Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Долгий Г. по доверенности от 09.01.2014
от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 10.01.2014 N б/н
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16067/2014) открытого акционерного общества "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-16428/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Сити Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сити Сервис" (ОГРН 1037819021459; 198260, Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 19,3; далее - заявитель, общество, ООО "Сити Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115; 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, литер А; далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) от 21.11.2013 N 2634/13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 19.05.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Сити Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, проверка проведена Инспекцией с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Указывает, что административный орган не представил в материалы дела надлежащих доказательств наличия вмененных заявителю нарушений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Инспекции от 10.12.2013 N 25-р в целях обеспечения контроля исполнения требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007 (далее - Правила N 1334), и Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1135 от 14.09.2006, по адресам: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 6, корп. 1; пр. Культуры, д. 8; пр. Культуры, д. 10; ул. Руднева, д. 3, корп. 1; ул. Руднева, д. 4; ул. Руднева, д. 8, корп. 2; пр. Художников, д. 21; пр. Луначарского, д. 66, корп. 3; ул. Кустодиева, д. 14; пр. Луначарского, д. 68, корп. 1, проведена проверка.
По ее результатам составлен акт проверки N 05/12 от 06.02.2014 с применением фотосъемки.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
пр. Культуры, д. 6, корп. 1:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: допущено складирование КГО у парадных дома на крыльце;
- пр. Культуры, д. 8:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: во дворе дома у стен не убран КГМ, бытовой мусор и допущено нарушение отмостки у стены дома с торца (провал);
- пр. Культуры, д. 10:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистоте, не произведена уборка КГМ от стен дома у парадных у входов в дом, не очищены урны от мусора у входа в парадные у дверей;
- ул. Руднева, д. 3, корп. 1:
- - пункты 3.1, 7.7.9, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистоте, не обеспечена уборка контейнерной площадки от снега и допущено складирование КГО, не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи;
- ул. Руднева, д. 4:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: допущено складирование КГО у входа в дом на придомовой территории, не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания с торца имеется граффити, надписи;
- пр. Луначарского, д. 66, корп. 3:
- - пункты 3.1, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи;
- пр. Художников, д. 21:
- - пункты 3.1, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания под аркой имеется граффити, надписи;
- ул. Руднева, д. 8, корп. 2:
- - пункты 3.1, 3.16.2, 7.7.3 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи; допущено складирование КГО у входа в дом на придомовой территории, урна у входа в парадную дома разбита и не очищена от мусора;
- ул. Кустодиева, д. 14:
- - пункты 3.1, 3.16.2, 7.9 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи; не обеспечена уборка контейнерной площадки, допущено складирование КГО;
- пр. Луначарского, д. 68, корп. 1:
- пункты 3.1, 3.16.8, 7.7.5, 7.10 Правил N 1334 - произведена установка контейнеров 0,75 м 3 на внутриквартальном проезде, вне зоны контейнерной площадки, контейнеры переполнены.
По факту выявленного нарушения 07.02.2014 Инспекцией составлен протокол N 05/12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена статьей 21 Закона N 273-70.
Постановлением Инспекции от 20.02.2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 21 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде 75 000 руб. штрафа.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 21 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за содержание объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии.
При этом, в силу статьи 2 Закона N 273-70 к объектам благоустройства относятся, в том числе, искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские и спортивные площадки, площадки для размещения аттракционного оборудования, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных; зеленые насаждения, газоны; фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий, строений и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные радиоэлектронные устройства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток; места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе оборудование и сооружения для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления; иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, среди которых предусмотрено управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества), состав общего имущества в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается, что управление названными выше многоквартирными домами в соответствии с договорами управления N 497/12-УК, от 01.02.2010 N 601/10-УК, от 01.02.2012 NN 481/12-УК, 482/12-УК, 483/12-УК, 488/12-УК, 490/12-УК, 481/12-УК, 496/12-УК, 498/12-УК осуществляется обществом.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно пункту 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 24 - 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и о порядке их оказания, выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по содержанию придомовой территории, выполняемые управляющей организацией включают в себя, в том числе очистку и уборку земельного участка и контейнерной площадки.
Согласно приложениям к вышеуказанным договорам управления и справки ОАО "Сити Сервис" от 11.02.2014 контейнерные площадки входят в состав общего имущества домов, находящихся в управлении Общества. Следовательно, Общество обязано было обеспечить их надлежащее состояние и произвести работы по своевременному ремонту ограждения контейнерных площадок.
Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания территории объектов благоустройства, установлены Правилами N 1334.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 1334 объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Пунктом 2.2 Правил N 1334 установлено, что содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 1334 дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
Пункт 3.16.2 Правил N 1334 предусматривает, что в целях обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга запрещается: самовольное нанесение надписей и графических изображений (граффити), вывешивание, установка и расклеивание объявлений, афиш, плакатов и распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в не установленных для этого местах.
В соответствии с пунктом 3.16.8 Правил N 1334 в целях обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга запрещается: размещение всех видов контейнеров для сбора отходов, включая КГО, на проезжей части улиц, тротуарах, а также на дворовой, внутриквартальной территории за пределами ограждений контейнерных площадок. Временное размещение указанных контейнеров разрешается только по согласованию в установленном порядке с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УГИБДД), органами по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, а также организациями, осуществляющими содержание данных территорий.
Согласно пункту 7.7.3 Правил N 1334 запрещается складывать (хранить) КГО и строительные отходы на уличной, дворовой, внутриквартальной территории вне специально отведенных мест.
Пунктом 7.7.5 Правил N 1334 запрещается устанавливать контейнеры для сбора коммунальных (бытовых) отходов на проезжей части улиц, внутриквартальных проездов, тротуарах, пешеходных территориях, газонах и в проходных арках домов.
Пункт 7.9 Правил N 1334 указывает на то, что уборка площадок для размещения контейнеров должна производиться ежедневно, а мойка и дезинфекция - не реже одного раза в неделю в период летней уборки.
В силу пункта 7.10 Правил N 1334 вывоз коммунальных (бытовых) отходов производится регулярно, не допускается переполнение контейнеров и хранение отходов на контейнерных площадках: в период летней уборки - ежедневно; в период зимней уборки - не реже одного раза в три дня.
Факт содержания объектов благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии по адресам: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 6, корп. 1; пр. Культуры, д. 8; пр. Культуры, д. 10; ул. Руднева, д. 3, корп. 1; ул. Руднева, д. 4; ул. Руднева, д. 8, корп. 2; пр. Художников, д. 21; пр. Луначарского, д. 66, корп. 3; ул. Кустодиева, д. 14; пр. Луначарского, д. 68, корп. 1, в нарушение вышеуказанных требований нормативных актов установлен административным органом, судом и подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 06.02.2014 N 05/12, фотоматериалами, протоколом N 05/12 об административном правонарушении от 07.02.2014.
При таких обстоятельствах, довод подателя жалобы об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств наличия вмененных заявителю нарушений отклоняется апелляционным судом.
Довод подателя жалобы о грубом нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Статьей 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Материалами дела подтверждается, что осмотр территории осуществлялся в рамках предоставленных Инспекции полномочий по контролю соблюдения норм и правил содержания жилищного фонда.
06.02.2014 сотрудником Инспекции проведена проверка по вопросу соблюдения и исполнения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории общего пользования, деятельность общества предметом проверки не являлась.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в ходе данной проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Должностное лицо Инспекции находилось на придомовых территориях, открытых для свободного доступа третьих лиц.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Поскольку Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, он не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступление ответственности в рассматриваемой ситуации.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел нарушений требований Закона N 294-ФЗ.
Оснований для отмены решения от 19.05.2014 по доводам жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности сделанных судом выводов и сводятся к несогласию с ними.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 21 Закона N 273-70, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-16428/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А56-16428/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А56-16428/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Долгий Г. по доверенности от 09.01.2014
от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 10.01.2014 N б/н
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16067/2014) открытого акционерного общества "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-16428/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Сити Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сити Сервис" (ОГРН 1037819021459; 198260, Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 19,3; далее - заявитель, общество, ООО "Сити Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115; 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, литер А; далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) от 21.11.2013 N 2634/13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 19.05.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Сити Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, проверка проведена Инспекцией с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Указывает, что административный орган не представил в материалы дела надлежащих доказательств наличия вмененных заявителю нарушений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Инспекции от 10.12.2013 N 25-р в целях обеспечения контроля исполнения требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007 (далее - Правила N 1334), и Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1135 от 14.09.2006, по адресам: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 6, корп. 1; пр. Культуры, д. 8; пр. Культуры, д. 10; ул. Руднева, д. 3, корп. 1; ул. Руднева, д. 4; ул. Руднева, д. 8, корп. 2; пр. Художников, д. 21; пр. Луначарского, д. 66, корп. 3; ул. Кустодиева, д. 14; пр. Луначарского, д. 68, корп. 1, проведена проверка.
По ее результатам составлен акт проверки N 05/12 от 06.02.2014 с применением фотосъемки.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
пр. Культуры, д. 6, корп. 1:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: допущено складирование КГО у парадных дома на крыльце;
- пр. Культуры, д. 8:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: во дворе дома у стен не убран КГМ, бытовой мусор и допущено нарушение отмостки у стены дома с торца (провал);
- пр. Культуры, д. 10:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистоте, не произведена уборка КГМ от стен дома у парадных у входов в дом, не очищены урны от мусора у входа в парадные у дверей;
- ул. Руднева, д. 3, корп. 1:
- - пункты 3.1, 7.7.9, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистоте, не обеспечена уборка контейнерной площадки от снега и допущено складирование КГО, не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи;
- ул. Руднева, д. 4:
- - пункты 3.1, 7.7.3, 3.2.4 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: допущено складирование КГО у входа в дом на придомовой территории, не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания с торца имеется граффити, надписи;
- пр. Луначарского, д. 66, корп. 3:
- - пункты 3.1, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи;
- пр. Художников, д. 21:
- - пункты 3.1, 3.16.2 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания под аркой имеется граффити, надписи;
- ул. Руднева, д. 8, корп. 2:
- - пункты 3.1, 3.16.2, 7.7.3 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи; допущено складирование КГО у входа в дом на придомовой территории, урна у входа в парадную дома разбита и не очищена от мусора;
- ул. Кустодиева, д. 14:
- - пункты 3.1, 3.16.2, 7.9 Правил N 1334 - не обеспечено содержание объектов благоустройства в исправном и чистом состоянии: не промыт фасад здания, а именно: на фасаде здания имеется граффити, надписи; не обеспечена уборка контейнерной площадки, допущено складирование КГО;
- пр. Луначарского, д. 68, корп. 1:
- пункты 3.1, 3.16.8, 7.7.5, 7.10 Правил N 1334 - произведена установка контейнеров 0,75 м 3 на внутриквартальном проезде, вне зоны контейнерной площадки, контейнеры переполнены.
По факту выявленного нарушения 07.02.2014 Инспекцией составлен протокол N 05/12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена статьей 21 Закона N 273-70.
Постановлением Инспекции от 20.02.2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 21 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде 75 000 руб. штрафа.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 21 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за содержание объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии.
При этом, в силу статьи 2 Закона N 273-70 к объектам благоустройства относятся, в том числе, искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские и спортивные площадки, площадки для размещения аттракционного оборудования, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных; зеленые насаждения, газоны; фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий, строений и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные радиоэлектронные устройства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток; места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе оборудование и сооружения для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления; иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, среди которых предусмотрено управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества), состав общего имущества в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается, что управление названными выше многоквартирными домами в соответствии с договорами управления N 497/12-УК, от 01.02.2010 N 601/10-УК, от 01.02.2012 NN 481/12-УК, 482/12-УК, 483/12-УК, 488/12-УК, 490/12-УК, 481/12-УК, 496/12-УК, 498/12-УК осуществляется обществом.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно пункту 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 24 - 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и о порядке их оказания, выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по содержанию придомовой территории, выполняемые управляющей организацией включают в себя, в том числе очистку и уборку земельного участка и контейнерной площадки.
Согласно приложениям к вышеуказанным договорам управления и справки ОАО "Сити Сервис" от 11.02.2014 контейнерные площадки входят в состав общего имущества домов, находящихся в управлении Общества. Следовательно, Общество обязано было обеспечить их надлежащее состояние и произвести работы по своевременному ремонту ограждения контейнерных площадок.
Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания территории объектов благоустройства, установлены Правилами N 1334.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 1334 объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Пунктом 2.2 Правил N 1334 установлено, что содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 1334 дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
Пункт 3.16.2 Правил N 1334 предусматривает, что в целях обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга запрещается: самовольное нанесение надписей и графических изображений (граффити), вывешивание, установка и расклеивание объявлений, афиш, плакатов и распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в не установленных для этого местах.
В соответствии с пунктом 3.16.8 Правил N 1334 в целях обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга запрещается: размещение всех видов контейнеров для сбора отходов, включая КГО, на проезжей части улиц, тротуарах, а также на дворовой, внутриквартальной территории за пределами ограждений контейнерных площадок. Временное размещение указанных контейнеров разрешается только по согласованию в установленном порядке с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УГИБДД), органами по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, а также организациями, осуществляющими содержание данных территорий.
Согласно пункту 7.7.3 Правил N 1334 запрещается складывать (хранить) КГО и строительные отходы на уличной, дворовой, внутриквартальной территории вне специально отведенных мест.
Пунктом 7.7.5 Правил N 1334 запрещается устанавливать контейнеры для сбора коммунальных (бытовых) отходов на проезжей части улиц, внутриквартальных проездов, тротуарах, пешеходных территориях, газонах и в проходных арках домов.
Пункт 7.9 Правил N 1334 указывает на то, что уборка площадок для размещения контейнеров должна производиться ежедневно, а мойка и дезинфекция - не реже одного раза в неделю в период летней уборки.
В силу пункта 7.10 Правил N 1334 вывоз коммунальных (бытовых) отходов производится регулярно, не допускается переполнение контейнеров и хранение отходов на контейнерных площадках: в период летней уборки - ежедневно; в период зимней уборки - не реже одного раза в три дня.
Факт содержания объектов благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии по адресам: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 6, корп. 1; пр. Культуры, д. 8; пр. Культуры, д. 10; ул. Руднева, д. 3, корп. 1; ул. Руднева, д. 4; ул. Руднева, д. 8, корп. 2; пр. Художников, д. 21; пр. Луначарского, д. 66, корп. 3; ул. Кустодиева, д. 14; пр. Луначарского, д. 68, корп. 1, в нарушение вышеуказанных требований нормативных актов установлен административным органом, судом и подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 06.02.2014 N 05/12, фотоматериалами, протоколом N 05/12 об административном правонарушении от 07.02.2014.
При таких обстоятельствах, довод подателя жалобы об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств наличия вмененных заявителю нарушений отклоняется апелляционным судом.
Довод подателя жалобы о грубом нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Статьей 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Материалами дела подтверждается, что осмотр территории осуществлялся в рамках предоставленных Инспекции полномочий по контролю соблюдения норм и правил содержания жилищного фонда.
06.02.2014 сотрудником Инспекции проведена проверка по вопросу соблюдения и исполнения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории общего пользования, деятельность общества предметом проверки не являлась.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в ходе данной проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Должностное лицо Инспекции находилось на придомовых территориях, открытых для свободного доступа третьих лиц.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Поскольку Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, он не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступление ответственности в рассматриваемой ситуации.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел нарушений требований Закона N 294-ФЗ.
Оснований для отмены решения от 19.05.2014 по доводам жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности сделанных судом выводов и сводятся к несогласию с ними.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 21 Закона N 273-70, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-16428/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)