Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу, как работнику здравоохранения, проживающему и работающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением. После 01.01.2005 года указанные меры социальной поддержки истцу не предоставляются.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кузнецов А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрящевой А.А.,
судей Добыш Т.Ф., Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хрящевой А.А.
дело по апелляционным жалобам Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Администрации ... муниципального района Ивановской области на решение Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года по заявлению прокурора ... района Ивановской области, действующего в интересах Ч.Т.Н., к Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансовому отделу Администрации ... муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и взыскании расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения,
установила:
Прокурор ... района Ивановской области, действующий в интересах Ч.Т.Н., обратился в суд с заявлением к Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансовому отделу Администрации ... муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и взыскании расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Ч.Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. До 01.01.2005 года истцу, как работнику здравоохранения, проживающему и работающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением. После 01.01.2005 года указанные меры социальной поддержки истцу не предоставляются, чем нарушаются ее права и законные интересы. Исходя из п. 50 ст. 35, ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 07.02.2008 года N 383-О-П, сохранение льгот в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, после 01 января 2005 года возможно за теми из них, кто имел право и пользовался такими льготами до указанной даты. Учитывая отсутствие нормативного правового акта ... муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки для медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, необходимо исходить из объема таких мер, представлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 года. Ежемесячная денежная выплата, установленная Законом Ивановской области от 11.05.2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках", не является денежной заменой льготе, установленной ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников, установленной на региональном уровне. Муниципальное учреждение <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Правительства Ивановской области от 29.11.2012 года N 313-рп реорганизовано в бюджетное учреждение здравоохранения <данные изъяты>. Ч.Т.Н., являясь работником муниципального учреждения здравоохранения и проживая в <данные изъяты>, имела право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением в размере 100%, которая до 01 января 2005 года предоставлялась на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года. За период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Ч.Т.Н. оплачено за отопление и освещение ... рубль ... копейки. Понесенные истцом расходы подлежат компенсации за счет местного бюджета, поскольку обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам возложена на орган местного самоуправления, в ведении которого находилось учреждение здравоохранения. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет средств бюджета другого уровня. Прокурор... района Ивановской области просил признать незаконным бездействие Администрации... муниципального района Ивановской области, выраженное в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение жилого помещения) с учетом требований преамбулы и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года о сохранении существовавшего до 01.01.2005 года уровня социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере; взыскать в пользу Ч.Т.Н. с Администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств бюджета ... муниципального района Ивановской области суммы расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по отоплению и освещению жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рубль ... копейки.
В ходе судебного разбирательства по делу Прокурор ... района Ивановской области изменил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации ... муниципального района Ивановской области, выраженное в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение жилого помещения) с учетом требований преамбулы и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года о сохранении существовавшего до 01.01.2005 года уровня социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере; взыскать в пользу Ч.Т.Н. с администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области суммы расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по отоплению и освещению жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей ... копейки.
Решением Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года исковые требования прокурора ... района Ивановской области удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации ... муниципального района Ивановской области, выразившееся в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения, в пользу Ч.Т.Н. с Администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области взысканы понесенные расходы по оплате за отопление и освещение жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рубль ... копейки.
С решением суда не согласны Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Администрация ... муниципального района Ивановской области, в апелляционных жалобах, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просят решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание истец Ч.Т.Н., представители ответчиков Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансового отдела Администрации ... муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Департамента финансов Ивановской области не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора М.И.А., возражавшего на жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным исходя из следующего.
Судом установлено, что Ч.Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> в Муниципальном учреждении <данные изъяты> и проживала по адресу: <данные изъяты>. В указанный период Ч.Т.Н. понесены расходы на оплату отопления и освещения в размере ... рубль ... копейки. Истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились ежемесячные денежные выплаты на основании Закона Ивановской области от 11 мая 2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках", общая сумма которых составила ... рублей.
<Данные изъяты> до его передачи в собственность Ивановской области на основании распоряжения Правительства Ивановской области от 29 ноября 2012 года N 313-рп являлось муниципальным учреждением здравоохранения. Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава <данные изъяты> учредителем учреждения являлось муниципальное образование ... муниципальный район Ивановской области, функции и полномочия собственника имущества осуществляла Администрация ... муниципального района Ивановской области. Муниципальное учреждение <данные изъяты> передана в собственность Ивановской области по акту приема-передачи, согласно которому право собственности Ивановской области на передаваемое имущество возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Одновременно ст. 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Тем самым Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признаны утратившими силу. Статьей 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из того, что наделение федеральным законодателем органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочием устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников не отменяет ранее установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки, изменение ранее введенных льгот и компенсаций должно осуществляться с учетом соблюдения принципа правовой определенности, предполагающего сохранение объема получаемых медицинским работником льгот или компенсаций в случае изменения порядка предоставления таких мер. Данный вывод согласуется с положениями преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающими, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых законом нормах, Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. При этом вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Исходя из изложенного довод апелляционных жалоб об отсутствии у Администрации ... муниципального района Ивановской области обязательств по предоставлению Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату за отопление и освещение в полном объеме основан на неверном толковании норм материального права. При этом в силу правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований для предоставления соответствующих льгот основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, обеспечивается сбалансированностью бюджетов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> являлась муниципальным учреждением, руководствуясь Законом Ивановской области от 20.12.2011 года N 128-ОЗ, утратившим силу с 01.01.2013 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований о возмещении за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области понесенных Ч.Т.Н. за указанный в исковом заявлении период расходов по оплате за отопление и освещение в полном объеме, а также правомерно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в том, что истцу не предоставлялись меры социальной поддержки в виде полной компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения. При этом на законность оспариваемого решения не влияет наличие либо отсутствие соответствующего нормативного правового акта ... муниципального района Ивановской области, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности.
Определяя размер подлежащей взысканию денежной суммы, судом правомерно учтено, что понесенные Ч.Т.Н. расходы на оплату за отопление и освещение частично возмещены путем выплаты ежемесячной компенсации в соответствии с Законом Ивановской области от 11 мая 2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках".
Довод апелляционной жалобы Администрации ... муниципального района Ивановской области о том, что судом не проверен объем льгот, которые предоставлялись истцу по состоянию на 31.12.2004 года, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что по состоянию на указанную дату истец, являясь медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, имела право бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением, указанная льгота предоставлялась Ч.Т.Н. в полном объеме.
Довод жалобы Администрации ... муниципального района Ивановской области о недопустимости использования в качестве доказательства справки о расходах на электрическую энергию, не отражающей сведений о понесенных расходах на освещение, также является несостоятельным, поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, опровергающих представленный в обоснование иска расчет расходов Ч.Т.Н. на освещение, документов, свидетельствующих об ином размере понесенных истцом расходов по оплате за освещение, в деле не имеется.
Доводы апелляционных жалоб фактически направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, при этом выводов суда не опровергают, основанием к отмене решения суда служить не могут.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Администрации ... муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-731/2015
Требование: Об оспаривании бездействия, взыскании расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу, как работнику здравоохранения, проживающему и работающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением. После 01.01.2005 года указанные меры социальной поддержки истцу не предоставляются.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-731/2015
Судья: Кузнецов А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрящевой А.А.,
судей Добыш Т.Ф., Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хрящевой А.А.
дело по апелляционным жалобам Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Администрации ... муниципального района Ивановской области на решение Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года по заявлению прокурора ... района Ивановской области, действующего в интересах Ч.Т.Н., к Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансовому отделу Администрации ... муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и взыскании расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения,
установила:
Прокурор ... района Ивановской области, действующий в интересах Ч.Т.Н., обратился в суд с заявлением к Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансовому отделу Администрации ... муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и взыскании расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Ч.Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. До 01.01.2005 года истцу, как работнику здравоохранения, проживающему и работающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением. После 01.01.2005 года указанные меры социальной поддержки истцу не предоставляются, чем нарушаются ее права и законные интересы. Исходя из п. 50 ст. 35, ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 07.02.2008 года N 383-О-П, сохранение льгот в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, после 01 января 2005 года возможно за теми из них, кто имел право и пользовался такими льготами до указанной даты. Учитывая отсутствие нормативного правового акта ... муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки для медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, необходимо исходить из объема таких мер, представлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 года. Ежемесячная денежная выплата, установленная Законом Ивановской области от 11.05.2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках", не является денежной заменой льготе, установленной ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников, установленной на региональном уровне. Муниципальное учреждение <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Правительства Ивановской области от 29.11.2012 года N 313-рп реорганизовано в бюджетное учреждение здравоохранения <данные изъяты>. Ч.Т.Н., являясь работником муниципального учреждения здравоохранения и проживая в <данные изъяты>, имела право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением в размере 100%, которая до 01 января 2005 года предоставлялась на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года. За период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Ч.Т.Н. оплачено за отопление и освещение ... рубль ... копейки. Понесенные истцом расходы подлежат компенсации за счет местного бюджета, поскольку обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам возложена на орган местного самоуправления, в ведении которого находилось учреждение здравоохранения. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет средств бюджета другого уровня. Прокурор... района Ивановской области просил признать незаконным бездействие Администрации... муниципального района Ивановской области, выраженное в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение жилого помещения) с учетом требований преамбулы и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года о сохранении существовавшего до 01.01.2005 года уровня социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере; взыскать в пользу Ч.Т.Н. с Администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств бюджета ... муниципального района Ивановской области суммы расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по отоплению и освещению жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рубль ... копейки.
В ходе судебного разбирательства по делу Прокурор ... района Ивановской области изменил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации ... муниципального района Ивановской области, выраженное в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение жилого помещения) с учетом требований преамбулы и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года о сохранении существовавшего до 01.01.2005 года уровня социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере; взыскать в пользу Ч.Т.Н. с администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области суммы расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по отоплению и освещению жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей ... копейки.
Решением Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года исковые требования прокурора ... района Ивановской области удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации ... муниципального района Ивановской области, выразившееся в непредоставлении Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде полной компенсации ежемесячных расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения, в пользу Ч.Т.Н. с Администрации ... муниципального района Ивановской области за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области взысканы понесенные расходы по оплате за отопление и освещение жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рубль ... копейки.
С решением суда не согласны Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Администрация ... муниципального района Ивановской области, в апелляционных жалобах, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просят решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание истец Ч.Т.Н., представители ответчиков Администрации ... муниципального района Ивановской области, финансового отдела Администрации ... муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Департамента финансов Ивановской области не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора М.И.А., возражавшего на жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным исходя из следующего.
Судом установлено, что Ч.Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> в Муниципальном учреждении <данные изъяты> и проживала по адресу: <данные изъяты>. В указанный период Ч.Т.Н. понесены расходы на оплату отопления и освещения в размере ... рубль ... копейки. Истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились ежемесячные денежные выплаты на основании Закона Ивановской области от 11 мая 2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках", общая сумма которых составила ... рублей.
<Данные изъяты> до его передачи в собственность Ивановской области на основании распоряжения Правительства Ивановской области от 29 ноября 2012 года N 313-рп являлось муниципальным учреждением здравоохранения. Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава <данные изъяты> учредителем учреждения являлось муниципальное образование ... муниципальный район Ивановской области, функции и полномочия собственника имущества осуществляла Администрация ... муниципального района Ивановской области. Муниципальное учреждение <данные изъяты> передана в собственность Ивановской области по акту приема-передачи, согласно которому право собственности Ивановской области на передаваемое имущество возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Одновременно ст. 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Тем самым Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признаны утратившими силу. Статьей 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из того, что наделение федеральным законодателем органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочием устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников не отменяет ранее установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки, изменение ранее введенных льгот и компенсаций должно осуществляться с учетом соблюдения принципа правовой определенности, предполагающего сохранение объема получаемых медицинским работником льгот или компенсаций в случае изменения порядка предоставления таких мер. Данный вывод согласуется с положениями преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающими, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых законом нормах, Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. При этом вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Исходя из изложенного довод апелляционных жалоб об отсутствии у Администрации ... муниципального района Ивановской области обязательств по предоставлению Ч.Т.Н. мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату за отопление и освещение в полном объеме основан на неверном толковании норм материального права. При этом в силу правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований для предоставления соответствующих льгот основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, обеспечивается сбалансированностью бюджетов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> являлась муниципальным учреждением, руководствуясь Законом Ивановской области от 20.12.2011 года N 128-ОЗ, утратившим силу с 01.01.2013 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований о возмещении за счет средств казны ... муниципального района Ивановской области понесенных Ч.Т.Н. за указанный в исковом заявлении период расходов по оплате за отопление и освещение в полном объеме, а также правомерно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в том, что истцу не предоставлялись меры социальной поддержки в виде полной компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения. При этом на законность оспариваемого решения не влияет наличие либо отсутствие соответствующего нормативного правового акта ... муниципального района Ивановской области, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности.
Определяя размер подлежащей взысканию денежной суммы, судом правомерно учтено, что понесенные Ч.Т.Н. расходы на оплату за отопление и освещение частично возмещены путем выплаты ежемесячной компенсации в соответствии с Законом Ивановской области от 11 мая 2010 года N 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках".
Довод апелляционной жалобы Администрации ... муниципального района Ивановской области о том, что судом не проверен объем льгот, которые предоставлялись истцу по состоянию на 31.12.2004 года, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что по состоянию на указанную дату истец, являясь медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, имела право бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением, указанная льгота предоставлялась Ч.Т.Н. в полном объеме.
Довод жалобы Администрации ... муниципального района Ивановской области о недопустимости использования в качестве доказательства справки о расходах на электрическую энергию, не отражающей сведений о понесенных расходах на освещение, также является несостоятельным, поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, опровергающих представленный в обоснование иска расчет расходов Ч.Т.Н. на освещение, документов, свидетельствующих об ином размере понесенных истцом расходов по оплате за освещение, в деле не имеется.
Доводы апелляционных жалоб фактически направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, при этом выводов суда не опровергают, основанием к отмене решения суда служить не могут.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лежневского районного суда Ивановской области от 30 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Администрации ... муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)