Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1413

Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с законом.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истице было отказано в согласовании переустройства жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N 33-1413


Судья: Безруков А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Веневский район
на решение Веневского районного суда Тульской области от 19 марта 2015 года по делу по заявлению Г. о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
Заявленные требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит кв....
В связи с тем, что центральная система отопления жилого дома не обеспечивала необходимый температурный режим в квартире, в дата заявитель обратилась в администрацию муниципального образования Веневский район за разрешением о переустройстве системы отопления, где им разъяснили, что запрашиваемое переустройство возможно при согласовании общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме, а также сборе необходимых документов.
дата Г. подала в администрацию муниципального образования Веневский район заявление о переустройстве жилого помещения, приложив необходимые документы. Однако, администрация муниципального образования Веневский район, рассмотрев ее обращение, дата отказала в выдаче решения на переустройство жилого помещения, ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 36 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 6.1.1. Свода правил СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляции и кондиционирование воздуха" действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в многоквартирных домах. Также нормы Градостроительного и Жилищного кодексов РФ, которыми при реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме предусмотрено согласие на проведение реконструкции всех собственником жилых помещений в многоквартирном доме.
Заявитель считает, что ею соблюден порядок обращения с заявлением в администрацию муниципального образования Веневский район о переустройстве жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления.
При составлении проекта газификации ею затрачены собственные средства, однако администрация муниципального образования Веневский район отказала в выдаче решения на переустройство жилого помещения.
Просила признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от дата N * об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу:... обязав администрацию муниципального образования Веневский район принять решение о переустройстве жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
Заявитель Г., ее представитель по доверенности Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в представленном суду заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования просили удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Веневский район в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд не представил.
Решением Веневского районного суда Тульской области постановлено: заявленные требования Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от дата N * об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу:..., принадлежащего на праве долевой собственности Г..
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район принять новое решение по заявлению Г. о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу:... в соответствии с действующим законодательством, в установленные законом сроки.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Веневский район просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения Г., ее представителя по доверенности Б., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, то оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г. является собственником квартиры N... что подтверждается договором передачи, свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Согласно справке, выданной ООО "Управляющая компания город Венев", в квартире N... на регистрационном учете состоит Г., в доме 16 квартир.
дата ООО "Управляющая компания г. Венев", в лице главного инженера Е. выдало Г. технические условия на реконструкцию инженерных сетей в квартире...
дата Г. получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала ОАО "Тулаоблагаз" - трест "Новомосковскмежрайгаз", сроком действия 2 года.
Заявителем представлен рабочий проект по установке газового оборудования - отопительного котла "Vaillant", выполненный ООО "Инжсервис-проект".
Из акта N * от дата о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов следует, что дымовентканалы в квартире... соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ.
дата Г. обратилась в администрацию муниципального образования Веневский район с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения - квартиры..., приложив указанные выше документы.
Однако, решением органа местного самоуправления N * от дата ей отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схеме теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения"; ст. 36 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 6.1.1. Свода правил СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляции и кондиционирование воздуха" действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в многоквартирных домах. Также нормы Градостроительного и Жилищного кодексов РФ, которыми при реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме предусмотрено согласие на проведение реконструкции всех собственником жилых помещений в многоквартирном доме.
Заявитель с указанным решением органа местного самоуправления не согласна, считает его незаконным.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
Также из содержания указанной нормы следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
- давление теплоносителя - до 1 МПа.
В своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу:... администрация муниципального образования Веневский район не отразила, отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения, требованиям п. 44 вышеназванных Правил.
Оспариваемое решение составлено администрацией муниципального образования Веневский район в виде письменного ответа на обращение Г. по существу является отказом администрации муниципального образования Веневский район в согласовании переустройства квартиры, принадлежащей на праве собственности заявителю.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое заявителями решение не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в соответствии с которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК РФ с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании.
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования Веневский район от дата нельзя признать законным. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда от 19 марта 2015 года по доводам апелляционной жалобы администрации муниципального образования Веневский район.
Удовлетворяя заявление Г., суд первой инстанции возложил на администрацию муниципального образования Веневский район обязанность принять новое решение о переустройстве жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности заявителям.
Данный вывод суда основан на том, что администрацией муниципального образования Веневский район не представлены доказательства того, что осуществление переустройства заявителями в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является преждевременным, так как такого основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения в связи с установкой в принадлежащей заявителю квартире индивидуального источника тепловой энергии в ответе администрации муниципального образования Веневский район от дата не содержится.
Данные указания подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
Кроме того заслуживает внимания и довод апелляционной жалобы о том, что на демонтаж внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальные источники тепловой энергии необходимо согласие всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Вывод суда основан также на том, что заявителями представлен протокол общего собрания собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу:... на котором рассматривался вопрос о переустройстве квартиры N *. На собрании присутствовало 10 человек, которые не возражали против переустройства указанной квартиры
Согласно п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относится к общему имуществу собственников.
Отключение квартиры в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой газового оборудования предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. В нарушение ч. 3 ст. 36 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на указанное переустройство в принадлежащей заявителю квартире получено не было.
Из материалов дела усматривается, что в доме N... расположено 16 квартир. На общем собрании, на котором обсуждался вопрос о получении согласия на переустройство принадлежащей заявителям квартиры, присутствовали только 10 человек.
Доказательств, подтверждающих количество собственников помещений в указанном многоквартирном доме, не представлено.
В связи с этим данные указания также подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в части возложения обязанности на Администрацию МО Веневский район в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район рассмотреть заявление Г. о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу:... в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не влияют на обоснованность и законность решения суда, не опровергают вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования, судебная коллегия находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Веневского районного суда Тульской области от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Веневский район - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения Веневского районного суда Тульской области от 19 марта 2015 года в части возложения обязанности на Администрацию МО Веневский район в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район рассмотреть заявление Г. о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу:... в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с действующим законодательством.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)