Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.02.2014 ПО ДЕЛУ N 3-3/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. по делу N 3-3/2014


Ульяновский областной суд в составе:
судьи Королевой А.В.,
при секретаре Б.Г.И.,
с участием прокурора Фомичева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года N 06-265 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области" (с изменениями) в части утверждения приложения N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды",
установил:

Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года N 06-265 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области" (с изменениями) в части утверждения приложения N 2 к приказу, предусматривающему нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Заявление мотивировало тем, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды был применен расчетный метод, как указано в самом оспариваемом акте. Однако, имелись основания для применения метода аналогов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, поскольку, согласно данных сайта Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска по состоянию на 17 июня 2013 года, общий процент оснащенности многоквартирных домов приборами учета составляет 99%. Кроме того, при установлении оспариваемых нормативов Министерство не обращалось ни к исполнителям коммунальных услуг, ни к ресурсоснабжающим организациям с запросом о предоставлении данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в многоквартирных домах.
Применение Министерством расчетного метода, а не метода аналогов, привело к занижению нормативов потребления рассматриваемой коммунальной услуги, что существенно нарушает права и законные интересы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов. Разница между нормативным и фактическим потреблением коммунальной услуги является существенной. Поскольку заранее известно, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не примут на общих собраниях решений о распределении между собой объема коммунальной услуги в размере превышения, то управляющие организации понесут прямые убытки, оплачивая за свой счет ресурсоснабжающей организации за фактически потребленный ресурс. Это усугубит экономическое положение управляющих организаций, вплоть до их банкротства.
Также обращает внимание в поданном заявлении, что Министерство при установлении нормативов использовало данные отчета, подготовленного ООО "Экспертно-консалтинговый центр" в 2011 году, в то время, как оспариваемые нормативы установлены и действуют с 17 августа 2012 года, и с изменениями от 28 января 2013 года.
Установление заниженных нормативов не стимулирует потребителей коммунальной услуги устанавливать индивидуальные приборы учета и нарушает общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики.
В судебном заседании представители Некоммерческого партнерства И.О.А. и С.Е.С. заявление поддержали, дав пояснения аналогичные содержанию поданного в суд заявления.
Представитель Министерства экономики и планирования Ульяновской области (правопреемник Министерства экономики Ульяновской области) М.О.А. просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что оспариваемый приказ принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, расчеты нормативов соответствует утвержденным формулам. Расчетный метод был использован в связи с тем, что методом аналогов подсчитать нормативы не имелось возможности. Вывод о невозможности использования метода аналогов основан на заключении ООО "Экспертно-консалтинговый центр" от 2011 года и отсутствии данных для применения метода аналогов, так как муниципалитеты на запрос о представлении соответствующих данных не ответили.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года N 06-265 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии на территории Ульяновской области" были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды - приложение N 2.
Впоследствии в приказ дважды вносились изменения от 06 сентября 2012 года N 06-284 и от 28 января 2013 года N 06-17.
На день рассмотрения заявления приложение N 2 к приказу действует в следующей редакции:
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ
НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ






















































Примечание:
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды установлены с применением расчетного метода.

Оспариваемый приказ и изменения были официально опубликованы в газете "Ульяновская правда": N 90 (23.215) от 22 августа 2012 года, N 102 (23.227) от 19 сентября 2012 года, N 10 (23.281) от 30 января 2013 года соответственно.
На момент издания оспариваемого приказа действовало Положение о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 18 декабря 2007 года N 29/478 (с изменениями), пункт 2.2.7 которого предусматривал такое полномочие, как установление нормативов потребления коммунальных услуг потребителями в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах при отсутствии приборов учета.
Компетенция, порядок принятия и официального опубликования оспариваемого приказа соблюдены.
На основании постановления Правительства Ульяновской области от 03 апреля 2013 года N 113-П Министерство экономики и планирования Ульяновской области является правопреемником Министерства экономики Ульяновской области.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений (к которым относятся и дела об оспаривании нормативных правовых актов), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет законность оспариваемого акта или его части в полном объеме независимо от оснований, указанных в заявлении.
Рассматривая довод заявителя о несоответствии оспариваемого приказа требованиям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 год N 306 в части использования расчетного метода вместо метода аналогов, суд исходит из следующего.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил).













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)