Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 31 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
апелляционное производство N 05АП-6798/2015
на решение от 11.06.2015
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-2448/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" (ИНН 2536200301, ОГРН 1082536003857)
об обязании произвести возврат в бюджет ВГО денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек,
при участии:
- от истца, Управления содержания жилищного фонда: представитель Шубин М.С. (доверенность N 1-3/4255 от 12.12.2014, доверенность N 29-о/6661 от 01.12.2014 служебное удостоверение N 4707);
- от ответчика: представитель не явился,
установил:
Администрация города Владивостока (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" (далее - ответчик) об обязании произвести возврат в бюджет ВГО денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Управление содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Товарищество собственников жилья "Толстовцы" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела.
В канцелярию суда от истца, Управления содержания жилищного фонда поступил письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается входящими номерами документов. В отзывах указанные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца и Управления содержания жилищного фонда доводы апелляционной жалобы опроверг. Решение Арбитражного суда Приморского края считает правомерным, не подлежащим отмене.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителя лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома N 38, N 40, N 42, N 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке постановлением администрации г. Владивостока N 359 от 06.04.2010 включены в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" в рамках исполнения Федерального закона N 185-ФЗ.
В рамках указанной программы на капитальный ремонт спорных домов предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, долевого финансирования за счет средств краевого бюджета, бюджета Владивостокского городского округа, средства собственников помещений.
12.07.2010 между Товарищества собственников жилья "Толстовцы" и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации" заключены договоры банковского счета N 00402, N 00403, N 00404, N 00405, во исполнение которых банк открыл товариществу банковские счета 40703810150000000402 (дом N 38 по ул. Толстого), 40703810450000000403 (дом N 40 по ул. Толстого), 40703810750000000404 (дом N 42 по ул. Толстого), 40703810050000000405 (дом N 44 по ул. Толстого) в Приморском ОСБ N 8635.
Денежные средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта спорных домов, перечислены Администрацией г. Владивостока платежными поручениями N 260, N 261, N 262, N 263, N 264, N 265, N 266, N 267, N 268, N 269, N 270, N 271 от 23.07.2010 на счета ТСЖ "Толстовцы".
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ ТСЖ "Толстовцы" заключены следующие договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту спорных домов:
- - договоры подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010 с ООО "СРК - Армада" на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли;
- - договоры подряда N N 12/08/38, 12/08/40, 12/08/42, 12/08/44 от 12.08.2010 с ООО "Мастерстрой-ДВ" на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и отмостки;
- - договоры подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 с ООО "Специализированная компания "Дальлифт" на выполнение работ по замене лифтов.
В соответствии с приложением N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" плановая дата завершения работ по капитальному ремонту спорных домов (срок завершения программы) установлена до марта 2011 года.
Вместе с тем, на указанную дату работы по капитальному ремонту спорных домов в части ремонта лифтов (договоры подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 с ООО "Специализированная компания "Дальлифт"), а также внутридомовых инженерных сетей, кровли (договоры подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010 с ООО "СРК - Армада") не завершены, при этом на расчетных счетах Товарищества собственников жилья "Толстовцы" находились неизрасходованные денежные средства в размере 12 168 412, 73 руб., предназначенные для оплаты задолженности за выполненные подрядные работы.
Поскольку капитальный ремонт спорных домов не завершен в установленный срок, администрацией г. Владивостока выставлены инкассовые поручения от 01.03.2012 N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 23, 24 на общую сумму 12168412,73 руб.
01.03.2012 Приморским ОСБ N 8635 денежные средства в размере 12168412,73 руб. на основании инкассовых поручений от 01.03.2012 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 списаны со счетов N 40703810150000000402, N 40703810450000000403, N 40703810750000000404, 40703810050000000405 и переведены на счета УФК по Приморскому краю (управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012 действия управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 01.03.2012 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 признаны незаконными как несоответствующие положениям БК РФ, Федерального закона N 185-ФЗ, на Администрацию г. Владивостока возложена обязанность возвратить указанные денежные средства на счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы".
Платежными поручениями N 331 от 13.12.2012, N 392 от 29.12.2012, N 649 от 29.12.2012, N 118 от 11.04.2013 Администрация г. Владивостока возвратила на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" денежные средства в размере 12 168 412, 73 руб.
Объем и стоимость работ по капитальному ремонту лифтов спорных многоквартирных домов в рамках договоров подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 являлись предметом судебного разбирательства по иску ООО "Специализированная компания "Дальлифт" к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" в рамках дела N А51-13561/2011 Арбитражного суда Приморского края.
Так, решением Арбитражного суда Приморского края от 15.12.2011 по делу N А51-13561/2011 установлено, что сумма основного долга Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "Специализированная компания "Дальлифт" в рамках договоров подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 составила 5018733,84 руб. с учетом перечисленного аванса.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012, Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.05.2012 решение Арбитражного суда Приморского края от 15.12.2011 по делу N А51-13561/2011 оставлено без изменения.
Кроме того, объем и стоимость работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли спорных домов в рамках договоров подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010, являлись предметом судебного разбирательства по иску ООО "СРК - Армада" к Товариществу собственников жилья Толстовцы в рамках дела N А51-11013/2011 Арбитражного суда Приморского края.
Так, решением Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2012 по делу N А51-11013/2011 установлено, что сумма основного долга Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "СРК - Армада" в рамках договоров подряда составила 4 910 143,09 руб. с учетом перечисленного аванса.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2012 решение Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2012 по делу N А51-11013/2011 оставлено без изменения.
Судебными актами арбитражного суда, установлено, что общий размер задолженности Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "Специализированная компания "Дальлифт" и ООО "СРК - Армада" в рамках дел N А51-13561/2011 и А51-11013/2011, составляет 9928876,93 руб.
В свою очередь, на расчетные счета ТСЖ "Толстовцы" во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012 перечислены денежные средства в размере 12168412,73 руб., предназначенные для оплаты работ, окончательная стоимость которых составила 9928876,93 руб.
Таким образом, общая сумма денежных средств, перечисленных на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" для оплаты задолженности за выполненные работы, превышает размер указанной задолженности на 2239535,80 руб.
Принимая во внимание, что денежные средства, перечисленные на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012, имели целевой характер, были предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту спорных домов во исполнение судебных актов по делам N А51-13561/2011 и N А51-11013/2011, денежные средства в размере 2 239 535,80 руб., составляющие разницу между стоимостью подрядных работ (9 928 876,93 руб.), установленной в рамках дел N А51-13561/2011 и N А51-11013/2011, и суммой, перечисленной на счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" (12 168 412,73 руб.), подлежат возврату в местный бюджет.
13.05.2014 Администрацией г. Владивостока в адрес Товарищества собственников жилья "Толстовцы" направлено письмо N 29-8/2864 с предложением представить в адрес администрации г. Владивостока акты о приемке выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-3, а также возвратить неизрасходованные денежные средства на расчетный счет администрации г. Владивостока.
Уклонение Товарищества собственников жилья "Толстовцы" от обязанности по возврату в бюджет денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек послужило основанием для обращения Администрации города Владивостока в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 данной статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 данной статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья.
Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета перечислены ответчику по платежным поручениям от 23.07.2010 N 260, N 261, N 262, N 263, N 264, N 265, N 266, N 267, N 268, N 269, N 270, N 271.
Как следует из статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
При использовании не по целевому назначению финансовой поддержки, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и заложенных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета путем проверок Счетной палаты РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (пункт 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность осмотреть и принять работу (ее результат), выполненную по договору подряда, с участием подрядчика в сроки и порядке, предусмотренные договором, возложена на заказчика. В случае обнаружения отступлений от договора, недостатков в работе заказчик должен немедленно заявить об этом подрядчику. Если работы были приняты без замечаний, задолженность перед подрядчиком должна быть погашена.
Доводы ответчика, аналогичные доводам апелляционной жалобы, о возможности принятия собственниками помещений спорных домов решения об уменьшении стоимости капитального ремонта и направлении остатка бюджетных денежных средств на проведение работ по ремонту подвальных помещений правомерно не приняты судом первой инстанции, как противоречащие нормам Федерального закона N 185-ФЗ, региональным и муниципальным адресным программам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые не устанавливают право получателей бюджетных денежных средств самостоятельно определять (изменять) перечень и стоимость работ по капитальному ремонту домов, включенных такие программы, а также направлять бюджетные денежные средства на выполнение видов работ, не включенных в программы. Перечень и стоимость работ по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов определены постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, постановлением главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае неизрасходованные ответчиком денежные средства в размере 2 239 535, 80 руб. могли быть направлены на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений только при условии предварительного уведомления и внесения изменений в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в т.ч. представленного заявления в Арбитражный суд Приморского края (дело N А51-10471/2015) ответчик до 15.04.2015 не обращался в Администрацию г. Владивостока по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2239535,80 руб. на проведение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о планируемом ответчиком использовании неизрасходованных денежных средств не уведомлялся, а соответствующие изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае в связи с направлением ответчиком денежных средств на выполнение капитального ремонта подвальных помещений спорных домов не вносились. Размер неизрасходованных по целевому назначению денежных средств (2239535,80 руб.) ответчиком не опровергнут, в т.ч. подтвержден заявлением в Арбитражный суд Приморского края (дело N А51-10471/2015).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства внесения изменений в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", а также ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010-2011 годы", в части направления средств субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов, а также доказательства соблюдения ответчиком иных требований при направлении неизрасходованных средств на выполнение новых видов работ, не предусмотренных вышеуказанными программами, суд правомерно счел требования истца обоснованными, а денежные средства в размере 2239535,80 руб. подлежащими возврату истцу. Аналогичная правовая позиция подтверждается и судебно-арбитражной практикой (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 03.08.2011 N ВАС-9989/11).
Более того, порядок использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержден правлением Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008, протокол N 27, регулирует взаимоотношения Фонда и получателей его средств - субъектов РФ и муниципальных образований, в т.ч. по вопросам перераспределения выделенных средств, возврата средств в результате невыполнения запланированного объема работ в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет.
Исключения составляют случаи их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые работы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Аналогичные положения установлены в п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, дальнейшее использование неизрасходованных средств Фонда в данном случае предполагает предварительный возврат этих средств на счет местного бюджета, который имеет своей целью аккумулирование поступивших из разных фондов бюджетных ассигнований и соответствующее их распределение.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные документальные доказательства, учитывая, что факт ненадлежащего расходования бюджетных средств в сумме 2 239 535 руб. 80 копеек подтвержден допустимыми доказательствами по делу, а также учитывая условия о том, что предоставление субсидии предусматривают ее целевой характер и возврат субсидии в бюджет при ее использовании не по назначению, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика обязанности по возврату в бюджет муниципального образования использованных не по целевому назначению указанных денежных средств.
Изучив доводы апелляционной жалобы Товарищества собственников жилья "Толстовцы", судебная коллегия считает, что обстоятельства, на которых основана жалоба, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу. Новых доказательств, влияющих на разрешение спора, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2015 по делу N А51-2448/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.А.МОКРОУСОВА
Судьи
Л.Ю.РОТКО
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2015 N 05АП-6798/2015 ПО ДЕЛУ N А51-2448/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. N 05АП-6798/2015
Дело N А51-2448/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 31 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
апелляционное производство N 05АП-6798/2015
на решение от 11.06.2015
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-2448/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" (ИНН 2536200301, ОГРН 1082536003857)
об обязании произвести возврат в бюджет ВГО денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек,
при участии:
- от истца, Управления содержания жилищного фонда: представитель Шубин М.С. (доверенность N 1-3/4255 от 12.12.2014, доверенность N 29-о/6661 от 01.12.2014 служебное удостоверение N 4707);
- от ответчика: представитель не явился,
установил:
Администрация города Владивостока (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" (далее - ответчик) об обязании произвести возврат в бюджет ВГО денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Управление содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Товарищество собственников жилья "Толстовцы" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела.
В канцелярию суда от истца, Управления содержания жилищного фонда поступил письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается входящими номерами документов. В отзывах указанные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца и Управления содержания жилищного фонда доводы апелляционной жалобы опроверг. Решение Арбитражного суда Приморского края считает правомерным, не подлежащим отмене.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителя лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома N 38, N 40, N 42, N 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке постановлением администрации г. Владивостока N 359 от 06.04.2010 включены в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" в рамках исполнения Федерального закона N 185-ФЗ.
В рамках указанной программы на капитальный ремонт спорных домов предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, долевого финансирования за счет средств краевого бюджета, бюджета Владивостокского городского округа, средства собственников помещений.
12.07.2010 между Товарищества собственников жилья "Толстовцы" и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации" заключены договоры банковского счета N 00402, N 00403, N 00404, N 00405, во исполнение которых банк открыл товариществу банковские счета 40703810150000000402 (дом N 38 по ул. Толстого), 40703810450000000403 (дом N 40 по ул. Толстого), 40703810750000000404 (дом N 42 по ул. Толстого), 40703810050000000405 (дом N 44 по ул. Толстого) в Приморском ОСБ N 8635.
Денежные средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта спорных домов, перечислены Администрацией г. Владивостока платежными поручениями N 260, N 261, N 262, N 263, N 264, N 265, N 266, N 267, N 268, N 269, N 270, N 271 от 23.07.2010 на счета ТСЖ "Толстовцы".
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ ТСЖ "Толстовцы" заключены следующие договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту спорных домов:
- - договоры подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010 с ООО "СРК - Армада" на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли;
- - договоры подряда N N 12/08/38, 12/08/40, 12/08/42, 12/08/44 от 12.08.2010 с ООО "Мастерстрой-ДВ" на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и отмостки;
- - договоры подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 с ООО "Специализированная компания "Дальлифт" на выполнение работ по замене лифтов.
В соответствии с приложением N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" плановая дата завершения работ по капитальному ремонту спорных домов (срок завершения программы) установлена до марта 2011 года.
Вместе с тем, на указанную дату работы по капитальному ремонту спорных домов в части ремонта лифтов (договоры подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 с ООО "Специализированная компания "Дальлифт"), а также внутридомовых инженерных сетей, кровли (договоры подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010 с ООО "СРК - Армада") не завершены, при этом на расчетных счетах Товарищества собственников жилья "Толстовцы" находились неизрасходованные денежные средства в размере 12 168 412, 73 руб., предназначенные для оплаты задолженности за выполненные подрядные работы.
Поскольку капитальный ремонт спорных домов не завершен в установленный срок, администрацией г. Владивостока выставлены инкассовые поручения от 01.03.2012 N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 23, 24 на общую сумму 12168412,73 руб.
01.03.2012 Приморским ОСБ N 8635 денежные средства в размере 12168412,73 руб. на основании инкассовых поручений от 01.03.2012 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 списаны со счетов N 40703810150000000402, N 40703810450000000403, N 40703810750000000404, 40703810050000000405 и переведены на счета УФК по Приморскому краю (управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012 действия управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 01.03.2012 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 признаны незаконными как несоответствующие положениям БК РФ, Федерального закона N 185-ФЗ, на Администрацию г. Владивостока возложена обязанность возвратить указанные денежные средства на счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы".
Платежными поручениями N 331 от 13.12.2012, N 392 от 29.12.2012, N 649 от 29.12.2012, N 118 от 11.04.2013 Администрация г. Владивостока возвратила на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" денежные средства в размере 12 168 412, 73 руб.
Объем и стоимость работ по капитальному ремонту лифтов спорных многоквартирных домов в рамках договоров подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 являлись предметом судебного разбирательства по иску ООО "Специализированная компания "Дальлифт" к Товариществу собственников жилья "Толстовцы" в рамках дела N А51-13561/2011 Арбитражного суда Приморского края.
Так, решением Арбитражного суда Приморского края от 15.12.2011 по делу N А51-13561/2011 установлено, что сумма основного долга Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "Специализированная компания "Дальлифт" в рамках договоров подряда N 16/08-10 от 16.08.2010 составила 5018733,84 руб. с учетом перечисленного аванса.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012, Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.05.2012 решение Арбитражного суда Приморского края от 15.12.2011 по делу N А51-13561/2011 оставлено без изменения.
Кроме того, объем и стоимость работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли спорных домов в рамках договоров подряда N N 1, 2, 3, 4 от 09.08.2010, являлись предметом судебного разбирательства по иску ООО "СРК - Армада" к Товариществу собственников жилья Толстовцы в рамках дела N А51-11013/2011 Арбитражного суда Приморского края.
Так, решением Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2012 по делу N А51-11013/2011 установлено, что сумма основного долга Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "СРК - Армада" в рамках договоров подряда составила 4 910 143,09 руб. с учетом перечисленного аванса.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2012 решение Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2012 по делу N А51-11013/2011 оставлено без изменения.
Судебными актами арбитражного суда, установлено, что общий размер задолженности Товарищества собственников жилья "Толстовцы" перед ООО "Специализированная компания "Дальлифт" и ООО "СРК - Армада" в рамках дел N А51-13561/2011 и А51-11013/2011, составляет 9928876,93 руб.
В свою очередь, на расчетные счета ТСЖ "Толстовцы" во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012 перечислены денежные средства в размере 12168412,73 руб., предназначенные для оплаты работ, окончательная стоимость которых составила 9928876,93 руб.
Таким образом, общая сумма денежных средств, перечисленных на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" для оплаты задолженности за выполненные работы, превышает размер указанной задолженности на 2239535,80 руб.
Принимая во внимание, что денежные средства, перечисленные на расчетные счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2012 по делу N А51-11544/2012, имели целевой характер, были предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту спорных домов во исполнение судебных актов по делам N А51-13561/2011 и N А51-11013/2011, денежные средства в размере 2 239 535,80 руб., составляющие разницу между стоимостью подрядных работ (9 928 876,93 руб.), установленной в рамках дел N А51-13561/2011 и N А51-11013/2011, и суммой, перечисленной на счета Товарищества собственников жилья "Толстовцы" (12 168 412,73 руб.), подлежат возврату в местный бюджет.
13.05.2014 Администрацией г. Владивостока в адрес Товарищества собственников жилья "Толстовцы" направлено письмо N 29-8/2864 с предложением представить в адрес администрации г. Владивостока акты о приемке выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-3, а также возвратить неизрасходованные денежные средства на расчетный счет администрации г. Владивостока.
Уклонение Товарищества собственников жилья "Толстовцы" от обязанности по возврату в бюджет денежных средств в размере 2 239 535 рублей 80 копеек послужило основанием для обращения Администрации города Владивостока в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 данной статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 данной статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья.
Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета перечислены ответчику по платежным поручениям от 23.07.2010 N 260, N 261, N 262, N 263, N 264, N 265, N 266, N 267, N 268, N 269, N 270, N 271.
Как следует из статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
При использовании не по целевому назначению финансовой поддержки, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и заложенных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета путем проверок Счетной палаты РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (пункт 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность осмотреть и принять работу (ее результат), выполненную по договору подряда, с участием подрядчика в сроки и порядке, предусмотренные договором, возложена на заказчика. В случае обнаружения отступлений от договора, недостатков в работе заказчик должен немедленно заявить об этом подрядчику. Если работы были приняты без замечаний, задолженность перед подрядчиком должна быть погашена.
Доводы ответчика, аналогичные доводам апелляционной жалобы, о возможности принятия собственниками помещений спорных домов решения об уменьшении стоимости капитального ремонта и направлении остатка бюджетных денежных средств на проведение работ по ремонту подвальных помещений правомерно не приняты судом первой инстанции, как противоречащие нормам Федерального закона N 185-ФЗ, региональным и муниципальным адресным программам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые не устанавливают право получателей бюджетных денежных средств самостоятельно определять (изменять) перечень и стоимость работ по капитальному ремонту домов, включенных такие программы, а также направлять бюджетные денежные средства на выполнение видов работ, не включенных в программы. Перечень и стоимость работ по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов определены постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, постановлением главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае неизрасходованные ответчиком денежные средства в размере 2 239 535, 80 руб. могли быть направлены на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений только при условии предварительного уведомления и внесения изменений в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в т.ч. представленного заявления в Арбитражный суд Приморского края (дело N А51-10471/2015) ответчик до 15.04.2015 не обращался в Администрацию г. Владивостока по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2239535,80 руб. на проведение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о планируемом ответчиком использовании неизрасходованных денежных средств не уведомлялся, а соответствующие изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае в связи с направлением ответчиком денежных средств на выполнение капитального ремонта подвальных помещений спорных домов не вносились. Размер неизрасходованных по целевому назначению денежных средств (2239535,80 руб.) ответчиком не опровергнут, в т.ч. подтвержден заявлением в Арбитражный суд Приморского края (дело N А51-10471/2015).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства внесения изменений в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", а также ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010-2011 годы", в части направления средств субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов, а также доказательства соблюдения ответчиком иных требований при направлении неизрасходованных средств на выполнение новых видов работ, не предусмотренных вышеуказанными программами, суд правомерно счел требования истца обоснованными, а денежные средства в размере 2239535,80 руб. подлежащими возврату истцу. Аналогичная правовая позиция подтверждается и судебно-арбитражной практикой (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 03.08.2011 N ВАС-9989/11).
Более того, порядок использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержден правлением Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008, протокол N 27, регулирует взаимоотношения Фонда и получателей его средств - субъектов РФ и муниципальных образований, в т.ч. по вопросам перераспределения выделенных средств, возврата средств в результате невыполнения запланированного объема работ в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет.
Исключения составляют случаи их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые работы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Аналогичные положения установлены в п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, дальнейшее использование неизрасходованных средств Фонда в данном случае предполагает предварительный возврат этих средств на счет местного бюджета, который имеет своей целью аккумулирование поступивших из разных фондов бюджетных ассигнований и соответствующее их распределение.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные документальные доказательства, учитывая, что факт ненадлежащего расходования бюджетных средств в сумме 2 239 535 руб. 80 копеек подтвержден допустимыми доказательствами по делу, а также учитывая условия о том, что предоставление субсидии предусматривают ее целевой характер и возврат субсидии в бюджет при ее использовании не по назначению, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика обязанности по возврату в бюджет муниципального образования использованных не по целевому назначению указанных денежных средств.
Изучив доводы апелляционной жалобы Товарищества собственников жилья "Толстовцы", судебная коллегия считает, что обстоятельства, на которых основана жалоба, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу. Новых доказательств, влияющих на разрешение спора, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2015 по делу N А51-2448/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.А.МОКРОУСОВА
Судьи
Л.Ю.РОТКО
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)