Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.02.2014 N 33-449-2014(33-8932-2013)

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. N 33-449-2014(33-8932-2013)


Судья Нуждин А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Каширской Е.Н., Пересыпкиной Т.И.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. Указал, что проверкой участка автомобильной дороги: г. Оренбург, ул. Томилинская, установлено, что по четной стороне улицы в районе домов N отсутствует тротуар, что не соответствует требованиям пункту 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" - при двусторонней застройке тротуары располагаются с обеих сторон дороги. В районе дома N по ул. Томилинской г. Оренбурга обустроена парковка, забор которой примыкает от дома к проезжей части, что препятствует безопасному движению пешеходов (выход на проезжую часть), и не соответствует пункту 4.1 правил дорожного движения РФ.
ОГИБДД УМВД России по г. Оренбургу в адрес Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга 25 апреля 2013 г. вынесено представление об устранении нарушений закона, которое осталось не исполненным.
Просил признать незаконным бездействие Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения". Обязать ответчика обустроить участок автомобильной дороги: г.Оренбург ул. Томилинская по четной стороне улицы в районе домов N в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок не позднее 01 ноября 2013 г.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне ответчика были привлечены ТСЖ "Мир", УФСБ России по Оренбургской области, Администрация Южного округа г. Оренбурга.
В судебном заседании истец уточнил заявленные требования в части обязания ответчика обустроить тротуар в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок не позднее 01 июля 2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2013 года заявление прокурора г. Оренбурга удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения". Обязал Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга обустроить тротуар на участке автомобильной дороги: г.Оренбург ул. Томилинская по четной стороне улицы в районе домов NN в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок не позднее 01 июля 2014 г.
Ответчик с решением суда не согласился, в обоснование апелляционной жалобы указал, что суд при вынесении решения применил норму, не подлежащую применению, а именно, пункт 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который вступил в силу с 01 июля 2008 г. и распространяет свое действие на проектировании новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений. То есть для уже существующих объектов имеет рекомендательный, но не обязательный характер. Кроме того, расходы на обустройство тротуара по ул. Томилинской по четной стороне на 2013 г. в бюджет не внесены, следовательно, незаконное бездействие ответчика отсутствует.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга по доверенности Ч. поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что исполнение решения суда нарушит права третьих лиц, поскольку обустройство тротуара вплотную к стене дома нарушает градостроительные нормы и правила, кроме того, вдоль дороги располагается палисадник и зеленые насаждения.
Представитель заинтересованного лица УФСБ России по Оренбургской области Т., действующая на основании доверенности, полагала апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Заявитель, представители заинтересованных лиц ТСЖ "Мир", Администрации Южного округа г. Оренбурга, УМВД России по городу Оренбургу, специалист Департамента градостроительства и земельных отношений в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 3, 6, 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Судом первой инстанции установлено, что на участке автомобильной дороги: г.Оренбург, ул. Томилинская имеется двухсторонняя застройка. По четной стороне улицы в районе домов N - N отсутствует тротуар, что подтверждается актом от 29 июля 2013 г. Возле дома N обустроена парковка, забор которой примыкает от дома к проезжей части, тем самым препятствует безопасному движению пешеходов, вынуждая их выходить на проезжую часть. В соответствии с договором N безвозмездного пользования нежилым помещением от (дата), согласно которому Управление ЖКХ администрации г. Оренбурга передало УФСБ России по Оренбургской области в безвозмездное пользование нежилое помещение N 2, расположенное по адресу: (адрес) сроком на ***. Прилегающая территория в безвозмездное пользование не передавалась. Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7). Кроме того, согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования. Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТа Р-52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р-52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.Удовлетворяя требования прокурора об обязании Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга оборудовать тротуар на участке автомобильной дороги: г.Оренбург, ул.Томилинская по четной стороне улицы в районе домов N, суд обоснованно руководствовался пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007, которые распространяются в том числе и на реконструкцию существующих в городских населенных пунктах дорог. Учитывая вышеуказанное, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц.С доводами апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы ГОСТ Р 52766-2007, который подлежит применению только к вновь разрабатываемой градостроительной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, судебная коллегия согласиться не может, так как данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Довод апелляционной жалобы о добровольности применения национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 сводится к иному ошибочному толкованию норм материального права, в связи с чем не может быть принят судебной коллегией во внимание. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 52766-2007. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в введении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Доводы жалобы об отсутствии технической возможности обустройства тротуара на указанном участке дороги, а также доводы то том, что это может повлечь нарушение прав третьих лиц - собственников прилегающего к дороге жилья, являются несостоятельными, поскольку доказательства этим доводам в суд первой инстанции и при рассмотрении дела в апелляционной инстанции не представлены.Не являются обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что незаконное бездействие Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга отсутствует, поскольку расходы на обустройство тротуара по ул. Томилинской по четной стороне не предусмотрены на 2013 год. Данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ, поскольку приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от N 196-ФЗ). Кроме того, невыполнение обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии в соответствие с установленными требованиями, может привести к жертвам среди участников дорожного движения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 320 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)