Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Читаэнергосбы" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года по делу N А78-9212/2014 по заявлению ОАО "Читаэнергосбы" (Забайкальский край, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36 (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 7 (ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) об оспаривании предписания,
суд первой инстанции, судья А.Б. Литвинцев,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Широковой Т.С., представителя по доверенности от 31.12.2014 года;
- от заинтересованного лица: Щербакова А.С., представителя по доверенности от 12.01.2015 года;
- установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество (ОАО) "Читаэнергосбыт", обратился с заявлениями к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене предписания N 943 от 02.07.2017.
Решением суда первой инстанции от 17 октября 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона, ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., не подлежат оснащению приборами учета используемых энергоресурсов.
В нарушение данных положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. на многоквартирный жилой дом N 15, расположенный по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, был установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии, на основании показаний которого ОАО "Читаэнергосбыт" в 2013, 2014 осуществляло начисление жильцам дома плату на ОДН за предоставленную услугу - электроснабжение.
Указанные действия ОАО "Читаэнергосбыт" противоречат положениям, установленным в статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Следовательно, выданное Обществу предписание соответствует требованиям действующего законодательства.
На территории Забайкальского края органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.
Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что закон не запрещает в ветхих и аварийных домах устанавливать приборы учета для расчета ОДНУ, а отсутствие обязательного учета не означает запрета на его организацию.
Кроме того административный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязал общество произвести перерасчет, в то время как орган вправе либо указать о прекращении нарушений законодательства, либо обратиться в суд от имени жильцов дома за взысканием указанной переплаты.
Закон не наделяет службу правом возлагать на общество обязанность по возврату части полученных платежей.
Представитель Службы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, пояснив, что согласно ст. 20 ЖК РФ служба вправе выдавать предписания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.11.2014.
Информация об отложении судебного заседания, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.12.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно оспариваемому предписанию от 02.07.2014 N 943, Служба возложила на общество обязанность в срок до 29.07.2014 произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям с последующим их уведомлением (т. 1, л. 20).
Как установила служба в ходе проверки жилого дома расположенного по адресу Забайкальский край, Тунгокочинский район, п. Вершино-Дарасунский, ул. Лесная, дом 15, признан пригодным для проживания, в связи с чем, принято решение Постановлением администрации муниципального образования городского поселения "Вершино-Дарасунское" муниципального района "Тунгокочинский район" Читинского района от 22.12.2010 N 175 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.
В целях выполнения условий сохранности дома и приведения в технически исправное состояние дом включен в программу "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2012 г. (л.д. 42).
Капитальный ремонт данного жилого дома до настоящего времени не произведен, что не оспаривается заявителем.
Статьями 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания закона требования об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. жильцам многоквартирного жилого дома N 15, расположенного по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, ОАО "Читаэнергосбыт" в 2013, 2014 гг. осуществляло начисление платы на ОДН за предоставленную услугу - электроснабжение на основании общедомового прибора учета (ОДПУ) электрической энергии.
Как понимает суд апелляционной инстанции, требования ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 устанавливает, что расходы, учтенные по общедомовому прибору учета, не подлежат отнесению на жильцов аварийных домов и домов подлежащих капитальному ремонту, если такое решение принято до 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) в жилом доме признанным до 01.01.2013 года требующем капитального ремонта, само по себе не дает права обществу включать стоимость коммунального ресурса учтенного по такому прибору учета в плату жильцов проживающих в таком доме.
Таким образом, выводы Жилищной инспекции о неправильности начисления жильцам данного дома платы за электроэнергию за 2013-2014 годы на ОДН является правильным.
Действительно законодательство не устанавливает запрета устанавливать в домах требующих капитального ремонта по решению принятому д 01.01.2013 общедомового прибора учета.
Между тем, законодательство запрещает включать в стоимость коммунальных услуг жильцов такого дома суммы, начисленные по данным приборам учета, до проведения в таких домах капитального ремонта.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса (в редакции проверяемого периода) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Между тем, в данном деле не оспаривается право Жилищной инспекции выдавать обществу предписания как таковое. Вопрос состоит в том, вправе ли Жилищная инспекция потребовать таким предписанием возвратить жильцам дома излишне уплаченные ими суммы коммунальных платежей.
Так, ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
6. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.
Из указанного в частности следует, что Жилищная инспекция в праве выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
- Суд апелляционной инстанции усматривает, что из оспариваемого предписания не следует, что обществу выдано предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
- Между тем, из смысла оспариваемого предписания следует, что Жилищная инспекция возложила на общество обязанность произвести перерасчет за коммунальные платежи всем жителям, что не связано ни с требованием о прекращении нарушения, ни с устранением выявленных нарушений, ни с обязанностью обеспечить соблюдение обязательных требований.
Согласно материалам дела, Служба установила только нарушение принципа начисления коммунальной платы, без относительно конкретного жильца, в связи с чем, ее требование о проведении жильцам дома перерасчета без указания конкретных сумм и периодов, не может соответствовать законным критериям предписания.
Из названных норм ЖК РФ не следует, что Жилищная инспекция вправе требовать от ресурсоснабжающей предприятий возврата части коммунальных платежей, без их индивидуализации путем выдачи предписания.
Между тем, в силу ст. 20 ЖК РФ, Жилищная инспекция вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочным выводом о наличии у Жилищной инспекции полномочий связанных с требованием от общества проведения перерасчетом по уже уплаченным коммунальным платежам, путем выдачи предписания в порядке п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, когда такое требование не содержит конкретных сумм перерасчета и расчетных периодов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям ст. 20 ЖК РФ, поскольку оно не связано с требованием о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а связано с возвратом излишне платы за коммунальный ресурс, что регулируется договорными отношениями между потребителем и поставщиком коммунального ресурса, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе и по требованию Жилищной инспекции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Требования общества подлежат удовлетворению.
Взыскать с Жилищной инспекции в пользу общества 3000 рублей, судебных расходов связанных с уплатой государственной пошлины (платежное поручение N 10202 от 15.08.2014 (т. 1, л. 7), N 10857 от 25.08.2014 (т. 1, л. 77).
Возвратить ОАО "Читаэнергосбыт" из федерального бюджета излишне уплаченную пошлину в размере 1 000 руб. уплаченную платежным поручением N 10857 от 25.08.2014 (т. 1, л. 77).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "17" октября 2014 года по делу N А78-9212/2014 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать предписание Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 02.07.2014 года N 943 незаконным, как несоответствующее Жилищному Кодексу Российской Федерации.
Государственной жилищной инспекции по Забайкальскому краю устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Забайкальскому краю в пользу открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" 3 000 рублей, судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2015 N 04АП-6262/2014 ПО ДЕЛУ N А78-9212/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А78-9212/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Читаэнергосбы" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года по делу N А78-9212/2014 по заявлению ОАО "Читаэнергосбы" (Забайкальский край, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36 (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 7 (ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) об оспаривании предписания,
суд первой инстанции, судья А.Б. Литвинцев,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Широковой Т.С., представителя по доверенности от 31.12.2014 года;
- от заинтересованного лица: Щербакова А.С., представителя по доверенности от 12.01.2015 года;
- установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество (ОАО) "Читаэнергосбыт", обратился с заявлениями к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене предписания N 943 от 02.07.2017.
Решением суда первой инстанции от 17 октября 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона, ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., не подлежат оснащению приборами учета используемых энергоресурсов.
В нарушение данных положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. на многоквартирный жилой дом N 15, расположенный по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, был установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии, на основании показаний которого ОАО "Читаэнергосбыт" в 2013, 2014 осуществляло начисление жильцам дома плату на ОДН за предоставленную услугу - электроснабжение.
Указанные действия ОАО "Читаэнергосбыт" противоречат положениям, установленным в статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Следовательно, выданное Обществу предписание соответствует требованиям действующего законодательства.
На территории Забайкальского края органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.
Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что закон не запрещает в ветхих и аварийных домах устанавливать приборы учета для расчета ОДНУ, а отсутствие обязательного учета не означает запрета на его организацию.
Кроме того административный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязал общество произвести перерасчет, в то время как орган вправе либо указать о прекращении нарушений законодательства, либо обратиться в суд от имени жильцов дома за взысканием указанной переплаты.
Закон не наделяет службу правом возлагать на общество обязанность по возврату части полученных платежей.
Представитель Службы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, пояснив, что согласно ст. 20 ЖК РФ служба вправе выдавать предписания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.11.2014.
Информация об отложении судебного заседания, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.12.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно оспариваемому предписанию от 02.07.2014 N 943, Служба возложила на общество обязанность в срок до 29.07.2014 произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям с последующим их уведомлением (т. 1, л. 20).
Как установила служба в ходе проверки жилого дома расположенного по адресу Забайкальский край, Тунгокочинский район, п. Вершино-Дарасунский, ул. Лесная, дом 15, признан пригодным для проживания, в связи с чем, принято решение Постановлением администрации муниципального образования городского поселения "Вершино-Дарасунское" муниципального района "Тунгокочинский район" Читинского района от 22.12.2010 N 175 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.
В целях выполнения условий сохранности дома и приведения в технически исправное состояние дом включен в программу "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2012 г. (л.д. 42).
Капитальный ремонт данного жилого дома до настоящего времени не произведен, что не оспаривается заявителем.
Статьями 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания закона требования об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. жильцам многоквартирного жилого дома N 15, расположенного по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, ОАО "Читаэнергосбыт" в 2013, 2014 гг. осуществляло начисление платы на ОДН за предоставленную услугу - электроснабжение на основании общедомового прибора учета (ОДПУ) электрической энергии.
Как понимает суд апелляционной инстанции, требования ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 устанавливает, что расходы, учтенные по общедомовому прибору учета, не подлежат отнесению на жильцов аварийных домов и домов подлежащих капитальному ремонту, если такое решение принято до 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) в жилом доме признанным до 01.01.2013 года требующем капитального ремонта, само по себе не дает права обществу включать стоимость коммунального ресурса учтенного по такому прибору учета в плату жильцов проживающих в таком доме.
Таким образом, выводы Жилищной инспекции о неправильности начисления жильцам данного дома платы за электроэнергию за 2013-2014 годы на ОДН является правильным.
Действительно законодательство не устанавливает запрета устанавливать в домах требующих капитального ремонта по решению принятому д 01.01.2013 общедомового прибора учета.
Между тем, законодательство запрещает включать в стоимость коммунальных услуг жильцов такого дома суммы, начисленные по данным приборам учета, до проведения в таких домах капитального ремонта.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса (в редакции проверяемого периода) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Между тем, в данном деле не оспаривается право Жилищной инспекции выдавать обществу предписания как таковое. Вопрос состоит в том, вправе ли Жилищная инспекция потребовать таким предписанием возвратить жильцам дома излишне уплаченные ими суммы коммунальных платежей.
Так, ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
6. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.
Из указанного в частности следует, что Жилищная инспекция в праве выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
- Суд апелляционной инстанции усматривает, что из оспариваемого предписания не следует, что обществу выдано предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
- Между тем, из смысла оспариваемого предписания следует, что Жилищная инспекция возложила на общество обязанность произвести перерасчет за коммунальные платежи всем жителям, что не связано ни с требованием о прекращении нарушения, ни с устранением выявленных нарушений, ни с обязанностью обеспечить соблюдение обязательных требований.
Согласно материалам дела, Служба установила только нарушение принципа начисления коммунальной платы, без относительно конкретного жильца, в связи с чем, ее требование о проведении жильцам дома перерасчета без указания конкретных сумм и периодов, не может соответствовать законным критериям предписания.
Из названных норм ЖК РФ не следует, что Жилищная инспекция вправе требовать от ресурсоснабжающей предприятий возврата части коммунальных платежей, без их индивидуализации путем выдачи предписания.
Между тем, в силу ст. 20 ЖК РФ, Жилищная инспекция вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочным выводом о наличии у Жилищной инспекции полномочий связанных с требованием от общества проведения перерасчетом по уже уплаченным коммунальным платежам, путем выдачи предписания в порядке п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, когда такое требование не содержит конкретных сумм перерасчета и расчетных периодов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям ст. 20 ЖК РФ, поскольку оно не связано с требованием о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а связано с возвратом излишне платы за коммунальный ресурс, что регулируется договорными отношениями между потребителем и поставщиком коммунального ресурса, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе и по требованию Жилищной инспекции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Требования общества подлежат удовлетворению.
Взыскать с Жилищной инспекции в пользу общества 3000 рублей, судебных расходов связанных с уплатой государственной пошлины (платежное поручение N 10202 от 15.08.2014 (т. 1, л. 7), N 10857 от 25.08.2014 (т. 1, л. 77).
Возвратить ОАО "Читаэнергосбыт" из федерального бюджета излишне уплаченную пошлину в размере 1 000 руб. уплаченную платежным поручением N 10857 от 25.08.2014 (т. 1, л. 77).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "17" октября 2014 года по делу N А78-9212/2014 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать предписание Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 02.07.2014 года N 943 незаконным, как несоответствующее Жилищному Кодексу Российской Федерации.
Государственной жилищной инспекции по Забайкальскому краю устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Забайкальскому краю в пользу открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" 3 000 рублей, судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)