Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., рассмотрев 20.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А42-267/2014 (судьи Семенова А.Б., Будылева М.В., Лопато И.Б.),
установил:
Администрация закрытого административно-территориального образования города Заозерска Мурманской области, место нахождения: 184310, Мурманская область, город Заозерск, переулок Школьный, дом 1, ОГРН 1025100805091, ИНН 5115300144 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Книповича, дом 9, литера А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление) от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МСТК", место нахождения: 183025, город Мурманск, улица Полярной Правды, дом 6, ОГРН 1135190004410, ИНН 5190019790 (далее - ООО "МСТК", Общество).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.2014 (судья Беляева Л.Е.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 решение от 03.04.2014 отменено, решение и предписание Управления от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01-144 признаны недействительными.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 04.09.2014, оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.04.2014.
Администрация в представленном отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить постановление от 04.09.2014 по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, назначенное на 23.12.2014, не явились.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2014 судебное разбирательство по делу было отложено на 20.01.2015 (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
20.01.2015 судебное заседание продолжено тем же составом суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение постановления Администрации от 16.10.2013 N 942 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности ЗАТО города Заозерска Мурманской области" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru 19.11.2013 размещено извещение N 181113/4414865/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО города Заозерска Мурманской области по трем лотам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 от 23.12.2013 N 1 на участие в конкурсе (по трем лотам) были поданы заявки муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", общества с ограниченной ответственностью "МСТК", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные услуги "Никель".
25.12.2013 конкурсной комиссией проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе и составлен протокол N 2, согласно которому ООО "МСТК" не допущено к участию в конкурсе по всем трем лотам на основании подпункта 5 пункта 15 и пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Фактическим основанием отказа явилось непредставление утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период и отсутствие данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Считая данное отклонение заявки незаконным и необоснованным, ООО "МСТК" обратилось в УФАС с жалобой на действия Администрации.
По результатам рассмотрения указанной жалобы УФАС принято решение от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01, которым конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в ЗАТО города Заозерск Мурманской области признана нарушившей пункт 18 Правил N 75.
Кроме того, Управлением выдано предписание, в соответствии с которым на конкурсную комиссию возложена обязанность, в срок до 27.01.2014, устранить вышеуказанное нарушение путем отмены Протоколов N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 по лотам 1, 2, 3.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации отсутствие в составе заявки ООО "МСТК" бухгалтерского баланса не может являться законным основанием для решения конкурсной комиссии о его недопущении к участию в конкурсе.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда первой инстанции, посчитав, что ООО "МСТК" имело возможность представить к заявке на участие в открытом конкурсе требуемые документы бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с учетом даты ее создания (за 9 месяцев) с отметкой налогового органа или иные документы, подтверждающие стабильное финансово-экономическое состояние организации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами N 75.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов, либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
К числу документов, необходимых для приложения к заявке на участие в конкурсе пункт 53 Правил N 75 относит, в том числе, бухгалтерский баланс за последний отчетный период.
Поскольку в данном случае Общество работает по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и учитывая его дату создания (17.04.2013), данное требование Правил N 75 Обществом не исполнено, что послужило основанием для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из положений статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики - организации представляют в налоговый орган по месту ее нахождения налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Составление бухгалтерского баланса, как верно отметили суды, а также его подача в налоговый орган для таких организаций не предусмотрена.
Таким образом, подтверждением положительной финансовой деятельности Общества является утвержденная налоговым органом декларация.
Согласно статья 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Подача налоговых деклараций за иные, промежуточные периоды законодательством не предусмотрена.
Кроме того, как следует из материалов дела, ООО "МСТК" было образовано и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску только 17.04.2013 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия 51 N 001836337).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (часть 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ).
Поскольку срок формирования и подачи налоговой отчетности ООО "МСТК" на момент объявления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности (19.11.2013) еще не наступил, оно объективно не имело возможности представить копию налоговой декларации за последний налоговый период - с 01.01.2012 по 31.01.2012.
Также следует отметить, что содержащееся в пункте 56 Правил N 75 требование о представлении участником копии утвержденного бухгалтерского баланса обусловлено, прежде всего, необходимостью формирования полного и достоверного представления о финансово-хозяйственной деятельности конкурсанта с целью установления у него возможностей исполнения обязательств по предмету конкурса.
Вместе с тем Обществом были предприняты все возможные меры для подтверждения своего финансового состояния - справка о кредиторской задолженности от 16.12.2013 N 29, справка о балансовой стоимости активов по состоянию на 01.12.2013, а также копия информационного письма о переходе на упрощенную систему налогообложения от 20.05.2013 N 1175.
Согласно пункту 2 Правил N 75 претендентом на участие в конкурсе является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.
Создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей является одним из принципов проведения конкурса (подпункт 1 пункта 4 Правил N 75).
Исходя из изложенного, недопущение к участию в конкурсе организации, у которой отсутствует бухгалтерский баланс (налоговая декларация) по причине не наступления для них отчетного периода, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса.
Применительно к обстоятельствам данного спора правовые основания для признания недействительными решения и предписания УФАС от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01 отсутствовали, что было правильно учтено судом первой инстанции, решение которого от 03.04.2014 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А42-267/2014 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.2014 по тому же делу.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2015 ПО ДЕЛУ N А42-267/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. по делу N А42-267/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., рассмотрев 20.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А42-267/2014 (судьи Семенова А.Б., Будылева М.В., Лопато И.Б.),
установил:
Администрация закрытого административно-территориального образования города Заозерска Мурманской области, место нахождения: 184310, Мурманская область, город Заозерск, переулок Школьный, дом 1, ОГРН 1025100805091, ИНН 5115300144 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Книповича, дом 9, литера А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление) от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МСТК", место нахождения: 183025, город Мурманск, улица Полярной Правды, дом 6, ОГРН 1135190004410, ИНН 5190019790 (далее - ООО "МСТК", Общество).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.2014 (судья Беляева Л.Е.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 решение от 03.04.2014 отменено, решение и предписание Управления от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01-144 признаны недействительными.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 04.09.2014, оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.04.2014.
Администрация в представленном отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить постановление от 04.09.2014 по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, назначенное на 23.12.2014, не явились.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2014 судебное разбирательство по делу было отложено на 20.01.2015 (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
20.01.2015 судебное заседание продолжено тем же составом суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение постановления Администрации от 16.10.2013 N 942 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности ЗАТО города Заозерска Мурманской области" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru 19.11.2013 размещено извещение N 181113/4414865/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО города Заозерска Мурманской области по трем лотам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 от 23.12.2013 N 1 на участие в конкурсе (по трем лотам) были поданы заявки муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", общества с ограниченной ответственностью "МСТК", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные услуги "Никель".
25.12.2013 конкурсной комиссией проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе и составлен протокол N 2, согласно которому ООО "МСТК" не допущено к участию в конкурсе по всем трем лотам на основании подпункта 5 пункта 15 и пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Фактическим основанием отказа явилось непредставление утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период и отсутствие данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Считая данное отклонение заявки незаконным и необоснованным, ООО "МСТК" обратилось в УФАС с жалобой на действия Администрации.
По результатам рассмотрения указанной жалобы УФАС принято решение от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01, которым конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в ЗАТО города Заозерск Мурманской области признана нарушившей пункт 18 Правил N 75.
Кроме того, Управлением выдано предписание, в соответствии с которым на конкурсную комиссию возложена обязанность, в срок до 27.01.2014, устранить вышеуказанное нарушение путем отмены Протоколов N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 по лотам 1, 2, 3.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации отсутствие в составе заявки ООО "МСТК" бухгалтерского баланса не может являться законным основанием для решения конкурсной комиссии о его недопущении к участию в конкурсе.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда первой инстанции, посчитав, что ООО "МСТК" имело возможность представить к заявке на участие в открытом конкурсе требуемые документы бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с учетом даты ее создания (за 9 месяцев) с отметкой налогового органа или иные документы, подтверждающие стабильное финансово-экономическое состояние организации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами N 75.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов, либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
К числу документов, необходимых для приложения к заявке на участие в конкурсе пункт 53 Правил N 75 относит, в том числе, бухгалтерский баланс за последний отчетный период.
Поскольку в данном случае Общество работает по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и учитывая его дату создания (17.04.2013), данное требование Правил N 75 Обществом не исполнено, что послужило основанием для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из положений статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики - организации представляют в налоговый орган по месту ее нахождения налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Составление бухгалтерского баланса, как верно отметили суды, а также его подача в налоговый орган для таких организаций не предусмотрена.
Таким образом, подтверждением положительной финансовой деятельности Общества является утвержденная налоговым органом декларация.
Согласно статья 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Подача налоговых деклараций за иные, промежуточные периоды законодательством не предусмотрена.
Кроме того, как следует из материалов дела, ООО "МСТК" было образовано и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску только 17.04.2013 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия 51 N 001836337).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (часть 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ).
Поскольку срок формирования и подачи налоговой отчетности ООО "МСТК" на момент объявления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности (19.11.2013) еще не наступил, оно объективно не имело возможности представить копию налоговой декларации за последний налоговый период - с 01.01.2012 по 31.01.2012.
Также следует отметить, что содержащееся в пункте 56 Правил N 75 требование о представлении участником копии утвержденного бухгалтерского баланса обусловлено, прежде всего, необходимостью формирования полного и достоверного представления о финансово-хозяйственной деятельности конкурсанта с целью установления у него возможностей исполнения обязательств по предмету конкурса.
Вместе с тем Обществом были предприняты все возможные меры для подтверждения своего финансового состояния - справка о кредиторской задолженности от 16.12.2013 N 29, справка о балансовой стоимости активов по состоянию на 01.12.2013, а также копия информационного письма о переходе на упрощенную систему налогообложения от 20.05.2013 N 1175.
Согласно пункту 2 Правил N 75 претендентом на участие в конкурсе является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.
Создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей является одним из принципов проведения конкурса (подпункт 1 пункта 4 Правил N 75).
Исходя из изложенного, недопущение к участию в конкурсе организации, у которой отсутствует бухгалтерский баланс (налоговая декларация) по причине не наступления для них отчетного периода, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса.
Применительно к обстоятельствам данного спора правовые основания для признания недействительными решения и предписания УФАС от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01 отсутствовали, что было правильно учтено судом первой инстанции, решение которого от 03.04.2014 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А42-267/2014 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.2014 по тому же делу.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)