Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2014 N Ф03-2656/2014 ПО ДЕЛУ N А73-11913/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N Ф03-2656/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.Г.Красковской
Судей: А.Н. Барбатова, Г.А. Камалиевой
при участии:
- от истца: Сергеев С.С., представитель по доверенности б/н от 02.06.2014;
- от Министерства обороны Российской Федерации: Сергеева К.С., представитель по доверенности N 3724 А от 27.01.2014;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 07.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014
по делу N А73-11913/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В.Бутковский, в апелляционном суде судьи: Е.Н.Головнина, Т.С.Гетманова, Т.Д.Козлова
По иску товарищества собственников жилья "Соната"
к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 601 717 руб. 70 коп.
Товарищество собственников жилья "Соната" (ОГРН 1102723007980, ИНН 2723133278, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Вахова А.А., 8 Б; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1102724005647, ИНН 2722097242, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 17), федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208, ИНН 5031006724, место нахождения: 142409, Московская область, Ногинский район, пгт. Ногинск-9, ул. Королева, 8; далее - учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Министерство) о взыскании 601 717 руб. 70 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг, содержания, ремонта, услуг по управлению общим имуществом многоквартирных домов, расположенных в г. Хабаровске по адресам: ул. Вахова А.А., дома 8, 8 "А", 8 "Б" за период с 28-29.05.2012 по январь 2013 года. При этом требования к Министерству заявлены в субсидиарном порядке.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от иска к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения".
Решением от 07.02.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014, с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - с Министерства в пользу товарищества взыскано 601 717 руб. 70 коп. задолженности; в отношении требований к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска к этому ответчику и принятием отказа судом.
Судебные акты в части удовлетворения иска мотивированы тем, что материалами дела подтверждено наличие у учреждения как владельца части помещений дома задолженности по платежам за коммунальные услуги, услуги по содержанию, ремонту и управлению общим имуществом домов. Поэтому иск подлежит удовлетворению за счет учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - субсидиарно за счет Министерства на основании статей 210, 249, 296, 399 ГК РФ, статей 39, 153 Жилищного кодекса РФ.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в спорный период 243 квартиры не передавались военнослужащим, поэтому оказание в отношении этих жилых помещений коммунальных услуг, а также осуществление техобслуживания невозможно. Факт оказания услуг не подтвержден надлежащими доказательствами, договор на управление многоквартирными домами между истцом и учреждением, а также государственный контракт в порядке норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не заключались. Поэтому оснований для оплаты долга у учреждения нет.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель товарищества возражал относительно ее доводов, просил судебные акты оставить без изменения. Другие участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда не присутствовали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что товарищество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами N 8, N 8 "А", N 8 "Б" по улице Вахова А.А. в городе Хабаровске. Ряд квартир в названных объектах жилищного фонда находятся в собственности Российской Федерации, с 28 и 29 мая 2012 года закреплены на праве оперативного управления за учреждением (в доме N 8 - 30 квартир, в доме N 8 "А" - 8 квартир, в доме N 8 "Б" - 21 квартира).
Установлено также, что в спорный период нахождения названных жилых помещений в оперативном управлении учреждения последнее не возмещало товариществу расходы по оплате коммунальных услуг, не вносило платежи за содержание и ремонт имущества домов. Размер долга составил 601 717 руб. 70 коп.
В соответствии со статьями 153 - 155, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также оплачивать коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство является представителем интересов собственника в отношении имущества, закрепленного за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
Установив факт невнесения платежей за коммунальные услуги, за содержание и ремонт принадлежащих учреждению жилых помещений в спорный период, суды сделали соответствующий приведенным выше нормам права вывод о наличии оснований для удовлетворения иска за счет данного ответчика и субсидиарно - за счет Министерства. Начисления по размеру долга проверены судами, с учетом действующих размеров платы за содержание и ремонт общего имущества домов, тарифов на коммунальные услуги, приходящейся на учреждение доли в расходах на содержание и ремонт общего имущества.
Довод заявителя жалобы о незаселенности квартир в спорный период отклоняется, поскольку, как верно отметил апелляционный суд, этот факт не освобождает учреждение от обязанности по внесению спорных платежей в силу статьи 155 ЖК РФ. Ссылка Министерства на недоказанность факта оказания услуг по содержанию и техобслуживанию помещений надлежащими доказательствами, отклоняется, поскольку в отсутствие свидетельств обратного, исполнение товариществом этой обязанности предполагается. И нарекания по поводу ее неисполнения, либо ненадлежащего исполнения со стороны владельцев помещений домов не поступали.
Доводы жалобы об отсутствии между товариществом и учреждением договора (контракта) на управление домами, в том числе заключенного с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ, также подлежат отклонению, поскольку независимо от наличия договорных отношений учреждение обязано нести расходы по содержанию принадлежащих ему помещений и по оплате коммунальных услуг в силу прямого указания закона.
Нормы права при рассмотрении спора применены судами правильно, поэтому решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 07.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А73-11913/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.Г.КРАСКОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАРБАТОВ
Г.А.КАМАЛИЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)