Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Недоборовский В.В. по доверенности от 13.02.2014 N 4
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22327/2014) Государственной жилищной инспекции Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2014 по делу N А42-1344/2014 (судья Н.Ю.Алексина), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания от 31.01.2014 N 80
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Колэнерго" (ОГРН 1047855175785; г. Мурманск, ул. Коминтерна, дом 5; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850; г. Мурманск, ул. Софьи Перовской дом 25/26; далее - Инспекция) от 31.01.2014 N 80.
Решением суда от 15.07.2014 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на незаконность принятого по делу судебного акта, а также на неправильное применение норм материального права, просит решение от 15.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии обязанности выставлять платежные документы у ресурсоснабжающей организации, в случае отсутствия письменного договора с товариществом собственников жилья, сделан в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 05.12.2013 N 2812 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" проведена проверка по факту коллективного обращения жителей многоквартирного дома 6 по ул. Парковая в г. Оленегорске Мурманской области в связи с отсутствием платежных документов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению за период с июля 2013 года.
По результатам составлен акт от 27.12.2013 N 2331, из которого следует, что управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья (ТСЖ "Парковая 6").
Вместе с тем, договор энергоснабжения от 02.03.2013 N 886 ОАО "МРСК Северо-Запада" (как гарантирующим поставщиком) с ТСЖ "Парковая 6" на момент проверки не заключен.
Установив, что квитанции в спорный период за услуги электроснабжения жильцам не выставлялись, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 15, подпункта "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки Обществу вынесено предписание N 80/25 от 31.01.2014, согласно которому ОАО "МРСК Северо-Запада" обязано устранить выявленные нарушения пункта 15, подпункта "б" пункта 17 Правил N 354, выразившиеся в непредъявлении платежных документов потребителям многоквартирного дома 6 по ул. Парковая за коммунальную услугу по электроснабжению.
Считая вышеназванное предписание Инспекции незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекция не доказала нарушение Обществом Правил N 354.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Подпунктом "г" пункта 31 и пунктом 67 Правил N 354 установлено, что обязанность по выпуску квитанций и осуществлению расчета коммунальных услуг возлагается (является обязанностью) исполнителя коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Частью 12 указанной статьи определено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление спорным многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья; проект договора энергоснабжения направлялся ресурсоснабжающей организацией в адрес ТСЖ "Парковая 6" в установленном порядке; услуга по электроснабжению многоквартирного дома N 6 по ул. Парковой в г. Оленегорске Обществом фактически оказывается, доказательства невозможности в данном случае заключения договора энергоснабжения с товариществом собственников жилья в материалах дела отсутствуют, плата рассчитывается Обществом исходя из объема поставленного ресурса, что подтверждено представленными счетами-фактурами.
При таких обстоятельствах, следует признать правомерными выводы суда первой инстанции о том, что обязанность как по поставке коммунального ресурса, так и по начислению платы за поставленную электроэнергию, выполняется Обществом в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем исполнителем по подаче коммунального ресурса является товарищество собственников жилья.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает на неправильность выводов суда первой инстанции об отсутствии обязанности у ресурсоснабжающей организации выставлять платежные документы, в случае отсутствия письменного договора энергоснабжения.
Между тем, суд первой инстанции в оспариваемом решении обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ресурсоснабжающей организации (ОАО "МРСК Северо-Запада") обязанности, установленной Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг по выпуску и направлению документов за коммунальные услуги в адрес жильцов многоквартирного дома ввиду отсутствия письменного договора энергоснабжения.
При этом, законодательство РФ, а также действующая судебная практика не ставит факт наличия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в зависимость от наличия письменного договора.
Таким образом, в рассматриваемом случае ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила N 354 не устанавливают для ресурсоснабжающей организации обязанности по выпуску и направлению платежных документов за коммунальные ресурсы в адрес жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку Инспекция не доказала нарушение Обществом Правил N 354, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, а требования Общества - удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 15.07.2014, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области следует оставить без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2014 по делу N А42-1344/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А42-1344/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А42-1344/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Недоборовский В.В. по доверенности от 13.02.2014 N 4
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22327/2014) Государственной жилищной инспекции Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2014 по делу N А42-1344/2014 (судья Н.Ю.Алексина), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания от 31.01.2014 N 80
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Колэнерго" (ОГРН 1047855175785; г. Мурманск, ул. Коминтерна, дом 5; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850; г. Мурманск, ул. Софьи Перовской дом 25/26; далее - Инспекция) от 31.01.2014 N 80.
Решением суда от 15.07.2014 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на незаконность принятого по делу судебного акта, а также на неправильное применение норм материального права, просит решение от 15.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии обязанности выставлять платежные документы у ресурсоснабжающей организации, в случае отсутствия письменного договора с товариществом собственников жилья, сделан в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 05.12.2013 N 2812 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" проведена проверка по факту коллективного обращения жителей многоквартирного дома 6 по ул. Парковая в г. Оленегорске Мурманской области в связи с отсутствием платежных документов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению за период с июля 2013 года.
По результатам составлен акт от 27.12.2013 N 2331, из которого следует, что управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья (ТСЖ "Парковая 6").
Вместе с тем, договор энергоснабжения от 02.03.2013 N 886 ОАО "МРСК Северо-Запада" (как гарантирующим поставщиком) с ТСЖ "Парковая 6" на момент проверки не заключен.
Установив, что квитанции в спорный период за услуги электроснабжения жильцам не выставлялись, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 15, подпункта "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки Обществу вынесено предписание N 80/25 от 31.01.2014, согласно которому ОАО "МРСК Северо-Запада" обязано устранить выявленные нарушения пункта 15, подпункта "б" пункта 17 Правил N 354, выразившиеся в непредъявлении платежных документов потребителям многоквартирного дома 6 по ул. Парковая за коммунальную услугу по электроснабжению.
Считая вышеназванное предписание Инспекции незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекция не доказала нарушение Обществом Правил N 354.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Подпунктом "г" пункта 31 и пунктом 67 Правил N 354 установлено, что обязанность по выпуску квитанций и осуществлению расчета коммунальных услуг возлагается (является обязанностью) исполнителя коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Частью 12 указанной статьи определено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление спорным многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья; проект договора энергоснабжения направлялся ресурсоснабжающей организацией в адрес ТСЖ "Парковая 6" в установленном порядке; услуга по электроснабжению многоквартирного дома N 6 по ул. Парковой в г. Оленегорске Обществом фактически оказывается, доказательства невозможности в данном случае заключения договора энергоснабжения с товариществом собственников жилья в материалах дела отсутствуют, плата рассчитывается Обществом исходя из объема поставленного ресурса, что подтверждено представленными счетами-фактурами.
При таких обстоятельствах, следует признать правомерными выводы суда первой инстанции о том, что обязанность как по поставке коммунального ресурса, так и по начислению платы за поставленную электроэнергию, выполняется Обществом в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем исполнителем по подаче коммунального ресурса является товарищество собственников жилья.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает на неправильность выводов суда первой инстанции об отсутствии обязанности у ресурсоснабжающей организации выставлять платежные документы, в случае отсутствия письменного договора энергоснабжения.
Между тем, суд первой инстанции в оспариваемом решении обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ресурсоснабжающей организации (ОАО "МРСК Северо-Запада") обязанности, установленной Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг по выпуску и направлению документов за коммунальные услуги в адрес жильцов многоквартирного дома ввиду отсутствия письменного договора энергоснабжения.
При этом, законодательство РФ, а также действующая судебная практика не ставит факт наличия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в зависимость от наличия письменного договора.
Таким образом, в рассматриваемом случае ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила N 354 не устанавливают для ресурсоснабжающей организации обязанности по выпуску и направлению платежных документов за коммунальные ресурсы в адрес жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку Инспекция не доказала нарушение Обществом Правил N 354, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, а требования Общества - удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 15.07.2014, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области следует оставить без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2014 по делу N А42-1344/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)