Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Представитель собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не оплатил оказанные услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46" Латыниной А.Н. (доверенность от 17.07.2015) и Цехновицер О.Ю. (доверенность от 01.06.2015), от санкт-петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" Поташовой С.С. (доверенность от 19.05.2015), рассмотрев 18.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-54572/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 46, ОГРН 1079847154518, ИНН 7841377872 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к санкт-петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1027809248378, ИНН 7825680085 (далее - Учреждение), о взыскании 1 727 978 руб. 75 коп. задолженности за период с 01.09.2011 по 30.06.2014 и 35 000 руб. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, суды, отказав в иске полностью по мотиву отсутствия оснований для возложения на Учреждение обязанности вносить платежи, не внесенные нанимателями жилых помещений, не приняли во внимание, что часть взыскиваемой платы приходится на пустующие жилые и нежилые помещения.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСЖ приняло в управление многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 46, лит. А, Б с 01.06.2008, что подтверждается приемо-сдаточными актами от 08.05.2008, актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 08.05.2008 N 989 и 990, авизо от 22.05.2008 N 989 и 990.
В указанном доме расположены жилые и нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Санкт-Петербургу.
Поскольку у Санкт-Петербурга образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2011 по 30.06.2014 в размере 1 727 978 руб. 75 коп., ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения статей 67, 153 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.06.2013 N 15066/12, пришли к выводу, что вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации обязаны наниматели спорных жилых помещений и такая обязанность на собственника возложена быть не может.
Между тем такой вывод судов верен лишь относительно взыскания задолженности за заселенные жилые помещения.
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
В то же время из искового заявления и других материалов дела (приложений к договорам, расчетов) следует, что ТСЖ заявило требование о взыскании платы как за заселенные, так и за пустующие жилые помещения, а также за нежилые помещения. Следовательно, принимая во внимание положения приведенных норм, именно на Санкт-Петербурге, уполномоченным представителем которого является ответчик, лежит обязанность по несению расходов на содержание принадлежащих ему незаселенных жилых помещений и у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска в этой части.
Суды также отказали во взыскании части платы, приходящейся на нежилые помещения, со ссылкой на распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - распоряжение N 310-р). Суды признали Учреждение ненадлежащим ответчиком по этой части требований, поскольку районные жилищные агентства несут обязанности по содержанию и сохранению общего имущества жилого дома только в отношении жилых помещений, собственником которых является Санкт-Петербург.
Между тем судами не учтено следующего.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме (в данном случае - Санкт-Петербург), в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения и общего имущества.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств (далее - Положение), утвержденного распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, собственником которого он является, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения указанного помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2.1.14 Типового устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р Учреждение представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Распоряжением Жилищного комитета от 04.02.2013 N 68-р утверждена форма примерного договора управления, заключаемого между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в доме. Распоряжением Жилищного комитета от 04.02.2013 N 69-р утверждена форма примерного договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ЖСК, ЖК, ТСЖ, в которых расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, и предоставление коммунальных услуг.
Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, представляя интересы Санкт-Петербурга - собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций или ТСЖ, ЖСК, ЖК, заключают договоры с указанными организациями в соответствии с примерными формами, утвержденными Жилищным комитетом, и несут соответствующие расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах в отношении находящихся в собственности Санкт-Петербурга помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга за исключением предоставленных нанимателям жилых помещений.
Пунктом 3.4.34.-1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 57 введен пункт 3.4.34.2 о праве администрации в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении. При всем этом об осуществлении администрацией таких же полномочий в отношении нежилых помещений в многоквартирных домах в названном Положении не говорится.
Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено выделение средств на финансирование расходов Санкт-Петербурга на содержание нежилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу на праве собственности, администрациям районов Санкт-Петербурга по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящиеся в управлении жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также управляющих организаций.
Вопрос о том какое лицо осуществляет распоряжение данными средствами - администрация или жилищные агентства, в законе не разрешен, а Учреждение доказательств об отсутствии выделения ему средств на данные цели не направило.
За предыдущий период ТСЖ обращалось в суд за взысканием задолженности за содержание спорных нежилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, и сумма неосновательного обогащения была взыскана за счет Учреждения.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для отказа в иске о взыскании платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, в части, приходящейся на принадлежащие Санкт-Петербургу нежилые помещения, по тому основанию, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, является недостаточно обоснованным и дело в этой части также подлежит направлению на новое рассмотрение для установления лица, уполномоченного возместить расходы ТСЖ на содержание нежилых помещений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой и (или) постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
В данном случае суды отказали в иске полностью, не исследовав обоснованность заявленных требований в части взыскания платы за содержание пустующих жилых и нежилых помещений по размеру, не проверили правильность представленных истцом расчетов. Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, в том числе определения части платежей, приходящихся на пустующие жилые и нежилые помещения, решение вопроса о привлечении к участию в деле соответчика, что невозможно в суде кассационной инстанции, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в полном объеме, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом доводов и возражений сторон установить какая часть заявленной суммы приходится на незаселенные жилые и нежилые помещения, проверить обоснованность ее начисления, в зависимости от установленного разрешить спор и в соответствии с принятым решением распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А56-54572/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2015 N Ф07-5486/2015 ПО ДЕЛУ N А56-54572/2014
Требование: О взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Представитель собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не оплатил оказанные услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N А56-54572/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46" Латыниной А.Н. (доверенность от 17.07.2015) и Цехновицер О.Ю. (доверенность от 01.06.2015), от санкт-петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" Поташовой С.С. (доверенность от 19.05.2015), рассмотрев 18.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-54572/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Пале-Рояль, Литейный - 46", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 46, ОГРН 1079847154518, ИНН 7841377872 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к санкт-петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1027809248378, ИНН 7825680085 (далее - Учреждение), о взыскании 1 727 978 руб. 75 коп. задолженности за период с 01.09.2011 по 30.06.2014 и 35 000 руб. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, суды, отказав в иске полностью по мотиву отсутствия оснований для возложения на Учреждение обязанности вносить платежи, не внесенные нанимателями жилых помещений, не приняли во внимание, что часть взыскиваемой платы приходится на пустующие жилые и нежилые помещения.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСЖ приняло в управление многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 46, лит. А, Б с 01.06.2008, что подтверждается приемо-сдаточными актами от 08.05.2008, актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 08.05.2008 N 989 и 990, авизо от 22.05.2008 N 989 и 990.
В указанном доме расположены жилые и нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Санкт-Петербургу.
Поскольку у Санкт-Петербурга образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2011 по 30.06.2014 в размере 1 727 978 руб. 75 коп., ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения статей 67, 153 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.06.2013 N 15066/12, пришли к выводу, что вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации обязаны наниматели спорных жилых помещений и такая обязанность на собственника возложена быть не может.
Между тем такой вывод судов верен лишь относительно взыскания задолженности за заселенные жилые помещения.
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
В то же время из искового заявления и других материалов дела (приложений к договорам, расчетов) следует, что ТСЖ заявило требование о взыскании платы как за заселенные, так и за пустующие жилые помещения, а также за нежилые помещения. Следовательно, принимая во внимание положения приведенных норм, именно на Санкт-Петербурге, уполномоченным представителем которого является ответчик, лежит обязанность по несению расходов на содержание принадлежащих ему незаселенных жилых помещений и у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска в этой части.
Суды также отказали во взыскании части платы, приходящейся на нежилые помещения, со ссылкой на распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - распоряжение N 310-р). Суды признали Учреждение ненадлежащим ответчиком по этой части требований, поскольку районные жилищные агентства несут обязанности по содержанию и сохранению общего имущества жилого дома только в отношении жилых помещений, собственником которых является Санкт-Петербург.
Между тем судами не учтено следующего.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме (в данном случае - Санкт-Петербург), в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения и общего имущества.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств (далее - Положение), утвержденного распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, собственником которого он является, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения указанного помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2.1.14 Типового устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р Учреждение представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Распоряжением Жилищного комитета от 04.02.2013 N 68-р утверждена форма примерного договора управления, заключаемого между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в доме. Распоряжением Жилищного комитета от 04.02.2013 N 69-р утверждена форма примерного договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ЖСК, ЖК, ТСЖ, в которых расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, и предоставление коммунальных услуг.
Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, представляя интересы Санкт-Петербурга - собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций или ТСЖ, ЖСК, ЖК, заключают договоры с указанными организациями в соответствии с примерными формами, утвержденными Жилищным комитетом, и несут соответствующие расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах в отношении находящихся в собственности Санкт-Петербурга помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга за исключением предоставленных нанимателям жилых помещений.
Пунктом 3.4.34.-1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 57 введен пункт 3.4.34.2 о праве администрации в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении. При всем этом об осуществлении администрацией таких же полномочий в отношении нежилых помещений в многоквартирных домах в названном Положении не говорится.
Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено выделение средств на финансирование расходов Санкт-Петербурга на содержание нежилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу на праве собственности, администрациям районов Санкт-Петербурга по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящиеся в управлении жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также управляющих организаций.
Вопрос о том какое лицо осуществляет распоряжение данными средствами - администрация или жилищные агентства, в законе не разрешен, а Учреждение доказательств об отсутствии выделения ему средств на данные цели не направило.
За предыдущий период ТСЖ обращалось в суд за взысканием задолженности за содержание спорных нежилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, и сумма неосновательного обогащения была взыскана за счет Учреждения.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для отказа в иске о взыскании платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, в части, приходящейся на принадлежащие Санкт-Петербургу нежилые помещения, по тому основанию, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, является недостаточно обоснованным и дело в этой части также подлежит направлению на новое рассмотрение для установления лица, уполномоченного возместить расходы ТСЖ на содержание нежилых помещений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой и (или) постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
В данном случае суды отказали в иске полностью, не исследовав обоснованность заявленных требований в части взыскания платы за содержание пустующих жилых и нежилых помещений по размеру, не проверили правильность представленных истцом расчетов. Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, в том числе определения части платежей, приходящихся на пустующие жилые и нежилые помещения, решение вопроса о привлечении к участию в деле соответчика, что невозможно в суде кассационной инстанции, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в полном объеме, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом доводов и возражений сторон установить какая часть заявленной суммы приходится на незаселенные жилые и нежилые помещения, проверить обоснованность ее начисления, в зависимости от установленного разрешить спор и в соответствии с принятым решением распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А56-54572/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)