Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-921

Требование: О признании незаконным бездействия управляющей компании по предоставлению запрошенной информации, обязании предоставить истребуемую информацию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец является собственником квартиры в доме, в отношении которого ответчик выполняет функции управляющей компании. Для проверки правомерности начисления платы за отопление истец просил ответчика предоставить ему документы, которые ответчик ему не предоставил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N 33-921


Судья Бирюкова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Быковой Н.В., Назарова В.В.,
при секретаре С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Р. по доверенности Г. на решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по иску Р. к ООО "Апрель-Менеджмент" о признании незаконным бездействия, связанного с непредставлением запрошенной информации, обязании предоставить истребуемую информацию, компенсации морального вреда и взыскании штрафа.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Р. обратился в суд с иском к ООО "Апрель-Менеджмент" о признании незаконным бездействия, связанного с непредставлением запрошенной информации, обязании предоставить истребуемую заявлением от ДД.ММ.ГГГГ информацию, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и взыскании штрафа в размере <данные изъяты> от суммы, присужденной в его пользу. Свои требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры N в доме N по <данные изъяты> ООО "Апрель-Менеджмент" выполняет функции управляющей компании в отношении указанного многоквартирного дома в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Для проверки правомерности начисленной коммунальной услуги "отопление" по квартире N в доме N по улице <данные изъяты> он обратился в ООО "Апрель-Менеджмент" с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и просил предоставить ему документальные подтверждения о наличии проекта согласования узлов учета тепловой энергии, актов их допуска к эксплуатации, актов признания их заинтересованными сторонами не соответствующими требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учета, помесячных объемах потребления указанного коммунального ресурса за весь период выставления ему квитанций по оплате коммунальных услуг в виде актов ежемесячного учета между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией, копию договора на снабжение дома тепловой энергией, выкопировку из технического паспорта БТИ на жилой дом. Однако ответчик не представил ему запрошенную информацию ни в сроки, установленные п. 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ни ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Указал, что действия ответчика также не соответствуют положениям ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", обязывающей исполнителя предоставить потребителю достоверную и полную информацию о предоставляемой им услуге. Непредставление запрашиваемой информации является также фактом причинения ему морального вреда, который он оценивает в размере <данные изъяты>
Истец Р. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Р. по доверенности Г. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представил ходатайство о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты>
Представитель ответчика ООО "Апрель-Менеджмент" по доверенности М. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Р. по тем основаниям, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" запрашиваемые истцом документы не являются объектами раскрытия информации, вследствие чего ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил истцу мотивированный ответ на письменное обращение Р. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложил ознакомиться с запрашиваемыми документами в офисе управляющей компании ООО "Апрель-Менеджмент". При этом, ДД.ММ.ГГГГ посредством мобильной связи руководитель ООО "Апрель-Менеджмент" пригласил истца в офис для ознакомления с запрашиваемыми им материалами, однако Р. данное приглашение проигнорировал.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Р.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Р. к ООО "Апрель-Менеджмент" о признании незаконным бездействия, связанного с непредставлением запрошенной информации, обязании предоставить истребуемую информацию, компенсации морального вреда и взыскании штрафа, отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Р. по доверенности Г. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу генеральный директор ООО "Апрель-менеджмент" С.О. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Р. по доверенности Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Р.
Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации" деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается, в том числе в доступности для граждан информации, предоставляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.
Согласно п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В развитие данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23 сентября 2010 года был утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту Стандарт), устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1).
Согласно абз. 2 п. 2 Стандарта (в редакции, действующей на момент подачи истцом заявления в управляющую компанию), под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта.
Так, согласно п. 3 указанного Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (п. 10 Стандарта).
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее <данные изъяты> года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 11 Стандарта).
В соответствии с п. 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Из п. 14 вышеназванного Стандарта следует, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей; величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа <данные изъяты> и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 17 Стандарта определено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
При этом, п. 21 Стандарта предусмотрено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в <данные изъяты> срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Требования к письменному запросу содержатся в п. 23 Стандарта, в соответствии с которым в нем (запросе) указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество потребителя, излагается суть заявления, а также почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры N общей площадью <данные изъяты>, расположенной в многоквартирном жилом доме N по улице <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ.
Организацией, осуществляющей управление и эксплуатацию многоквартирного жилого дома N по улице <данные изъяты>, является ООО "Апрель-Менеджмент".
Судом также установлено, что заявление Р. от ДД.ММ.ГГГГ было принято сотрудником ООО "Апрель-Менеджмент" в этот же день, что подтверждается отметкой о его получении.
Из содержания заявления Р. следует, что он просил предоставить ему следующие документы, заверенные надлежащим образом: проект согласования узлов учета тепловой энергии, акты их допуска к эксплуатации, акты признания их заинтересованными сторонами не соответствующими требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учета, объемы потребления указанного коммунального ресурса за весь период выставления ему квитанций по оплате коммунальных услуг в виде актов ежемесячного учета между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией, копию договора на снабжение дома тепловой энергией, выкопировку из технического паспорта БТИ на жилой дом. При этом способ получения испрашиваемых документов заявителем указан не был.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Управляющей компанией ООО "Апрель-Менеджмент" на обращение истца Р. дан ответ со ссылкой на положения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что управляющая организация должна предоставлять информацию в виде сведений, которые размещены в сети интернет на сайтах <данные изъяты> или на <данные изъяты> При этом, истцу разъяснено, что Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не предусматривает обязанности Управляющей организации выдавать копии каких-либо документов, в том числе запрошенных им. Вместе с тем, Р. разъяснено право на ознакомление с запрошенными им документами в офисе Управляющей компании по адресу: <адрес>, предварительно согласовав дату и время его ознакомления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, Стандартами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, оценив представленные сторонами доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку, сопоставляя содержание информации, которая подлежит раскрытию управляющей организацией в силу предписаний Стандарта раскрытия информации, с требованиями, изложенными в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрена обязанность управляющей организации выдавать перечень запрошенных истцом документов (проект согласования узлов учета тепловой энергии, акты допуска к эксплуатации тепловых приборов учета, акты признания тепловых приборов учета заинтересованными сторонами не соответствующими требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учета, сведения об объемах потребления тепловой энергии за весь период выставления Р. квитанций по оплате коммунальных услуг в виде актов ежемесячного учета между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией, копию договора на снабжение многоквартирного жилого дома тепловой энергией, выкопировку из технического паспорта БТИ относительно площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома), и что при отсутствии такой обязанности нельзя говорить о нарушении ООО "Апрель-Менеджмет" сроков ее предоставления.
Не вызывает сомнений правомерность выводов суда о том, что при вышеуказанных обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования Р. о взыскании с ООО "Апрель-Менеджмент" компенсации морального вреда, штрафа, в том числе судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая их правильными, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах и нормах материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также считает несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Р. по доверенности Г. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)