Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указывают на то, что они являются собственниками квартиры в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени дом не расселен, его состояние угрожает жизни и здоровью проживающих в нем жильцов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Андреянова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2015 года, которым удовлетворен иск Ш.Л.М., Г., Х., постановлено:
признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома <адрес>, определив сроки и порядок расселения дома.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Ш.Л.Р. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.Л.М., Г., Х. обратились с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения, возложении обязанности в течение одного месяца разрешить вопрос о дальнейшем использовании многоквартирного дома, определив сроки и порядок его расселения.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартиры <адрес>. Постановлением Руководителя ИК МО г. Казани от 26 февраля 2014 года данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения дома определен до 01 июня 2014 года. До настоящего времени дом не расселен, его состояние угрожает жизни и здоровью проживающих в нем жильцов.
В суде первой инстанции Ш.Л.М. исковые требования поддержала.
Истцы - Г., Х. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ИК МО г. Казани и представитель третьего лица муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "УЖП ИК МО г. Казани") иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани просит об отмене решения суда как необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Указывает, что истцы являются собственниками жилого помещения, в данном случае Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок изъятия жилых помещений. Отмечает, что спорный дом в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2015 годы не вошел. Также отмечает, что определение сроков сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Ш.Л.М., Г., Х., представитель МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Из материалов дела следует, что Ш.Л.М., Г., Х. являются сособственниками квартиры <адрес>, что подтверждается договором приватизации от 10 июля 1997 года.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 30 декабря 2013 года вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Из выводов заключения следует, что состояние чердачного перекрытия является аварийным. Междуэтажные перекрытия, кирпичная кладка наружных стен, стропильная система чердачной кровли, штукатурный отделочный слой фасадов находится в ограниченно работоспособном состоянии. Процент износа здания по состоянию на декабрь 2013 года составляет 68%.
Постановлением ИК МО г. Казани от 26 февраля 2014 года вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления, с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 04 декабря 2014 года N ...., предписано установить сроки и порядок отселения физических и юридических лиц, занимающих жилые помещения дома <адрес>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
До настоящего времени истцы не отселены из аварийного жилья, также не установлены конкретные сроки и порядок их расселения.
Между тем, из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно указал, что поскольку многоквартирный дом является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан из указанного дома должно быть произведено с соблюдением процедур, предусмотренных статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку администрацией г. Казани не было представлено решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также решение об изъятии жилого помещения, принадлежащего истцам на праве собственности, суд, с учетом положений части 1 статьи 254, статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял правильное решение о признании незаконным бездействия ИК МО г. Казани по непринятию такого решения, обязал ответчика принять его в установленном действующим законодательством порядке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определение сроков сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, не влияют на правильность вынесенного решения суда. Оспариваемым судебным актом конкретный срок сноса и расселения жилого дома <адрес> не установлен. Судом лишь определен срок, в течение которого орган местного управления, к исключительной компетенции которого отнесены такие полномочия, должен принять соответствующее решение.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5861/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения, возложении обязанности разрешить вопрос о дальнейшем использовании многоквартирного дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указывают на то, что они являются собственниками квартиры в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени дом не расселен, его состояние угрожает жизни и здоровью проживающих в нем жильцов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-5861/2015
Судья: Андреянова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2015 года, которым удовлетворен иск Ш.Л.М., Г., Х., постановлено:
признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома <адрес>, определив сроки и порядок расселения дома.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Ш.Л.Р. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.Л.М., Г., Х. обратились с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения, возложении обязанности в течение одного месяца разрешить вопрос о дальнейшем использовании многоквартирного дома, определив сроки и порядок его расселения.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартиры <адрес>. Постановлением Руководителя ИК МО г. Казани от 26 февраля 2014 года данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения дома определен до 01 июня 2014 года. До настоящего времени дом не расселен, его состояние угрожает жизни и здоровью проживающих в нем жильцов.
В суде первой инстанции Ш.Л.М. исковые требования поддержала.
Истцы - Г., Х. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ИК МО г. Казани и представитель третьего лица муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "УЖП ИК МО г. Казани") иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани просит об отмене решения суда как необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Указывает, что истцы являются собственниками жилого помещения, в данном случае Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок изъятия жилых помещений. Отмечает, что спорный дом в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2015 годы не вошел. Также отмечает, что определение сроков сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Ш.Л.М., Г., Х., представитель МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Из материалов дела следует, что Ш.Л.М., Г., Х. являются сособственниками квартиры <адрес>, что подтверждается договором приватизации от 10 июля 1997 года.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 30 декабря 2013 года вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Из выводов заключения следует, что состояние чердачного перекрытия является аварийным. Междуэтажные перекрытия, кирпичная кладка наружных стен, стропильная система чердачной кровли, штукатурный отделочный слой фасадов находится в ограниченно работоспособном состоянии. Процент износа здания по состоянию на декабрь 2013 года составляет 68%.
Постановлением ИК МО г. Казани от 26 февраля 2014 года вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления, с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 04 декабря 2014 года N ...., предписано установить сроки и порядок отселения физических и юридических лиц, занимающих жилые помещения дома <адрес>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
До настоящего времени истцы не отселены из аварийного жилья, также не установлены конкретные сроки и порядок их расселения.
Между тем, из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно указал, что поскольку многоквартирный дом является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан из указанного дома должно быть произведено с соблюдением процедур, предусмотренных статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку администрацией г. Казани не было представлено решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также решение об изъятии жилого помещения, принадлежащего истцам на праве собственности, суд, с учетом положений части 1 статьи 254, статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял правильное решение о признании незаконным бездействия ИК МО г. Казани по непринятию такого решения, обязал ответчика принять его в установленном действующим законодательством порядке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определение сроков сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, не влияют на правильность вынесенного решения суда. Оспариваемым судебным актом конкретный срок сноса и расселения жилого дома <адрес> не установлен. Судом лишь определен срок, в течение которого орган местного управления, к исключительной компетенции которого отнесены такие полномочия, должен принять соответствующее решение.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)