Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Филиппова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Л. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05.03.2014, которым в удовлетворении исковых требований К.Л. к мэрии города Череповца, Комитету по управлению имуществом города Череповца о включении в реестр участников долевого строительства отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца по доверенности Ф., судебная коллегия
установила:
<ДАТА> между обществом с ограниченной ответственностью "..." (далее ООО "...", инвестор) и К.Л. (субинвестор) заключен договор N ... инвестирования строительства жилого дома со строительным N ... (по генплану) в ... мкр <адрес>, согласно которому инвестор обязался построить и передать субинвестору квартиру общей площадью ... кв. м со строительным номером N ... на ... этаже.
Во исполнение условий договора К.Л. произвела полную оплату стоимости квартиры в сумме ... рублей.
Решением Череповецкого городского суда от <ДАТА>, вступившим в законную силу, договор N ... от <ДАТА> расторгнут, с ООО "..." в пользу К.Л. взыскано ... рублей, из них ... рублей долг по договору, ... рублей - проценты.
В ... году ООО "..." ликвидировано в связи с банкротством, сведения о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены ....
Вступившим в законную силу приговором Череповецкого городского суда от <ДАТА> генеральный директор ООО "..." К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По данному уголовному делу К.Л. признана потерпевшей.
<ДАТА> в мэрию г. Череповца поступило коллективное обращение участников долевого строительства жилого дома со строительным номером N ... в ... мкр. на <адрес> о защите нарушенных прав, как обманутых дольщиков, и внесения их в реестр участников долевого строительства, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
Письмом мэрии города Череповца N ... от <ДАТА> обманутым дольщикам по строительству дома N ... в ... мкр. на <адрес> отказано во включении в реестр участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве.
Полагая отказ незаконным, <ДАТА> К.Л. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, в котором просила обязать ответчика включить ее (К.Л.) в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
В обоснование требований указала, что соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, и подлежит включению в реестр участников долевого строительства, формируемый Комитетом по управлению имуществом города Череповца.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца, в качестве третьего лица - Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Истец К.Л. и ее представитель Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчиков мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом г. Череповца, третьего лица Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В представленных суду отзывах мэрия города Череповца и Комитет по управлению имуществом г. Череповца с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении. Указали на отсутствие оснований для включения истца в реестр участников долевого строительства, установленных Законом области "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области", а именно участниками долевого строительства многоквартирного дома некоммерческая организация для защиты их прав не создана, в связи с расторжением договора инвестирования строительства жилого дома и взыскания уплаченных денежных средств, истец утратил право требования жилого помещения. Приказ Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 устанавливает критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших исключительно в целях ведения реестра таких граждан, ведение которого осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области в представленном суду отзыве указала, что Федеральный закон от 23.07.2013 N 241-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." и Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших..." к мерам социальной поддержки, установленным Законом области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ, отношения не имеют. Реестр, формируемый в соответствии с указанным выше Приказом, ведет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области, куда К.Л. по вопросу включения ее в реестр не обращалась.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе К.Л. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие законодательства области федеральному законодательству в части оснований (критериев) включения в реестр пострадавших граждан от недобросовестных застройщиков. Полагает, что указанные основания должны быть едиными, в связи с чем, в данной части должны применяться критерии, утвержденные Приказом N 403 Минрегион России.
В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области просит отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
Приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Вологодской области является Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 N 1211).
Как следует из материалов дела, К.Л. с соответствующим заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как это предусмотрено пунктом 9 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, в Инспекцию государственного строительного надзора Вологодской области не обращалась.
Вместе с тем, отношения, связанные с защитой прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области регулируются Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области".
В силу положений части 1 статьи 2 вышеназванного Закона участником долевого строительства многоквартирного дома признается гражданин, заключивший до даты вступления в силу настоящего закона области с застройщиком договор участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", имеющий права требования к застройщику, нарушившему предусмотренный договором срок передачи объекта долевого строительства (жилого помещения) более чем на 300 календарных дней, не обративший взыскание на предмет залога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между К.Л. и ООО "..." <ДАТА> заключен договор N ... инвестирования строительства жилого дома, который в последующем был расторгнут в судебном порядке, уплаченные по нему денежные средства взысканы в судебном порядке, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, право требования к застройщику о передаче объекта недвижимости у истца отсутствует.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" уполномоченный орган исполнительной государственной власти области осуществляет: прием заявления некоммерческой организации о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; принятие решения о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего закона области; формирование реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений; проведение конкурса по определению юридического лица, обязующегося предоставить участникам строительства жилые помещения; заключение с победителем конкурса соглашения в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего закона области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2013 N 599 утвержден Порядок ведения реестра граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области (далее Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ведение (формирование) реестра осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, постановлением от 30.01.2014 N 566 "О возложении функции по реализации отдельных государственных полномочий" передала Комитету по управлению имуществом города полномочия, в том числе по формированию реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений.
В соответствии со статьей 5 Закона Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" меры по защите прав участников строительства, предусмотренные статьей 3 настоящего закона области, предоставляются при соблюдении следующих условий: принятие решения всеми участниками строительства о создании некоммерческой организации для защиты своих прав; заключение соглашения между всеми участниками строительства и застройщиком, содержащего: обязательства всех участников строительства уступить победителю конкурса права требования жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, доли в праве собственности на многоквартирный дом (права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме); обязательство застройщика передать победителю конкурса права на многоквартирный дом, проектную документацию и земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, предусмотренная Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" процедура для включения в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, истцом соблюдена не была.
Участниками долевого строительства многоквартирного дома N ... по <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона области, некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома N ... по <адрес> соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона области, в Комитет по управлению имуществом города такая некоммерческая организация не обращалась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных К.Л. требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что для включения в реестр, формируемый Комитетом по управлению имуществом города, должны применяться критерии, установленные для реестра, формируемого Инспекцией Государственного строительного надзора Вологодской области по приказу Минрегионразвития России N 403, поскольку указанные реестры имеют различные критерии и цели формирования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
О.В.ЖИДКОВА
М.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2395/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N 33-2395/2014
Судья: Филиппова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Л. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05.03.2014, которым в удовлетворении исковых требований К.Л. к мэрии города Череповца, Комитету по управлению имуществом города Череповца о включении в реестр участников долевого строительства отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца по доверенности Ф., судебная коллегия
установила:
<ДАТА> между обществом с ограниченной ответственностью "..." (далее ООО "...", инвестор) и К.Л. (субинвестор) заключен договор N ... инвестирования строительства жилого дома со строительным N ... (по генплану) в ... мкр <адрес>, согласно которому инвестор обязался построить и передать субинвестору квартиру общей площадью ... кв. м со строительным номером N ... на ... этаже.
Во исполнение условий договора К.Л. произвела полную оплату стоимости квартиры в сумме ... рублей.
Решением Череповецкого городского суда от <ДАТА>, вступившим в законную силу, договор N ... от <ДАТА> расторгнут, с ООО "..." в пользу К.Л. взыскано ... рублей, из них ... рублей долг по договору, ... рублей - проценты.
В ... году ООО "..." ликвидировано в связи с банкротством, сведения о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены ....
Вступившим в законную силу приговором Череповецкого городского суда от <ДАТА> генеральный директор ООО "..." К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По данному уголовному делу К.Л. признана потерпевшей.
<ДАТА> в мэрию г. Череповца поступило коллективное обращение участников долевого строительства жилого дома со строительным номером N ... в ... мкр. на <адрес> о защите нарушенных прав, как обманутых дольщиков, и внесения их в реестр участников долевого строительства, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
Письмом мэрии города Череповца N ... от <ДАТА> обманутым дольщикам по строительству дома N ... в ... мкр. на <адрес> отказано во включении в реестр участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве.
Полагая отказ незаконным, <ДАТА> К.Л. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, в котором просила обязать ответчика включить ее (К.Л.) в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
В обоснование требований указала, что соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, и подлежит включению в реестр участников долевого строительства, формируемый Комитетом по управлению имуществом города Череповца.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца, в качестве третьего лица - Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Истец К.Л. и ее представитель Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчиков мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом г. Череповца, третьего лица Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В представленных суду отзывах мэрия города Череповца и Комитет по управлению имуществом г. Череповца с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении. Указали на отсутствие оснований для включения истца в реестр участников долевого строительства, установленных Законом области "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области", а именно участниками долевого строительства многоквартирного дома некоммерческая организация для защиты их прав не создана, в связи с расторжением договора инвестирования строительства жилого дома и взыскания уплаченных денежных средств, истец утратил право требования жилого помещения. Приказ Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 устанавливает критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших исключительно в целях ведения реестра таких граждан, ведение которого осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области в представленном суду отзыве указала, что Федеральный закон от 23.07.2013 N 241-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." и Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших..." к мерам социальной поддержки, установленным Законом области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ, отношения не имеют. Реестр, формируемый в соответствии с указанным выше Приказом, ведет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области, куда К.Л. по вопросу включения ее в реестр не обращалась.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе К.Л. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие законодательства области федеральному законодательству в части оснований (критериев) включения в реестр пострадавших граждан от недобросовестных застройщиков. Полагает, что указанные основания должны быть едиными, в связи с чем, в данной части должны применяться критерии, утвержденные Приказом N 403 Минрегион России.
В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области просит отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
Приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Вологодской области является Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 N 1211).
Как следует из материалов дела, К.Л. с соответствующим заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как это предусмотрено пунктом 9 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, в Инспекцию государственного строительного надзора Вологодской области не обращалась.
Вместе с тем, отношения, связанные с защитой прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области регулируются Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области".
В силу положений части 1 статьи 2 вышеназванного Закона участником долевого строительства многоквартирного дома признается гражданин, заключивший до даты вступления в силу настоящего закона области с застройщиком договор участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", имеющий права требования к застройщику, нарушившему предусмотренный договором срок передачи объекта долевого строительства (жилого помещения) более чем на 300 календарных дней, не обративший взыскание на предмет залога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между К.Л. и ООО "..." <ДАТА> заключен договор N ... инвестирования строительства жилого дома, который в последующем был расторгнут в судебном порядке, уплаченные по нему денежные средства взысканы в судебном порядке, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, право требования к застройщику о передаче объекта недвижимости у истца отсутствует.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" уполномоченный орган исполнительной государственной власти области осуществляет: прием заявления некоммерческой организации о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; принятие решения о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего закона области; формирование реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений; проведение конкурса по определению юридического лица, обязующегося предоставить участникам строительства жилые помещения; заключение с победителем конкурса соглашения в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего закона области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2013 N 599 утвержден Порядок ведения реестра граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области (далее Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ведение (формирование) реестра осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, постановлением от 30.01.2014 N 566 "О возложении функции по реализации отдельных государственных полномочий" передала Комитету по управлению имуществом города полномочия, в том числе по формированию реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений.
В соответствии со статьей 5 Закона Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" меры по защите прав участников строительства, предусмотренные статьей 3 настоящего закона области, предоставляются при соблюдении следующих условий: принятие решения всеми участниками строительства о создании некоммерческой организации для защиты своих прав; заключение соглашения между всеми участниками строительства и застройщиком, содержащего: обязательства всех участников строительства уступить победителю конкурса права требования жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, доли в праве собственности на многоквартирный дом (права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме); обязательство застройщика передать победителю конкурса права на многоквартирный дом, проектную документацию и земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, предусмотренная Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" процедура для включения в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, истцом соблюдена не была.
Участниками долевого строительства многоквартирного дома N ... по <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона области, некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома N ... по <адрес> соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона области, в Комитет по управлению имуществом города такая некоммерческая организация не обращалась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных К.Л. требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что для включения в реестр, формируемый Комитетом по управлению имуществом города, должны применяться критерии, установленные для реестра, формируемого Инспекцией Государственного строительного надзора Вологодской области по приказу Минрегионразвития России N 403, поскольку указанные реестры имеют различные критерии и цели формирования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
О.В.ЖИДКОВА
М.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)