 N 13/2.
Согласно пунктам 1, 2 указанного постановления службой по тарифам установлены и введены в действие с 1 июня 2013 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
Пунктом 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о неправомерности применения расчетного метода по следующим основаниям.
Невозможность применения метода аналогов при расчете нормативов коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных абзацем а пункта 37, абзацем а пункта 38 Правил.
Таким образом, служба по тарифам по объективным причинам не имела возможности определить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды методом аналогов. В установленный Постановлением N 344 срок для пересмотра нормативов (до 1 июня 2013 года) невозможно получить данные, необходимые для расчета нормативов методом аналогов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды правомерно определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Для расчета нормативов потребления использованы исходные данные, представленные органами местного самоуправления, содержащие информацию о количестве многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования, количестве жителей, проживающих в многоквартирных домах и площади мест общего пользования в этих домах.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по указанному им основанию, поскольку данный довод не подтверждается материалами дела. Общество вывод суда первой инстанции документально не опровергло.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 названного Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 по делу N А53-17506/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N А53-17506/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N А53-17506/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области (ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265) - Варламовой А.В. (доверенность от 13.01.2014), Ежовой Е.П. (доверенность от 03.02.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" (ИНН 6140032652, ОГРН 1126188002819), прокурора Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 по делу N А53-17506/2013 (судьи Паутова Л.Н., Бондарчук Е.В., Чернышева И.В.), установил следующее.
ООО "Управляющая организация ЖКХ А" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - служба по тарифам) от 28.05.2013 N 13/2 в части применения расчетного метода как не соответствующего пунктам 21 и 22 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 306); признать недействующим Приложение N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме как не соответствующего пунктам 21 и 22 Постановления N 306 (уточненные требования).
По мнению общества, служба по тарифам неправильно применила при установлении нормативов потребления расчетный метод, а не метод аналогов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд признал пункт 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" (далее - постановление от 28.05.2013 N 13/2) в части применения расчетного метода и Приложение N 1 к постановлению от 28.05.2013 N 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме соответствующими Постановлению N 306. Судебный акт мотивирован тем, что нормативный правовой акт службы по тарифам в оспариваемой части соответствует Постановлению N 306, не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает иных препятствий в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд установил наличие у службы по тарифам объективных обстоятельств для применения расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг и невозможность применения метода аналогов.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу служба по тарифам и прокурор Ростовской области просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители службы по тарифам поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителей службы по тарифам, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, службой по тарифам принято постановление от 28.05.2013 N 13/2.
Согласно пункту 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Приложением N 1 к постановлению от 28.05.2013 N 13/2 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равные 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Постановление от 28.05.2013 N 13/2 опубликовано в официальном печатном издании - газете "Наше время" от 05.06.2013 N 255 (21705).
Общество обжаловало в арбитражный суд данное постановление в части применения расчетного метода, а не метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды и установление данного норматива равным 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением N 306 (далее - Правила), пункту 2.1.5 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение) служба по тарифам устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг. Таким образом, оспариваемое постановление от 28.05.2013 N 13/2 принято в рамках компетенции службы по тарифам.
Проанализировав положения указанных обществом нормативных правовых актов, суд пришел к выводу о том, что пункт 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 в части применения расчетного метода и Приложение N 1 к названному постановлению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды соответствуют Постановлению N 306.
В соответствии частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию регламентированы Правилами.
Согласно Правилам установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В силу пунктов 11, 12 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21).
Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 16 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением службы по тарифам от 24.08.2012 N 29/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования Город Азов Ростовской области " установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "Город Азов" Ростовской области.
Нормативы потребления по холодному водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в мес.) составили (в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда) - от 0,019 до 0,133; нормативы потребления по горячему водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в мес.) составили 0,035.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) внесены изменения в Правила.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июня 2013 года необходимо обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными вышеуказанным постановлением.
Службой по тарифам во исполнение пункта 2 Постановления N 344 принято постановление от 28.05.2013 N 13/2.
Согласно пунктам 1, 2 указанного постановления службой по тарифам установлены и введены в действие с 1 июня 2013 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
Пунктом 2 постановления от 28.05.2013 N 13/2 установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о неправомерности применения расчетного метода по следующим основаниям.
Невозможность применения метода аналогов при расчете нормативов коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных абзацем а пункта 37, абзацем а пункта 38 Правил.
Таким образом, служба по тарифам по объективным причинам не имела возможности определить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды методом аналогов. В установленный Постановлением N 344 срок для пересмотра нормативов (до 1 июня 2013 года) невозможно получить данные, необходимые для расчета нормативов методом аналогов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды правомерно определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных постановлением Правительства N 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Для расчета нормативов потребления использованы исходные данные, представленные органами местного самоуправления, содержащие информацию о количестве многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования, количестве жителей, проживающих в многоквартирных домах и площади мест общего пользования в этих домах.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по указанному им основанию, поскольку данный довод не подтверждается материалами дела. Общество вывод суда первой инстанции документально не опровергло.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 названного Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2013 по делу N А53-17506/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)