Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2015 ПО ДЕЛУ N А48-4094/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу N А48-4094/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
- от муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал": Гальперина Михаила Рафаиловича, представителя по доверенности N 41/0902 от 14.01.2015; Кузякиной Надежды Владимировны, представителя по доверенности N 4531/09-02 от 31.12.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Промжилстрой": Кацая Александра Александровича, представителя по доверенности б/н от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 года по делу N А48-4094/2014 (судья М.А. Старых), принятое по иску муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, ИНН 5701000368) к обществу с ограниченной ответственностью "Промжилстрой" (ОГРН 1035754002855, ИНН 5754003130) о взыскании 3 668 599 руб. 06 коп.,

установил:

Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (далее - истец, МУП ВКХ "Орелводоканал") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промжилстрой" (далее - ответчик, ООО "Промжилстрой") о взыскании 3 668 599 руб. 06 коп., в том числе: 1 766 167 руб. - задолженность по внесению платы за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения по договору от 05.10.2011 г. N 94; 1 902 432 руб. 06 коп. - неустойка за период с 21.10.2011 г. по 16.09.2014 г.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители МУП ВКХ "Орелводоканал" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просили его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Промжилстрой" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 22.09.2011 г. письмом N 154 ООО "Промжилстрой" обратилось к МУПП ВКХ "Орелводоканал" с просьбой выдать технические условия для присоединения к сетям водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома по ул. Бурова.
МУПП ВКХ "Орелводоканал" выдало ООО "Промжилстрой" условия подключения (технические условия для присоединения) к системе коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла на объект - 9-этажный многоквартирный жилой дом (поз.4) по ул. Бурова, МР-6, N 46. Согласно указанным условиям, присоединение объекта к водоснабжению необходимо осуществить от квартальной водопроводной сети Д-200 мм по ул. Бурова, колодец с отм. 211,34/209,59 с установкой отключающей арматуры, (водопроводная сеть в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой"); присоединение объекта к водоотведению осуществить в канализационную сеть Д-200мм по ул. Бурова, (канализационная сеть в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой").
Между ООО "Промжилстрой" (заказчик) и МПП ВКХ "Орелводоканал" (исполнитель) 05.10.2011 г. был заключен договор N 94 о подключении строящегося объекта капитального строительства к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, а именно: 9-этажного многоквартирного жилого дома (поз. 4) по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6. В качестве предмета договора в п. 1.1 указано подключение Объекта с размером нагрузки потребления питьевой воды: 81,49 м 3 /сут., размером нагрузки водоотведения 78,41 м 3/сут., расположенного на земельном участке, принадлежащем Заказчику на праве аренды земельного участка на основании договора аренды 19.02.2007 г. N 187/з, к систему коммунального водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1.2 договора местоположение точек подключения определены условиями подключения сетей водоснабжения и водоотведения объекта от 05.10.2011 г. N 359.
В соответствии с п. 2.2. договора исполнитель обязался осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей водоснабжения и водоотведения к подключению объекта и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360); проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах в установленный договором о подключении срок со дня получения от заказчика уведомления о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта к приему ресурсов. Осуществление названных действий завершается составлением обеими сторонами акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта к подключению к системе коммунального водоснабжения и водоотведения; осуществить не позднее установленной договором о подключении даты подключения (но не ранее подписания акта о готовности) действия по присоединению к системе коммунального водоснабжения и водоотведения внутриплощадочных или внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта.
Согласно п. 2.4.6 договора заказчик обязан для выполнения комплекса работ, предусмотренного "Инвестиционной программой" МПП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Орла на 2008-2014 гг." и обеспечения возможности подключения объекта к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения, внести плату за подключение к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла, согласно Решению Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2006 N 10/178-ГС (в редакции Решений Орловского городского Совета народных депутатов от 29.04.2010 N 2/1012-ГС). Размер платы за подключение определен на основании расчетной нагрузки водопотребления и водоотведения Объекта и тарифов на подключение, утвержденных постановлением Администрации города Орла "О тарифах МПП ВКХ "Орелводоканал" на подключение и тарифах на подключение к водопроводно-канализационной системе г. Орла" от 12.03.2010 N 729 в сумме:
- Водоснабжение: 530 181,6 руб. за 1 м3/час * 81,49 м3/час/24 = 1 800 187,44 руб., в т.ч НДС;
- Водоотведение: 530 181,6 руб. за 1 м3/час * 78,41 м3/час/24 = 1 732 147,47 руб., в т.ч. НДС;
- Всего: 3 532 334,91 руб. 91 коп., в т.ч. НДС.
Пунктом 2.4.7 договора установлен порядок внесения заказчиком оплаты за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, согласно которому заказчик вносит на расчетный счет исполнителя: 529 850 руб. в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 1 236 317 руб. в течение 180 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 1 766 167 руб. 91 коп. - в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов.
В соответствии с п. 5.1 договора исполнитель обязуется осуществить мероприятия по созданию систем коммунального водоснабжения и водоотведения по подключению объекта, предусмотренные п. 2.2.1 настоящего договора, в срок до ввода объекта в эксплуатацию - 3 квартал 2013 года.
Согласно п. 4.1 настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до исполнения в полном объеме всех обязательств.
В пункте 4.5 договора стороны установили, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре.
29.10.2014 г. ответчик направил в адрес истца письмо N 252 с уведомлением об одностороннем расторжении договора от 05.10.2011 г. N 94, в связи с тем, что в обусловленные договором сроки работы по созданию коммунальной инфраструктуры до застраиваемого земельного участка МПП ВКХ "Орелводоканал" не произвело, а создание сетей было осуществлено за счет средств ООО "Промжилстрой".
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по внесению платы за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МПП ВКХ "Орелводоканал".
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров.
В статьях 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (статья 4).
Во исполнение требований законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами (пункт 5 Правил).
Федеральный закон, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2).
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, согласно части первой статьи 12 Федерального закона устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 5 пункта 11).
Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается, что соответствует требованиям Федерального закона, предусматривающего взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения только в тех случаях, когда строительство или реконструкция объектов капитального строительства будут связаны с увеличением потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения иного объекта.
В пункте 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, перечислены существенные условия договора о подключении, где, помимо прочего, указано и о необходимости согласования размера платы за подключение и порядка ее внесения.
В силу статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Представительные органы муниципальных образований утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно статье 12 названного Закона, размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки. Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство объекта.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания также установлены в подпунктах 1 и 3 пункта 14 Правил, в соответствии с которым:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, само по себе наличие инвестиционной программы не свидетельствует о необходимости увеличения мощности систем водоснабжения, к которым подключается вновь построенный объект (жилой дом).
Из материалов дела видно, что решением Орловского городского совета народных депутатов от 28.08.2008 г. N 36/578-ГС утверждена инвестиционная программа МПП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Орла на 2008-2014 годы. Целью данной программы являлось: модернизация (реконструкция) действующих сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла; создание резерва мощности и пропускной способности сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла, необходимых для обеспечения подключения вводимых объектов жилищного и промышленного строительств, объектов соцкультбыта; расширение водопроводно-канализационной системы г. Орла, связанное со строительством новых сетей и сооружений водопровода и канализации, с целью повышения доступности товаров и услуг для потребителей, в том числе обеспечение новых потребителей товарами и услугами организации коммунального комплекса; улучшение качества водоснабжения и очистки сточных вод.
Тариф на подключение установлен постановлением администрации г. Орла от 12.03.2010 г. N 729 "О тарифах МПП ВКХ "Орелводоканал" на подключение и тарифах на подключение к водопроводно-канализационной системе г. Орла" строящихся (вновь создаваемых) объектов недвижимости к водопроводно-канализационной системе г. Орла.
Вместе с тем, из указанной инвестиционной программы не усматривается необходимость проведения работ для увеличения мощности в целях присоединения объекта ответчика, а также, что эти работы были проведены в рамках исполнения спорного договора от 05.10.2011 г. N 94.
Судом области установлено, что спорный объект был внесен изменениями в инвестиционную программу только в 2012 году. Доказательств обратного не представлено.
При этом, доказательств того, что истец приступил к исполнению договора от 05.10.2011 г. N 94 и понес фактические затраты, суду представлено не было.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что водопроводная и канализационная сеть, к которым осуществлено присоединение 9-этажного многоквартирного жилого дома, по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6, построены ответчиком самостоятельно за собственные средства.
Согласно пояснениям представителя ответчика, истец не мог выполнить работы по созданию системы водоотведения и канализации до границ земельного участка, предоставленного для строительства дома N 46 по ул. Бурова, поскольку этот земельный участок граничит с земельным участком, предоставленным истцу для строительства дома N 44 по ул. Бурова, и система водоотведения и канализации от дома 44 продолжается до дома 46. Т.е. ответчик присоединился к системе водоснабжения и канализации, построенной им для другого дома также за счет собственных средств.
Согласно материалам дела, 01.09.2009 г. между ответчиком (заказчик) и ООО "Экспо-лес" (подрядчик) был заключен договор строительного подряда, в силу которого подрядчик принял на себя обязательство по строительству системы водоснабжения и канализации для подключения 10-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6, возводимого ответчиком.
Факт строительства системы водоснабжения и канализации для подключения 10-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6 подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU 57301000-0799-1/11397.
Истцом не оспаривается тот факт, что каких-либо действий по созданию систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка им произведено не было, как и не оспаривается и тот факт, что ООО "Промжилстрой" самостоятельно и за свой счет произвело работы по подключению 9-этажного многоквартирного жилого дома (поз. 4), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6 к системам коммунальной инфраструктуры.
Вместе с тем, суд принято во внимание, что в условиях подключения к системе коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла от 05.10.2011 г. N 359, выданных истцом ответчику, указано на то, что, присоединение объекта к системам водоснабжения и водоотведения будет осуществлено к сетям, находящимся в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой".
Установив фактические обстоятельства по делу, учитывая, что плата по договору была рассчитана с учетом того, именно истец должен создать (реконструировать) систему коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, на котором расположен 9- этажный многоквартирный жилой дом (поз. 4) по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6, специфику предмета договора на подключение, а также назначение платы за технологическое подключение, которое состоит в компенсации плановых экономически обоснованных расходов исполнителя на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, учитывая, что ответчик произвел указанные действия самостоятельно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что договор технологического присоединения от 05.10.2011 г. N 94 не является договором оказания услуг или подряда, и не может содержать указание о выполнении подрядных работ по строительству какого-либо участка водопроводной сети или отрезка трубопровода, подлежит отклонению, как основанный на неверном понимании действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами подписан договор технологического присоединения от 05.10.2011 г. N 94. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 779, 781 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что объект строительства ответчика входит в перечень объектов, плата за подключение которых, предусмотрена инвестиционной программой, не может быть принят во внимание, в связи с тем, что истцом не представлено надлежащих доказательств того, что после заключения договора на подключение объекта строительства ответчика к эксплуатируемым МУП ВКХ "Орелводоканал" сетям, было произведено или планировалось произвести увеличение мощности и (или) пропускной способности данных сетей.
Ссылка в апелляционной жалобе на инвестиционную программу МУП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Орла на 2008-2014 годы, утвержденную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.08.2008 г. N 36/578-ГС, нельзя признать обоснованной, поскольку на момент заключения договора N 94 от 05.10.2011 г., объект строительства ответчика в инвестиционную программу включен не был.
Вместе с тем, из содержания данного документа не представляется возможным установить, что для подключения объекта строительства ответчика к существующим сетям инженерно-технического обеспечения истца требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности самим ответчиком.
Истцом не представлено документов, подтверждающих выполнение им мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности существующих сетей и того, что это было необходимо в связи со строительством объекта ответчика.
Тем не менее, в силу приведенных выше норм права, при определении необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой осуществляется подключение объекта капитального строительства, следует рассматривать сеть, к которой подключается объект непосредственно, а не совокупность сетей инженерной инфраструктуры.
Поскольку, материалами настоящего дела подтверждено, что строительство внеплощадочных сетей истец не осуществлял, а их возведение было произведено за счет ответчика, доводы апелляционной жалобы относительно обязанности по внесению платы за подключение, являются необоснованными, не соответствующие фактическим обстоятельствам по делу.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что в инвестиционную программу МУП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Орла на 2008-2014 годы, утвержденную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.08.2008 г. N 36/578-ГС2) данный объект не включался, считает верным применить к спорным положениям нормы п. п. 2 п. 14 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", в соответствии с которым, при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно.
- В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
- В силу того, что не представлено доказательств того, что для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, судебная коллегия также принимает во внимание положения п. п. 3 п. 14 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", в соответствии с которым, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Суд апелляционной инстанции считает, что истцом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 года по делу N А48-4094/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.А.СУРНЕНКОВ

Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Е.В.МАХОВАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)