Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 N 06АП-3264/2014 ПО ДЕЛУ N А04-1601/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. N 06АП-3264/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3": не явились;
- от общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы": Волос О.А. представитель по доверенности от 09.01.2014 N 20;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
на решение от 22.05.2014
по делу N А04-1601/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Ивановым А.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3"
к обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
о взыскании 258 643 руб. 92 коп.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" (далее - ООО "Водоочистная станция 3") обратилось в арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (далее - ООО "Городские коммунальные системы") о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 258 643 руб. 92 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Решением суда от 22.05.2014 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ООО "Городские коммунальные системы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. ООО "Водоочистная станция 3" в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав заявителя жалобы, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Истец является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей жилой и нежилой фонд города Зея Амурской области холодным водоснабжением.
Ответчик, согласно представленным протоколам общего собрания собственников помещений и договорам управления многоквартирными домами является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 11, 14, 24, 28, 28, 32, 81 и 83 микрорайона Светлый города Зеи.
В феврале 2013 года, по результатам совместного с ответчиком обследования указанных домов, ООО "Водоочистная станция 3" произвело установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды.
В связи с бездействием ответчика по принятию приборов учета, истец обратился в суд с требованием о понуждении принять в собственность общедомовые приборы учета холодной воды.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 24.08.2013 по делу N А04-3813/2013 заявленный иск удовлетворен.
Ссылаясь на наличие у ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом расходов по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
В соответствии с частью 9 статьей 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по обеспечению соответствия многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Закона).
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01.07.2012 обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 261 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществить деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как видно из материалов, ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов микрорайона Светлый города Зеи.
В указанных жилых домах приборы учета холодной воды были установлены в феврале 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, в данной статье имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, ООО "Городские коммунальные системы" обязано оплатить истцу работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах, поскольку эти работы осуществляются управляющей компанией в силу возложенных на нее обязанностей.
Кроме того, положениями пункта 5.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, к обязанностям организации по обслуживанию жилищного фонда относится совершенствование учета и контроля расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установка поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечение их сохранности и работоспособности.
Пунктом 5.2.24 указанных Правил установлено, что на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) - подпункт "к" пункта 11 вышеуказанных Правил.
Содержание общего имущества дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусмотрено также подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В этой связи на управляющей организации, как специализированной коммерческой организации, осуществляющей управление многоквартирным домом от лица собственников, лежит обязанность по оснащению находящегося в ее управлении многоквартирного дома общедомовыми приборами учета потребляемых энергетических ресурсов независимо от наличия соответствующего решения собственников помещений.
Следовательно, заявленный иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Размер предъявленной ко взысканию суммы расходов подтвержден истцом локальными сметными расчетами, представленными в материалы дела.
Возражения ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате установки общедомовых (коллективных) приборов учета основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционная жалобе относятся на ее заявителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 22.05.2014 по делу N А04-1601/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)